![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационно-методическое обеспечение исследования
Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы в третьем классе. Всего в исследовании приняли участие 24 человека. Исследование состояло из трех этапов: диагностический, экспериментальный и заключительный. В течение всего исследования посредством диагностических контрольных заданий, опросов, бесед мы фиксировались рост знаний, умений и навыков по следующим компонентам: - музыкальное восприятие (умения слушать как размышлять об образе, героях произведения); - активность на уроке (общеучебная и собственно музыкальная); - выполнение творческих заданий (рост креативности). На первом этапе (диагностирующем) нами было проведено анкетирование испытуемых. Цель анкетирования – определить уровень креативности младших школьников. Текст анкеты представлен в приложении 1. При анализе анкеты мы обращали повышенное внимание на следующие направления: I блок вопросов связан с уровнем музыкальной информированности (вопросы 3, 7, 8). II блок вопросов связан с отношением к урокам музыки и видам деятельности в пространстве учебного времени (вопросы 1, 2, 3, 11, 14, 15). III блок связан с уровнем креативности младших школьников (вопросы 4, 5, 6, 9, 10, 12, 13). На втором этапе экспериментального исследования была разработана и внедрена программа по изучению и анализу средств музыкальной выразительности. На этом этапе основной целью было развитие креативности младших школьников, иными словами таких их творческих навыков, которые бы способствовали уверенному оперированию музыкальными знаниями, а кроме того активному, уверенному, увлеченному музицированию в самых разных формах. Исходя из этого, каждая тема, связанная со средствами музыкальной выразительности, была раскрыта нами посредством специальной системы творческих заданий. На втором этапе нашего исследования мы стремились к развитию: - творческой фантазии; - умения сопереживать и отождествлять себя с действующим лицом, воспринимать и воплощать его мысли, чувства, настроения; - умения консолидировать наблюдения, воплощать их в импровизациях, в ролевых играх, в музыкальных диалогах, сценах; - навыков сочинения простейших мелодий, напевок, интонаций в определенном ладу, ритме; - навыков музыкальной иллюстрации литературного, живописного произведения; - навыков вокально-хорового и инструментального музицырования; - элементарных навыков репродуктивной ориентации в понятиях; - умения воплощать в словесных, живописных, пластических импровизациях личные впечатления о художественном явлении, музыкальном сочинении. - умений разбирать средства художественной выразительности, концентрировать внимание на роли образной детали. На третьем, завершающем этапе было проведено повторное анкетирование, с целью сравнить полученные результаты, с результатами анкетирования до проведения эксперимента. Цель повторного анкетирования – определить степень изменения креативности у младших школьников после проведения обучающего эксперимента.
|