Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовая охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности.
Требования, предъявляемые к действующим предприятиям установлены в Законе об охране окружающей среды: это нормирование и лимитирование природопользования, внесение платежей за пользование природными ресурсами и объектами, за загрязнение окружающей среды, экологический контроль, размещение отходов. Определение лимитов на пользование природными ресурсами, допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, взимание платы за размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду является важнейшей составной частью экономического механизма охраны окружающей среды. Как уже было рассмотрено в предыдущих лекциях система экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов регулируется Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Порядок внесения платежей за пользование природными ресурсами и объектами, за загрязнение окружающей среды регулируется Законом Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)». Экологическим налогом согласно статье 2 данного Закона облагаются: - объемы добываемых из природной среды ресурсов; - объемы переработанных нефти и нефтепродуктов; - объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Налог за пользование природными ресурсами состоит из платежей: - за добычу природных ресурсов в пределах установленных лимитов; - за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов; - за сверхлимитную добычу природных ресурсов; - за сверхлимитные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду; - за переработку нефти и нефтепродуктов. Лимиты добываемых природных ресурсов в соответствии с Законом Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь и местными Советами депутатов по согласованию с уполномоченными на то государственными органами. Аналогичным образом устанавливаются и лимиты допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду. Лимиты на размещение отходов устанавливаются областными и Минским городским Советами депутатов по согласованию с органами Минприроды. Обязанность регулярно выплачивать установленные платежи за загрязнение входит в состав экологической правоспособности субъекта хозяйствования. В соответствии с Инструкцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. (п. 21) налог за пользование природными ресурсами исчисляется и уплачивается ежемесячно исходя из фактического объема добычи природных ресурсов и выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, а нефтеперерабатывающими предприятиями — от объемов переработки нефти и нефтепродуктов. Количество (объем) загрязняющих веществ, выбрасываемых (сбрасываемых) в окружающую среду, а также объемы сверхлимитной добычи природных ресурсов, сверхлимитных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду определяются по данным бухгалтерского учета. Порядок зачисления экологического налога в бюджет определяется ежегодно принимаемым Законом Республики Беларусь о бюджете.
45. Под градостроительством понимается деятельность по пространственному расселению населения, развитию городов и других поселений, созданию условий для их территориального устройства, здоровой и безопасной среды обитания людей. Основным законодательным актом в области градостроительства является Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1993 г. «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями). Он установил основы законодательного регулирования архитектурной и градостроительной деятельности и направлен на формирование полноценной среды обитания, сохранение ее природных компонентов и историко-культурного наследия, защиту прав и законных интересов всех субъектов данной деятельности. Кроме того, в Законе приоритетное значение получили экологические параметры — экологически безопасное развитие городов, рациональное землепользование и охрана природы. В Законе Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» содержатся развернутые санитарно-эпидемические требования в области градостроительства. Они касаются планировки и застройки городов и других населенных пунктов, санитарной охраны окружающей среды, рационального размещения отходов производства и потребления, предотвращения и устранения неблагоприятного воздействия факторов среды обитания человека на его здоровье (статья 21). Кроме того, архитектурная и градостроительная деятельность в Республике Беларусь регламентируется иными государственными нормами, правилами и стандартами, устанавливающими требования к проектированию, проведению инженерных изысканий, строительно-монтажных работ, эксплуатации зданий и объектов инженерной инфраструктуры. Органы, утвердившие указанные нормативные документы, несут ответственность за их техническую, экономическую, экологическую и социальную обоснованность и соответствие современным достижениям науки и техники, а также действующему законодательству. Основой для планирования архитектурной и градостроительной деятельности является градостроительный проект. Он представляет собой систему взаимоувязанных документов, разработанных в соответствии с нормативной документацией и на основе данных Государственного градостроительного кадастра.Основными типами градостроительных проектов являются: · схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь и ее административно-территориальных образований; · генеральные планы территорий сельских Советов; · генеральные планы городов и других поселений; · проекты детальной планировки. Градостроительный проект является юридическим документом, определяющим качество среды обитания человека, характер застройки и уровень благоустройства территории, сохранность историко-культурного наследия и природного окружения. Застройка территорий населенных пунктов осуществляется на основании генеральных планов городов и иных населенных пунктов. Генеральные планы разрабатываются, как правило, на 25—30 лет, с выделением соответствующих периодов. При разработке генеральных планов городов, а на их основе иной нормативной документации, основополагающее значение имеют принципы зональности, экологической безопасности и рациональной организации территории.
