Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ и интерпретация результатов исследования
Результаты анкетирования на первом этапе исследования оказались следующими. 90% испытуемых любят урок музыки, отметили себя любителями музыки 80% младших школьников, из них 75% подчеркнули, что любят современную, популярную музыку, и только 10% назвали классическую и народную. Среди любимых композиторов 20% детей назвали П.И. Чайковского, С.Прокофьева, я полагаю, что испытуемые просто назвали знакомые им фамилии, поскольку четких ответов с названиями произведений этих композиторов практически не последовало. Среди любимых произведений были упомянуты некоторые русские популярные песни и поп-группы. Только 10% детей привели примеры из классики: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», - русские народные песни: «Во кузнице», «Во поле береза стояла», - детскую песенку «Буратино». Удивительным оказался высокий уровень (60%) положительных ответов на вопрос: «Сочинял ли ты музыку?», что свидетельствует о довольно высоком творческом потенциале детей исследуемого возраста. Это подтверждают и ответы на вопрос: «Любишь ли ты рисовать свои музыкальные впечатления?» – 60% испытуемых ответили утвердительно, а пробовавших сочинять музыкальные сказки оказалось почти 40%. Из 24 опрошенных детей 5 человек ходят в музыкальную школу по классу фортепиано, 2 ученика– по гитаре. Обучающихся игре на музыкальных инструментах 30%, 60% испытуемых ответили (данные анкеты), что «играют» на музыкальных инструментах! При последующей беседе выяснилось, что дети выдают желаемое за действительное или же просто имеют дома какой-либо музыкальный инструмент и пробуют «играть». Это говорит о перспективности детей младшего школьного возраста в развитии креативности. Убеждает нас в этом и то, что 25% детей на вопрос: «Что больше любишь: слушать, исполнять или сочинять музыку?» - ответили «Все!», 25% - исполнять и сочинять, 20% - исполнять и слушать и 30% детей предпочитают только слушать. Считают, что могут придумать движения под музыку – 60% испытуемых, называют себя восприимчивыми к музыке (меняется настроение) – почти 80% детей. Однако, смогли назвать более трех средств музыкальной выразительности всего 12, 5% детей, одно-два – 30%, и не вспомнили ни одного – около 55% испытуемых. Посредством анкетирования было определено, что отдают предпочтение пению на уроках музыки 50% испытуемых, слушанию музыки – 6%, а остальным 44% детей нравятся разные творческие виды деятельности: пение, слушание, отгадывание музыкальных загадок, кроссвордов, танцы, театрализация песен, рисование и пр. Кроме того, на первом этапе испытуемым был предложен графический символ музыкального произведения в виде цветка (ромашки). Мы сравнили сердцевину цветка с тем образом, который появляется в результате исполненного или прослушанного музыкального произведения, а лепестки обозначали разные музыкально-выразительные средства: темп, тембр, динамика, регистр, лад, ритм и штрихи. С обратной стороны лепестков сделаны «кармашки-темы», в которых, в процессе изучения, будут собираться характеристики указанных средств выразительности. Для определения уровня самостоятельных возможностей испытуемых было предложено аналогичное задание, но на примере малознакомой песни В. Шаинского «Дождь пойдет по улице» из мультфильма «Речка, которая течет на юг». Только 21% испытуемых смогли охарактеризовать музыкальные средства выразительности, создающие образ дождя в названной песне. Некоторые из них определили темп как «медленный», «не быстрый» или «не очень медленный».Штрих назван не был, однако 8% детей заметили, что «музыка отрывистая, похожа на капли дождя». Лад дети также затруднились определить, испытуемых оказались близки к истине, отметив, что песня «не очень веселая, но и не грустная», «спокойная». Регистр (после напоминания значения этого понятия) испытуемых определили, как «не высокий и не низкий». В результате диагностического этапа мы пришли к следующему выводу: уровень креативности у детей младшего среднего возраста можно определить, как средний, однако резерв возможностей и желание творчески развиваться у испытуемых довольно высоки. Второй этап нашего исследования состоял из серии творческих заданий, направленных на освоение средств музыкальной выразительности. Для детей младшего школьного возраста мы установили следующую основную задачу по развитию креативности на уроках музыки: осмысление и усвоение понятий о таких средствах музыкальной выразительности, как интонация, темп, динамика, тембр, штрихи, лад, регистр, ритм. С понятием «штрихи» мы знакомим учащихся на уроке темы «Музыка осени». Детям проигрывается пьеса Балтина «Дождь танцует». Затем предлагается задание на развитие креативности: придумать движение, соответствующее характеру пьесы. С этим заданием справляются около 30% испытуемых. Совместно дети приходят к выводу, что характеру этой пьесы соответствуют подскоки, легкие прыжки. В конце детям дается еще одно задание: повторить за учителем, записать и запомнить новое для них понятие «Staccato», иными словами, отрывисто, коротко. На следующем уроке по приведенной схеме знакомим испытуемых с понятием «Legato». В творческом задании школьникам предлагается пофантазировать и вспомнить примеры, когда какие-либо действия или явления природы «похожи» на штрихи «Legato» и «Staccato». Учащиеся приводят примеры на «Staccato»: спортивные соревнования по прыжкам в высоту; град; лай собаки. На «Legato»: снегопад; убаюкивание малыша; прогулка на лодке с веслами. Этот творческий прием помогает развитию На основе указанных творческих заданий, в процессе их выполнения дети усваивают, что штрихи в музыке – это способы или приемы звукоизвлечения. Таким образом, избегая методов репродуктивной информации, учитель во всех указанных ситуациях способствует развитию креативности младших