Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка качества обучения в профессиональных учебных заведениях.
Ц е л ь: закрепить знания о системах оценки качества профессиональной подготовки учащихся УНПО и сформировать первоначальные умения по их применению в учебном процессе. Теоретические сведения
Проблема оценки качества обучения является ключевой для реализации государственного стандарта профессионального образования. Системы оценки качества обучения в профессиональной школе можно разделить на две группы. К первой группе относятся качественные экспертноориентированные системы оценки, основанные на описательном задании критериев и показателей качества профессионального обучения. Данный подход основан на том, что оценка результатов обучения - это установление соответствия имеющихся у учащихся знаний, умений, навыков, предварительно планируемым. Преодолеть формализм в оценке труда учащихся возможно, если сущность оценки будет выражена в системе качественных характеристик, т.е. будут учтены полнота, обобщенность, системность, действенность и прочность знаний. Знания – результат усвоения учащимися системы фактов, понятий, законов, закономерностей, теорий. Умения – способность быстро, точно и осознанно применять усвоенные знания на практике и процессе учебно-производственной деятельности. Навыки –способность к безошибочному, после многократного повторения, выполнению учебных или трудовых действий. На рис. 10 указана общая характеристика знаний, формируемых у учащихся на уроках профессионального обучения. Фактологические знания (знания терминологии, фактов, сведений о технике, технологии, сырье, материалах и т.д.) характеризует полнота воспроизведение известных учащимся признаков изученного. Обобщенные знания (взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными явлениями и процессами) характеризуют обобщенность и системность. Обобщенность выражается в осознании связей между элементами конкретных знаний: учащийся устанавливает причинно-следственные связи между признаками изученного. Системност ь – организованность знаний, полученных учащимся в разное время в различной последовательности, которые соединены, выстроены в сознании в определенную структуру.
Рис.10
Оперативные знания (знания о том, как действовать, какие операции совершать) характеризуются действенностью и прочностью. Прочность – результат запоминания и удержания в памяти полного, обобщенного, системного знания. Прочность знаний может быть достигнута на основе сформированности всех качеств знаний. Действенность характеризует результаты дальнейшего преобразования знаний в процессе применения в знакомой и новой ситуации, получение субъективно новых результатов. Так как знания учащихся характеризуют собственно познавательный эффект обучения, то качественные характеристики знаний могут выступать как критерии оценки результатов усвоения, если будут выделены уровни сформированности каждой качественной характеристики знаний, их показатели. Определение показателей качественных характеристик (критериев) знаний позволяет использовать их для оценки знаний учащихся. Общие и специальные умения могут быть сформированы на разных уровнях, каждый из которых имеет свои характеристики (табл. 16)
Таблица 16 Уровни сформированности умений и их характеристики
Сформированность навыков зависит от степени его автоматизации (t): высокая – точное, экономное, устойчивое выполнение действия; неполная – действие совершается под контролем сознания, наличие лишних движений; несформированность – неточное, неустойчивое выполнение действия. Критериями оценки знаний по теоретическому обучению являются выделенные выше качественные характеристики: полнота, обобщенность, действенность и прочность, которые проявляются в сформированных на основе специальных и общих умениях. Эти умения на уроках производственного обучения проявляются при овладении приемами работ, соблюдении технических и технологических требований к качеству работ, выполнении установленных норм выработки (времени), соблюдении требований безопасности труда. Следовательно, эти стороны деятельности будут являться критериями оценки умений по производственному обучению. Выделенные критерии оценки знаний и умений характеризуют обученность и развитость учащихся. Критерии оценок используются в практике оценивания только при условии выделения конкретизирующих их показателей, соотнесенных с отметками «5», «4», «3», «2», «1». Эти показатели называют основными. Они раскрывают цели обучения и развития, которые необходимо достигнуть на данном уровне знаний, умений. Необходимо учитывать и качества личности обучаемого, способствующие переходу знаний в убеждения, внутренние побудительные мотивы. К таким качествам следует отнести познавательную активность, познавательный интерес, самостоятельность, критичность, положительную учебную мотивацию. Это косвенные показатели, раскрывающие поставленные в процессе обучения цели воспитания. Основные и косвенные показатели, отражающие уровень проявления выделенных критериев, указанны в таблицах 17 и 18.