46.Экологические требования при эксплуатации объектов энергетики. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» устанавливает ряд требований, относящихся к обеспечению экологической безопасности объектов энергетики, в том числе тепловых, гидро- и атомных электростанций. Указанные требования предусматривают:
47.Экологические требования при эксплуатации объектов добычи, переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти и газа, продуктов их переработки. Согласно ст. 45 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и ликвидация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, санитарными, противопожарными и (или) эксплуатации указанных объектов. Транспортировка нефти и газа по территории Республики Беларусь осуществляется на основании Закона Республики Беларусь «О магистральном трубопроводном транспорте». Названный закон устанавливает меры обеспечения безопасности при создании магистральных трубопроводов, эксплуатации магистральных трубопроводов, выводе из эксплуатации, консервации и ликвидации магистральных трубопроводов, включая: • требования по обеспечению промышленной, пожарной и экологической безопасности магистральных трубопроводов; • проведение оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности по созданию и функционированию магистральных трубопроводов; • выбор трассы с учетом природных особенностей территории, расположения населенных мест, коррозийной активности грунтов, залегания торфяников, а также транспортных путей и коммуникаций, которые могут оказать негативное влияние на магистральный трубопровод; • разработку мер по обеспечению промышленной, пожарной и экологической безопасности, сохранению особо охраняемых природных территорий, других территорий, которые подлежат специальной охране; • охрану памятников историко-культурного наследия; • проведению производственного мониторинга окружающей среды.
48/Правовое обеспечение экологической безопасности транспортных средств. Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности, в том числе и экологической. В соответствии со ст. 44 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» при проектировании, производстве, эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании передвижных источников лица, осуществляющие названные виды деятельности, обязаны разрабатывать
иные меры, направленные на предотвращение и снижение вредного воздействия на окружающую среду. Производство и (или) эксплуатация передвижных источников, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах 49Экологические требования при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения. В соответствии со ст. 41 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» юридические лица и граждане, осуществляющие эксплуатацию объектов сельскохозяйственного назначения, обязаны выполнять мероприятия по охране земель (включая почвы), недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов, объектов растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий, типичных и редких природных ландшафтов. В целях охраны окружающей среды при производстве, заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции, а также обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники, хранении горюче-смазочных материалов, органических и минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других препаратов вокруг производственных объектов организуются санитарно-защитные зоны, создаются очистные сооружения, обеспечивающие выполнение экологических требований. Обязанность по выполнению мероприятий по охране природных ресурсов при осуществлении сельскохозяйственной деятельности возлагается на юридических лиц и граждан нормами природоресурсного законодательства, устанавливающими меры по охране соответствующих компонентов природной среды. Так, ст. 35 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» определяет требования по охране атмосферного воздуха при применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов. Перечень средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, применение которых разрешается в хозяйственной деятельности, а также способы их применения подлежат согласованию с органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха. Предприятия, учреждения и организации, а также граждане обязаны соблюдать правила транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов с целью исключения загрязнения ими атмосферного воздуха. Статья 78 ЛК устанавливает обязанности юридических и физических лиц по предотвращению вредного воздействия на состояние лесов при осуществлении деятельности, которая может оказать или оказывает вредное воздействие на состояние лесов, по проведению мероприятий по охране и защите лесов. Объекты растительного мира также подлежат охране при
применении средств защиты растений, регуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов. Согласно ст. 21 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» применение средств защиты растений, регуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, которое оказывает или может оказать вредное воздействие на объекты растительного мира, должно сочетаться с осуществлением агротехнических, биотехнических, биологических и других мероприятий, направленных на снижение вредных последствий применения этих препаратов. 50.Правовое обеспечение радиационной безопасности. Радиационная безопасность населения представляет собой состояние защищенности настоящего и будущих поколений людей от вредного воздействия ионизирующего излучения. Основы правового регулирования в данной сфере определены Законом Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения». облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения. контактирующих с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации материалах и изделиях. 51.Правовое регулирование обращения с отходами. В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами»* под отходами понимаются вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства. Подразделяются на отходы производства и отходы потребления. Отходы производства образуются в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), к ним относятся также побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых. Отходы потребления - вещества или предметы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, в том числе отходы в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов. Согласно ст. 15 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» отходы разделяются по видам в зависимости от: юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, - на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.
52Понятие правового обеспечения экологической безопасности населенных пунктов. Охрана окружающей среды населенных пунктов является одним из направлений обеспечения экологической безопасности. В качестве объекта правового регулирования в данном случае выступает окружающая среда населенных пунктов, которая представляет собой сложное природноантропогенное образование, включающее природные, природноантропогенные и антропогенные элементы, обеспечивающие развитие населенных пунктов. Окружающая среда населенных пунктов является качественно новым природно-социальным явлением, устойчивое функционирование которого обеспечивается не естественными законами природы, а целенаправленной деятельностью человека по поддержанию экологического равновесия в населенных пунктах. Использование компонентов природной среды на территории населенных пунктов имеет комплексный характер, направлено прежде всего на удовлетворение жизненно важных потребностей населения. признаками и зависит от положения населенных пунктов в системе административно-территориального устройства Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» определяет понятие населенного пункта как компактно заселенную часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющую необходимые для обеспечения жизнедеятельности жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы. При этом юридические критерии отнесения населенных пунктов к различным категориям (численность проживающего населения, уровень развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры и др.), по которым населенные пункты подразделяются на городские и сельские, не отражают их градостроительное значение и экологическое состояние. К числу населенных пунктов относятся города (город Минск - столица Республики Беларусь; города областного подчинения; города районного подчинения), поселки городского типа и сельские населенные пункты. Населенные пункты подлежат учету и регистрации в Реестре административно-территориальных и территориальных единиц, который является составной частью государственного земельного кадастра.
