Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологическая функция государства и права. Концепция государственной политики РБ вобласти охраны окружающей среды.
Государство в соответствии со своими внутренними политическими задачами выполняет разнообразные функции: нормотворческую, правоохранительную, функцию регулирования общественных правоотношений, культурно-воспитательную, социальную и т.п. Все современные государства осуществляют функцию охраны окружающей среды как самостоятельную функцию государства. Экологическая функция государства представляет собой основные направления деятельности государства в сфере взаимодействия общества и природы. В последнее десятилетие происходит экологизация государственной политики во всех европейских государствах. Это означает: 1. Коренное изменение характера производственной деятельности, т.е. изменяются технологии, применяемые в промышленности и сельском хозяйстве, внедряются программы энергосбережения и ресурсосбережения, безотходные технологии и производства. 2. Повышение уровня жизни людей должно осуществляться не за счет истощения природы, а сопровождаться сохранением, условий существования животного и растительного мира. 3. Максимальная поддержка научных исследований. 4. Образование и воспитание, формирование нового отношения к природе, восприятие человеком себя как части природы. Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды Утверждена Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 06.09.1995 г. Главным направлением государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды является осуществление заложенного в Конституции права граждан на благоприятную для жизни окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а также на компенсацию ущерба, нанесенного здоровью или имуществу в результате нарушения этих прав. Основными принципами Концепции государственной политики в области охраны окружающей среды являются: 1) государственная собственность на все виды природных ресурсов, предусматривающая возможность передачи их в постоянное либо временное пользование отдельным юридическим и физическим лицам. 2) охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории республики. 3) законодательно обеспеченная система государственного контроля за состоянием окружающей среды, охраной и использованием природных ресурсов, качеством продуктов питания, безопасностью промышленной и сельскохозяйственной продукции для окружающей среды и здоровья населения; 4) государственная экологическая экспертиза проектируемых, строящихся и эксплуатирующихся хозяйственных объектов. 5) привлечение к делу охраны окружающей среды и контроля за ее состоянием населения, общественных организаций; 6) система мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства при условии обязательного возмещения ущерба. 8) участие в решении глобальных экологических проблем.
4. Источниками экологического права являются законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь. Закон – это нормативный акт высшего законодательного органа, обладающий высшей юридической силой, которому должны соответствовать другие акты органов государства. В экологическом праве основным законом является Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 г. Этот закон устанавливает правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов и направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду. Ведущим принципом, направленным на решение задач об охране окружающей среды, Закон называет научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества. Реализация этого принципа обеспечивается путем установления нормативов качества окружающей среды, например, установление предельно допустимого химического, физического, биологического воздействия, предельно допустимых концентраций химических веществ в воздухе, воде, почве), установления требований к хозяйственной деятельности, влияющей на состояние окружающей среды, например проведение государственной экологической экспертизы хозяйственной деятельности, влияющей на состояние окружающей среды, установление для предприятий нормативов предельно допустимых сбросов, выбросов вредных веществ в атмосферу, лимитов на природопользование). В Республике действуют 4 кодекса, определяющие порядок и условия использования и охраны природных объектов: Кодекс о недрах, Кодекс о земле, Водный кодекс, Лесной кодекс. А также ряд законов: Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях и объектах», Закон Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира», Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха», Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе», Закон Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог), Закон Республики Беларусь «Об отходах» Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О здравоохранении», Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения, Закон Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Экологические правоотношения регулируются также Гражданским кодексом, Уголовным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях и рядом других. Согласно ст. 101 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь имеет право издавать временные декреты, имеющие силу закона. Таким примером является Декрет Президента РБ «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым устанавливаются виды лицензируемой деятельности в сфере природопользования. Источниками экологического права являются также указы Президента. Например, в сфере регулирования экологических правоотношений действует Указ Президента Республики Беларусь от 24 марта 1995 г. №121 «О реализации на территории Республики Беларусь системы раннего предупреждения, обеспечивающей радиационный мониторинг в районах, прилегающих к действующим атомным электростанциям».
|