Таблица 17 Критерии и показатели оценивания по теоретическому обучению
Таблица 18 Критерии и показатели оценивания по производственному обучению
Ко второй группе относятся количественные тестовые методики оценки. В качестве примера рассмотрим методику, предложенную институтом развития профессионального образования (ИРПО). Инструментом объективной оценки качества усвоения является тест, сочетающий в себе контрольное задание на выполнение деятельности определенного уровня и эталон, по которому можно судить о качестве ее усвоения. Тестовые методики предполагают точное, диагностичное описание целей обучения, т.е. такая ее формулировка, в которой используемые понятия определены однозначно, а проявления и факты, выраженные этими понятиями, обладают возможностями измерения (прямого или косвенного) и оценки. Для этого содержание учебной информации удобно разделить на учебные элементы (УЭ) – любой подлежащий изучению объект (предмет, процесс, метод действия). Деятельность обучающегося по каждому изученному учебному элементу зависит от качества усвоения учебной информации и приобретенного (усвоенного) опыта. Они характеризуются уровнями усвоения (деятельности): 1 уровень - ученический (уровень знакомства): узнавание, репродуктивное действие с подсказкой; 2 уровень – воспроизведения (алгоритмический): репродуктивное действие по памяти (может быть буквальным и реконструктивным); 3 уровень – эвристический: выполнение продуктивной деятельности на некотором множестве объектов, создание субъективно новой информации; 4 уровень – творческий: продуктивная деятельность, создание объективно новой информации. В соответствии с диагностичностью целей обучения методика ИРПО предполагает следующие параметры, измеряя которые можно оценить качество профессиональной подготовки (усвоение учебного материала): N – количество учебных элементов в теме (разделе, предмете); a - уровень усвоения (глубина усвоения); b - ступень абстракции (возможность восприятия учебного материала на определенном уровне сложности); t - степень автоматизации (сформированность навыков, скорость актуализации полученных знаний); c - степень осознанности (широта связей между учебными элементами). Как правило, параметры N; b; c - заданы содержанием соответствующих учебных программ, учебников и учебных пособий, поэтому практически контролю и измерению подлежат уровень усвоения знаний (или деятельности) - a и степень автоматизации -t. Контрольные действия включают также оценку качества усвоения учащимися учебных элементов и выведение соответствующей отметки (балла). Количественным критерием отметки может служить величина, получившая название коэффициента усвоения (Кa): , где а – количество правильно выполненных операций в тесте; р – количество существенных операций, ведущих к решению теста. Существенными – называют операции, отражающие усвоение знаний, умений и навыков именно по тем учебным элементам, которые в данный момент являются объектами контроля. Как правило, под операцией теста понимают единичное действие. Классификация тестов аналогична классификации уровней усвоения и характеризуется способом выполнения требуемых действий. Тесты 1 уровня (a=1) - предназначаются для проверки знаний и умений испытуемых выполнять деятельность с подсказкой: опознание, различение, соотнесение (классификацию). Тесты 2 уровня (a=2) – для выявления знаний и умений испытуемых самостоятельно воспроизводить по памяти и применять ранее усвоенную в алгоритмической форме деятельность: тесты на подстановку, конструктивные тесты, тесты – типовые задачи. Тесты 3 уровня (a=3) – для выявления готовности испытуемого к продуктивным действиям эвристического типа: нетиповые задачи и ситуации. Тесты 4 уровня (a=4) – для выявления творческих умений испытуемого, т.