Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методический анализ учебного материала.
Ц е л ь: ознакомится с задачами, функциями, этапами и содержанием методического анализа; сформировать первоначальные умения выполнения методического анализа содержания учебного материала урока теоретического обучения.
Теоретические сведения. Методический анализ – это мыслительная деятельность преподавателя (мастера производственного обучения) по выявлению понятийного состава, структуры и логики учебного материала и выполнение его методической переработки с учетом специфики формируемых понятий и психологических закономерностей познавательной деятельности учащихся. Цель методического анализа – определение приемов, способов и форм репрезентации отобранного содержания учебного материала, направленных на преодоление трудностей его понимания и усвоения учащимся. Объект методического анализа – содержание учебной информации, методы, методика и технология обучения. Предмет методического анализа – приемы, методы редуцирования и представления содержания учебного материала с учетом психологических способностей учащихся к пониманию, запоминанию и усвоению учебной информации. Функции методического анализа – выявление и преодоление трудностей понимания и усвоения учащимися новых знаний, умений; конструирование деятельности учащихся по овладению новой системы понятий и способов деятельности. Продукт методического анализа – дидактически редуцированный и методически отобранный учебный материал, представленный в оптимальной для восприятия и понимания форм. Учебный материал – часть конкретного социального опыта, воплощенного в тексте учебника, речи преподавателя и других средствах обучения и подлежащая усвоению за единицу учебного времени. Этапы методического анализа учебного материала: - подбор учебного материала; - структурно-логический анализ его содержания; - методическая редукция учебного материала; - определение состава предметно-познавательной деятельности учащихся; - выбор методов, средств и форм обучения; - конкретизация обучающей цели; - рефлексия методической деятельности. Результатом отбора содержания учебного материала по предмету является выбор преподавателем (мастером производственного обучения) конкретного учебника (или учебников) для представления учебного материала к уроку. При этом следует учитывать, чтобы уровень теоретического обобщения и степень абстракции предъявляемого учебного материала соответствовали уровню обучения учащихся, психологическим и возрастным закономерностям усвоения учебной информации. Структурно-логический анализ заключается в выделении элементов знаний (учебных элементов), их классификации, установлении связей и отношений между ними. Учебный элемент (УЭ) – понятие, обозначающее техническое устройство, явление, физический процесс, закон и подлежащее изучению. Форма и способ выражения информации не считаются учебными элементами. Понятия подразделяются на опорные и новые. К опорным относятся понятия, на основе которых формируются новые знания, приемы умственной деятельности. К новым относятся понятия, впервые формулируемые на уроке. Выделяют уровни сформированности понятий: узнавание (распознавание); воспроизведение; умение; трансформация. На основании этого признака в изучаемом материале понятия могут формироваться на соответствующих уровнях: 1. Знакомство (представление) – понятия второстепенного характера, которые учащиеся должны узнавать, распознавать, соотносить, знать определение и назначение; 2. Воспроизведение – уровень понятий, используемых для объяснения характеристик, свойств, конструкций; 3. Умение – уровень понятий, применяемых для анализа физических явлений и процессов. 4. Трансформация – уровень понятий, изучаемых как навык и применяемых для решения задач творческого характера. Качество усвоения учебной информации учащимися характеризуется соответственно уровнем усвоения, который показывает степень достигнутого в обучении мастерства владения деятельностью. В профессиональном обучении приняты следующие уровни усвоения знаний: 1-ый уровень – ученический – репродуктивное действие с подсказкой; 2-ой уровень – алгоритмический - репродуктивное действие по памяти; 3-ий уровень – эвристический - выполнение продуктивной деятельности на некотором множестве объектов, создание субъективно новой (для себя) информации; 4-ый уровень – творческий - выполнение продуктивной деятельности, результатом которой является создание объективно новой информации. Уровень научности изложения понятий и усвоения учебного материала характеризуется ступенью абстракции в описании явлений. Различают следующие ступени абстракции: Ступень А (феноменологическая) – описательное изложение фактов, явлений; использование естественного языка и житейских понятий. Ступень Б (предсказательная) – элементарное объяснение, использование языка науки. Ступень В (прогностическая) – объяснение явлений данной области и создание их количественной теории. Ступень Г (аксиоматическая) – объяснение явлений с использованием высокой степени общности и междисциплинарного языка науки. Методическая редукция – прием или их совокупность, применяемых для трансформации содержания учебного материала или отдельного понятия в форму, удобную для его восприятия и усвоения обучающимися. Состав предметно-познавательной деятельности – это выявление процедур учебной деятельности учащихся (модели учебной деятельности) по усвоению понятий, посредством которой они могут быть введены в область знаний данной темы и приводящих к полному усвоению содержания данной темы. Выбор методов обучения определяется дидактическими условиями, к которым относятся: структура и логика содержания учебного материала урока; учебно-познавательные возможности учащихся (знание опорных понятий, уровень развития мышления); возможности преподавателя (его личный опыт); материально-техническое обеспечение урока. Преподаватель (мастер производственного обучения) должен ясно понимать результаты деятельности учащихся на уроке, т.е. при подготовке к уроку необходимо, определить учебные цели занятия. Учебные (когнитивные) цели описывают достигаемый результат, которым учащийся должен располагать в конце изучения темы, выражаемый в психологических новообразованиях личности учащегося, новых знаниях и умениях, приемах познавательной деятельности. Таксономия учебных целей для когнитивной области: «знание ®понимание ® применение ® анализ ® синтез ® оценка». На каждом когнитивном уровне учащийся может выполнять соответствующие этому уровню виды деятельности. Обучающая цель формулируется для преподавателя и описывает планируемый результат его педагогической деятельности на уроке. Решая мыслительные задачи, в процессе учебной деятельности, «человек приходит к пониманию того, почему и как они решаются». Человек при этом начинает контролировать и оценивать собственные действия. В этом и заключается смысл рефлексии. Появление рефлексии означает возникновение нового самосознания, развитие ее – это развитие и расширение сознания, формирование обобщающего способа действия. Практическое задание Выполнить методический анализ учебного материала урока предмета профессиональной подготовки по следующемуму алгоритму: 1. Профессиональное учебное заведение: __________________________ Профессия: _________________________________________________ Курс обучения: _______________Группа №______________________ 2. Учебный предмет: ___________________________________________ Тема урока: ________________________________________________ Источники учебной информации: (автор, наименование, год издания). 3. Учебные элементы, содержащиеся в учебном материале:
4. Форма представления новых понятий:
5. Предметно-познавательная деятельность, методы и средства обучения:
6. Формулировка целей:
Литература: 4, 12, 16, 24, 25
Практическая работа 4
|