Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система и компетенция органов управления природопользованием и охраной окружающей среды.
Как и функции управления, органы управления природопользованием и охраной окружающей среды подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся Президент Республики Беларусь, Национальное собрание, Правительство, местные советы депутатов и исполнительные и распорядительные органы. Президент Республики Беларусь обладает следующими полномочиями: - подписывает международные договоры, законы в области природопользования и охраны окружающей среды, - издает декреты и указы в области охраны окружающей среды и природопользования, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь; - в случае стихийного бедствия или экологической катастрофы вводит на территории РБ чрезвычайное положение. Парламент – Национальное собрание РБ является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Он выполняет следующие функции в области охраны окружающей среды: - определяет государственную экологическую политику; - осуществляет межправительственное сотрудничество в области охраны окружающей среды; - принимает законы в области охраны окружающей среды. - рассматривает и утверждает государственные экологические программы Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления - выполняет следующие функции в области охраны окружающей среды: - осуществляет реализацию определенной Парламентом и Президентом Республики Беларусь экологической политики и экологических программ; - создает внебюджетные фонды охраны природы; - координирует деятельность министерств государственных комитетов, других органов, занимающихся охраной окружающей среды; - утверждает лимиты добычи и использования природных ресурсов, лимиты сбросов, выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду; - определяет порядок ведения учета природных ресурсов; - утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды; Местные исполнительные и распорядительные органы и местные советы депутатов – осуществляют функции аналогичные функциям Высших органов власти и управления (Национального собрания, Правительства) на местном уровне и в отношении объектов коммунальной собственности. Однако к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся: - утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; - установление местных налогов и сборов; - организация планирования охраны окружающей среды, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ; - координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений и организаций. Органы специальной компетенции: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь: 1. Организует разработку территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и рац. использования природных ресурсов. 2. Проводит государственную экологическую экспертизу. 3. Организует национальную систему мониторинга окружающей среды, учет и оценку природных ресурсов, ведет кадастры водных ресурсов, недр, земель, атмосферного воздуха, животного и растительного мира, отходов, торфяного фонда; 4. формирует республиканский банк данных о состоянии окружающей среды. 5. Ведет Красную книгу РБ, 6. Осуществляет лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду (см. предыдущую тему Лицензирование природопользования). На Государственную инспекцию охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь возлагается управление по охране и использованию животного мира и рыбных запасов государства, регулированию рыболовства в рыбохозяйственных водоемах, лицензирования промышленной добычи рыбы и водных беспозвоночных. Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) осуществляет функции пожарной охраны, гражданской обороны, аварийно-спасательной службы. В области охраны окружающей среды МЧС осуществляет: 1. Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных промышленными авариями, катастрофами стихийными бедствиями, ликвидацию их последствий; 2. обеспечение государственных органов и населения Республики Беларусь информацией о фактических и ожидаемых изменениях гидрометеорологических условий и состоянии загрязнения природной среды. 3. Защиту населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, управление территориями, подвергшимися радиоактивному загрязнению, организацию надзора за охраной и использованием территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, Комитет лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь. На него возложены следующие задачи: 1. Государственное регулирование деятельности в области лесного хозяйства. 2. Повышение продуктивности леса, создание и выращивание лесных насаждений. 3. учет и изучение лесного фонда. 4. осуществление мероприятий по охране и защите лесов: Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области охраны окружающей среды осуществляет следующие задачи: 5. Обеспечение развития здравоохранения населения. 6. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучии населения. 7. Утверждает санитарно-гигиенические нормы и правила, применяемые на предприятиях торговли, производства продуктов питании, в парфюмерно-косметическая промышленности т.п., Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в области охраны окружающей среды: 1. Осуществляет руководство сельскохозяйственным производством, сельскохозяйственными предприятиями, занимающимися производством, переработкой, реализацией сельскохозяйственного сырья и обслуживанием сельского хозяйства. 2. Обеспечивает рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных во владение, пользование юридическим лицам, находящимся в ведении Министерства.
26. Планирование природопользования и охраны окружающей среды. Г осударственное планирование развития сети особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляется путем утверждения Советом Министров Республики Беларусь по представлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения. Ее положения учитываются при разработке проектов и схем землеустройства, лесоустройства и мелиорации земель, градостроительных проектов и программ социально-экономического развития. В соответствии со ст. 80 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» планирование в области охраны окружающей среды и рационального природопользования осуществляется путем разработки: • территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; • программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; • мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.
Территориальные комплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатываются в целях подготовки долгосрочных прогнозов в области охраны окружающей среды, которые определяют комплекс мероприятий по восстановлению, сохранению и улучшению качества окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и сохранению биологического разнообразия. Территориальные комплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатываются для конкретных территорий с учетом генеральной схемы расселения, схем развития производительных сил и социальной сферы. Разработка программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляется в целом по республике, в пределах административно-территориальных единиц, а также по отраслям экономики в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и выбора способов природопользования, обеспечивающих минимально возможный уровень вредного воздействия на окружающую среду, сохранение и воспроизводство природных ресурсов. Разработка отраслевых программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляется соответствующими республиканскими органами государственного управления и объединениями (учреждениями), подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
|