е. исследовательских возможностей по получению новой информации: тесты – проблемы. Общими требованиями к тестам являются: валидность – соответствие заданий содержанию, объему и уровню полученной учащимися информации; простота – задание должно требовать от учащегося решения только одного вопроса; однозначность – задание должно быть безусловно и одинаково понято всеми учащимися; одно задание – один эталон. Рассмотрим основные виды выборочных тестов, как наиболее распространенных и простых в разработке и применении. Тесты 1 уровня (a=1) На опознание. Задание: Можно ли использовать для изготовления слесарного зубила следующие материалы? 1. Сталь 3; 2. Чугун СЧ15; 3. Сталь У7; 4. Сталь У13; 5. Сталь У8. Эталон ответов: 1 – нет; 2 – нет; 3 – да; 4 – нет; 5 – да. Существенных операций – 5. На различение. Задание: Какие инструменты следует применить для выполнения следующих работ: 1. Сверление отверстий. 2. Обработка отверстий в отливках. 3. Рассверливание отверстий. 4. Обработка входной части отверстий. Варианты ответов: а) сверло, б) зенковка, в) зенкер, г) развертка, д) метчик. Эталон ответов 1 – а; 2 – в; 3 – а; 4 – б. Существенных операций – 5. На соотнесение (классификацию). Задание: Расположите следующие материалы в порядке возрастания твердости: сталь У8; чугун СЧ32; сталь 3; сталь У7; сталь 5. Эталон ответов 1 – сталь 3; 2 – сталь 5; 3 – сталь У7; 4 – сталь – У8; 5 – чугун - СЧ32. Существенных операций – 6. Тесты 1 уровня (a=2) Тесты – подстановки Задание: Вставить пропущенные слова в определение «Сталь – это … железа с …, содержание, которого более …» Эталон ответа: 1 – сплав; 2 – углерод; 3 – 2, 14%. Существенных операций – 3. Задание. Дополнить определение: «Отжиг – это вид термической обработки заключающийся в нагреве металла до определенной температуры, выдержке его при этой температуре и … … ….» Эталон ответа: «медленном охлаждении вместе с печью» Существенных операций – 3. Конструктивные тесты Задание: При проверке качества зацепления зубчатых колес путем контактных пятен получены отпечатки на обеих сторонах зубьев ведомого колеса у тонкой части зуба. Определить причину и способ регулировки. Эталон ответа: Уменьшенный зазор между ведущим и ведомым колесами. Переставить часть прокладок из-под левого стакана под правый. Существенных операций – 2. Задание: Сформулировать определение понятия «бронза». Эталон ответа: Сплав меди с оловом и другим элементам. Существенных операций – 1. Задание: Расшифровать марку сплава У7А. Эталон ответа: Инструментальная углеродистая сталь, с содержанием углерода» 0, 7% и пониженным содержанием вредных примесей. Существенных операций – 5. Для перевода полученного коэффициента усвоения (Кa) в 5-ти бальную систему руководствуются ориентировочным соотношением, представленным в таблице 19
Таблица 19 Соотношение между коэффициентом усвоения (Кa) и отметкой
Следует помнить, что коэффициент усвоения и соответствующая отметка характеризуют качество выполнения теста только определенного уровня.
Практические задания 1. Внимательно ознакомитесь с теоретическими сведениями и ответьте на следующие вопросы: 1.1. В чем Вы видите достоинства и недостатки качественной экспертноориентированной и количественной тестовой методик качества обучения? Ответ оформить в виде таблицы 20: Таблица 20 Сравнительная характеристика методик оценки качества обучения
1.2. В условиях современной профессиональной школы следует ли отдавать предпочтение какой-то из методик оценки качества обучения? Ответ обосновать. 1.3. В чем на ваш взгляд проявляется субъективизм показателей оценивания представ ленных в таблицах 1 и 2? 1.4. Как бы Вы определили понятия «несущественные» и «существенные» ошибки в показателях теоретического и производственного обучения? 2. Используя материал изложенных выше теоретических сведений и таблицу 21: 2.1 С оставьте эталоны ответов к каждому вопросу предлагаемому ниже теста. 2.2 Выявите, какому уровню соответствует вопросы теста. 2.3 Определите количество существенных операций в тесте.
Таблица 21 Тест «Оценка качества обучения в профессиональных учебных заведениях».
3. По тематике одно из дисциплин теоретического обучения УНПО составить свой вариант теста с выбором ответов, представленных: в словесной форме: в виде чисел; буквенных обозначений; в графической форме, элементов схем.
Литература: 4, 5, 6, 9, 16, 17, 18, 20
Практическая работа 15
|