Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационно-правовые формы контроля в области охраны окружающей среды.
Суть экологического контроля заключается в сборе и обобщении информации, передаче ее заинтересованным лицам, применении мер юридической ответственности за нарушение природоохранного законодательства. По субъектам деятельности экологический контроль в области охраны окружающей среды на государственный, ведомственный и общественный. По формам деятельности экологический контроль можно подразделить на: - информационный контроль, заключающийся в сборе и обобщении информации с целью ее передачи заинтересованным юридическим и физическим лицам; - предупредительный контроль, направленный на предотвращение вредных воздействий на состояние окружающей среды и здоровье людей, которые могут возникнуть при нарушении или несоблюдении экологического законодательства; - карательный контроль, выражающийся в применении мер государственного принуждения к предприятиям, организациям, гражданам, наносящим ущерб окружающей среде. Одной из форм экологического контроля является аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды и экологический аудит. Аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды является одной из форм контроля и в то же время составной частью государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля. Аналитический контроль проводится в целях оценки количественных и качественных характеристик выбросов в атмосферный воздух и сбросов в поверхностные и подземные воды загрязняющих веществ, а также определения загрязнения земель (включая почвы) и состава отходов. Аналитический контроль, который проводится при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды, является государственным аналитическим контролем. Аналитический контроль, который проводится при осуществлении ведомственного или производственного контроля в области охраны окружающей среды, является соответственно ведомственным или производственным аналитическим контролем. 34. Экологический аудит. Экологический аудит проводится в целях обеспечения экологической безопасности, определения путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности путем независимойпроверки такой деятельности на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды и иным показателям, установленным законодательством Республики Беларусь. Экологический аудит проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими специальное разрешение (лицензию) на занятие этим видом деятельности. Лица, проводящие экологический аудит, могут оказывать услуги в выработке решений по повышению экологической безопасности производства на проверяемых объектах. Экологический аудит хозяйственной и иной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей может проводиться в добровольном или обязательном порядке за счет собственных средств этих юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. При приватизации предприятий, а также при банкротстве или ликвидации юридического лица, банкротстве или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, а также в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, экологический аудит проводится в обязательном порядке за счет собственных средств этого юридического лица или индивидуального предпринимателя. Важнейшее требования контроля в области охраны окружающей среды – это предупреждение и выявление нарушений природоохранного законодательства, совершенствование форм контроля, организационно-правовых мероприятий в области охраны окружающей среды, предупреждение экологических правонарушений и кризисов. 35. Экологической сертификацией является деятельность специально аккредитованных государственных органов (например, центров стандартизации и метрологии) по подтверждению соответствия объектов сертификации требованиям в области охраны окружающей среды и другим показателям, установленным законодательством Республики Беларусь. Создание системы нормативов вредного воздействия как критериев качества окружающей среды – одно из достоинств закона «Об охране окружающей среды». Однако на практике данная система не показала своей эффективности по ряду причин: недостаток финансовых средств и отсутствие современных отечественных технологий. По приблизительным подсчетам только 20 процентов загрязняющих производств не превышают установленные предельно допустимые нормативы выбросов или сбросов вредных веществ. Остальные предприятия можно разделить на две группы: для одних устанавливаются временно согласованные выбросы, действие которых распространяется на весьма отдаленные сроки; другие предприятия получают разрешения на выброс по фактическому объему, что является значительной уступкой экономике, но явным ущербом для окружающей среды. и человека. 1. 36.Разрешение споров в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Споры в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды разрешаются уполномоченными органами государственного управления и (или) судом. местными исполнительными и распорядительными органами и судами. В соответствии со статьей 56 КоН споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами государственного управления в соответствии с их полномочиями в области недропользования и судами. Земельные споры, кроме споров, связанных с правом собственности на землю, согласно ст. 148 КоЗ разрешаются исполнительными и распорядительными органами или судом. Споры, связанные с обращением с объектами растительного мира, разрешаются специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами и (или) судом. Статья 65 Закона Республики Беларусь «О животном мире» устанавливает, что споры, связанные с охраной и использованием животного мира, разрешаются в судебном порядке.
|