53. Экологические требования при размещении и развитии населенных пунктов. Населенный пункт — это компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного проживания граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы. К числу населенных пунктов согласно статье 4 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» относятся: - города; - поселки городского типа; - сельские населенные пункты. Законом установлены три категории городов: · город Минск — столица Республики Беларусь; · города областного подчинения; · города районного подчинения. В зависимости от численности проживающего населения, уровня развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры, государственных функций, осуществляемых на соответствующей территории, населенные пункты относятся к определенным категориям. К категории городов относятся: город Минск — столица Республики Беларусь; города областного подчинения — населенные пункты с численностью населения не менее 50 тыс. человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой. города районного подчинения — населенные пункты с численностью населения свыше 6 тыс. человек, имеющие промышленные предприятия, сеть учреждений социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития и роста численности населения. К категории поселков городского типа относятся: · городские поселки — населенные пункты с численностью населения свыше 2 тыс. человек, имеющие промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания; · курортные поселки — населенные пункты с численностью населения не менее 2 тыс. человек, на территории которых находятся санатории, дома отдыха, пансионаты, другие оздоровительные учреждения, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительские учреждения; · рабочие поселки — населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных предприятиях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах. Все остальные населенные пункты (деревни, поселки и др.) относятся к категории сельских населенных пунктов. В соответствии с действующим земельным законодательством земельные участки, предоставленные для развития городов, поселков городского типа, сельских и других населенных пунктов, относятся к категории земель населенных пунктов. Основное целевое назначение земель населенных пунктов заключается в том, что они служат территориальным операционным базисом для размещения жилых, производственных, социально-культурных зданий сооружений и объектов, предназначенных для удовлетворения потребностей населения. В этой связи ценность земель населенных пунктов заключается не столько в уровне плодородия, сколько в месторасположении территорий их удаленности от крупных промышленных и культурны центров, рельефа местности, грунтов основания, возможности просадки фунтов, обеспеченности коммуникациями и т.п. В состав земель населенных пунктов входят: · земли застройки; · земли общего пользования; · земли сельскохозяйственного назначения; · земли, занятые лесами; · земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения Земли застройки состоят из земель, застроенных и подлежащих застройке жилыми, культурно-бытовыми, промышленными, административными и иными строениями и сооружениями. Земли общего пользования состоят из земельных участков, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дороги, набережные и т.д.), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, бульвары, скверы и т.д.), кладбищ и других участков, предназначенных для культурно-бытовых нужд. На землях общего пользования разрешается возведение капитальных строений и сооружений в соответствии с целевым назначением этих земель, а также временных строений и сооружений облегченного типа без ущерба для целевого назначения земель общего пользования. К землям сельскохозяйственного назначения в городах относятся земли, предоставленные или предоставляемые юридическим лицам для ведения товарного сельского хозяйства, а также гражданам для огородничества, выпаса скота и сенокошения. Земли, занятые городскими лесами, служат целям улучшения состояния окружающей среды, организации отдыха, удовлетворения культурно-эстетических потребностей населения, защиты территории от водной и ветровой эрозии. К землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения в городах и иных населенных пунктах относятся земли, предоставленные юридическим и физическим лицам для осуществления возложенных на них задач. К землям сельских населенных пунктов относятся все земли, находящиеся в пределах границ, установленных для этих пунктов в порядке землеустройства. Земельные участки в пределах сельских населенных пунктов используются под застройку жилыми, культурно-бытовыми, производственными и иными зданиями и сооружениями, а также для ведения личных подсобных хозяйств, огородничества и других целей в соответствии с градостроительной документацией. Все земли городов, иных населенных пунктов должны использоваться в строгом соответствии с их генеральными планами и планами землеустройства территории этих населенных пунктов. Субъектами права на землю в городах выступают граждане, их объединения, предприятия, организации и учреждения. В зависимости от вида городских земель и субъекта права на землю земельные участки в городах предоставляются в пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду, а также передаются в частную собственность граждан, юридических лиц Республики Беларусь в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь о земле. Особое место занимают земли пригородных и зеленых зон. Они находятся за пределами городской черты и являются резервом для расширения территории города, местом размещения и строительства необходимых сооружений, связанных с благоустройством и нормальным функционированием городского хозяйства. Занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции и являющиеся местом отдыха населения, эти земли выделяются соответственно в пригородную и зеленую зоны города.
|