школьников на уроках музыки. Следующий блок творческих заданий связан с темой громкостной динамики. В рамках второй темы «Зимняя сказка» знакомим детей с фрагментом из балета «Щелкунчик», слушаем русский народный танец «Трепак». Осваиваем понятия f - форте, p - пьяно, крещендо и деминуэндо. На первом занятии в предварительной беседе определяем, какие русские народные инструменты ученики знают (касаемся и такого выразительного средства как тембр). Дети помимо других называют баян или гармошку. Предлагаем испытуемым «поиграть» на гармошке, иными словами раздвигать и сдвигать меха. Объясняем принцип: чем сильнее растягивать меха – тем громче звук, и наоборот. Просим играть тихо, громко, затем – постепенно усилить необходимую силу звучания; уменьшить. Творческие задания на досочинение (импровизация на домысливание), также могут стать критерием для установления уровня развития креативности, и, конечно, максимально использовать возможность своего воображения. На следующем занятии знакомим детей с понятием «лад». Знакомство осуществляем на материале стихотворной сказки «Два брата» Е. Королевой. Один из них окрашивает произведение в грустные, печальные тона (минор), другой любит яркие, веселые, жизнерадостные краски (мажор). Так дети легче отличат мажорное по настроению звучание музыкального произведения от минорного. Картина В. Васнецова «Аленушка» являет собой пример минорного настроения. На уроке с детьми рассматриваем, обсуждаем эту картину. Творческое домашнее задание: передать светлое, радостное настроение в своем рисунке. После прослушивания пьесы Б. Тобиса «Негритенок грустит» и «Негритенок улыбается» (без сообщения названий), учитель просит учащихся выбрать, какое из произведений соответствует настроению Аленушки на картине. Почти 80% испытуемых безошибочно определяют печальный характер первой пьесы («Негритенок грустит»). Творческое задание на ритмопластику: движениями, пластикой, передать настроение двух пьес Тобиса. Несмотря на то, что почти все дети верно определили характер пьес, передать настроение в движении смогли только 20% детей. У остальных же движения бесхарактерные, некоординированные. С целью формирования ладового чувства были предложены следующее творческое задание: сочинить музыкальные интонации радости и грусти, выбрав для этого соответствующий музыкальный инструмент. На выбор предлагаются флейта, кантеле, металлофон и другие. Для грустной интонации дети выбрали флейту, кантеле. На металлофоне учащиеся сочиняли радостные интонации. Успешно справились с этим заданием 40% испытуемых. Далее знакомим детей с синтезатором – современным электронным инструментом, с, по сути, бескрайними возможностями как в звукоподражании, так и в создании новых «космических звучаний». На уроках следует стремиться к тому, чтобы дети воспринимали музыку в целом, иными словами, в первую очередь, чувствовали ее общий характер. Внимание детей обращается на скорость движения, иными словами темп, который тесно взаимосвязан с ритмом музыки. Творческим заданием по освоению ритма предлагаем игру «Имена и ритмы». Ученикам нужно хлопками изобразить ритмические рисунки своих имен. Ударные слоги отмечать более сильными хлопками. Например: И-ра – два хлопка На-та-ша – три хлопка Стас – один хлопок Почти 80% испытуемых без труда справляются с этим заданием. Еще одно творческое задание на развитие чувства ритма – знакомая детская песенка «Тень-тень»: Тень-тень, потетень Выше города плетень После первого исполнения песни хором с прохлопыванием ритмического рисунка предлагаем пропеть ее еще раз по ролям. Одновременно с пением каждый хлопает ритм ладошками. Затем ученикам предлагается «пропеть» свою роль ладошками, без участия голоса. Таким образом, одно творческое задание может содержать в себя несколько методов и приемов исполнения: пение, театрализация, пластическое интонирование, ритмопластика, перевоплощение и др. Учащиеся с радостью принимают участие в этом задании, но успешно справляются со всем разнообразием деятельности с первого раза только 35%. На заключительном этапе нашего экспериментального исследования испытуемым были предложены контрольные задания: самостоятельное графическое моделирование, собирание «Ромашки» (после прослушивания «Танца Анитры» Э. Грига), импровизация, досочинение и анкета. Результаты повторного анкетирования говорят о том, что любят урок музыки 96% испытуемых. Среди любимых произведений и композиторов были названы почти все те, с которыми школьники познакомились на уроках музыки в рамках нашего экспериментального исследования. Ответы на вопросы, связанные с творческим развитием учащихся (4, 5, 6, 10, 12), говорят о заметном росте уровня креативности: 71% сочиняли или пробовали сочинять музыку, почти 80% считают, что им удается сочинение сказок, стихов на музыкальные темы, периодически и с удовольствием рисуют свои музыкальные впечатления более 90% испытуемых. Подтверждают возросший уровень креативности ответы испытуемых на вопрос, что они больше любят: слушать, сочинять или исполнять музыку. В процентном соотношении это выразилось следующим образом: любят «все» 32% детей, лишь 8% предпочитают только слушать. В большинстве же ответов виды деятельности объединялись попарно: исполнять и слушать нравится 27%, исполнять и сочинять – 33% детей. Из ответов на вопрос о том, какие настроения может передавать музыка, видно, что возросли и умения слушать, дети научились сопереживать музыке, отождествлять себя с музыкальным образом. Возросший уровень креативности подтверждается и тем, что почти 71% испытуемых отдали предпочтение творческим видам деятельности: игре на музыкальных инструментах, ритмопластическим этюдам, театрализации песен, цветовому моделированию, рисованию музыкальных впечатлений, музыкальным загадкам. Простые пение и слушание распределились между остальными менее 30% учащихся.
|