Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие русской культуры Х-ХII вв.






К моменту принятия христианства на Руси уже существовала своя самобытная культура. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства. Образование Древнерусского государства было связано с процессом складывания единой древнерусской народности и единого русского литературного языка.

В эпоху перехода от доклассового общества к феодальному в устном народном творчестве русского народа, как и у народов Западной Европы, создается былинный эпос. Его сюжеты наиболее прочно сохранились в народной памяти и были записаны учеными много веков спустя. К IX - X вв. относится появление сюжетов былин " Михайло Поток", " Дунай", " Вольга и Микула". Особенно плодотворным для формирования былинного эпоса оказался конец X в. - период правления Владимира Святославича. Сам " Владимир Красное Солнышко" стал обобщенным образом правителя Руси, а его княжение - " эпическим временем" русских былин. Главные герои былин - Илья Муромец и Добрыня Никитич (его прообразом был дядя Владимира Святославича по матери - Добрыня, наставник и советник князя).

Не позднее конца IX - начала X вв. на Руси распространяются славянские азбуки - кириллица и глаголица. Созданные во второй половине IX в. Кириллом (Константином) и Мефодием и первоначально имевшие распространение в западнославянском государстве - Великой Моравии, они вскоре проникли в Болгарию и на Русь.

Повсеместное распространение кириллическое письмо получило в X веке. Первым русским памятником славянской письменности, дошедшим до наших дней, является договор Олега с Византией 911 г.

Принятие на Руси христианства приобщило страну к византийской и славянской христианским культурам, а через них - к античной и ближневосточной. Этот огромный культурный пласт соединился со славянской языческой культурой и создал феномен русской средневековой культуры.

Ее неповторимость и высокий уровень во многом были обусловлены использованием в церковной службе славянского языка (и вследствие этого становлением его в качестве литературного), понятного всему населению, - в отличие от католических стран Западной и Восточной Европы, где языком церковной службы была латынь, и соответственно раннесредневековая литература была преимущественно латиноязычной.

Появление на Руси литературы на славянском языке, с одной стороны, и оживление и усложнение общественной жизни в условиях развития феодальных отношений и становления государственной структуры - с другой, способствовали широкому распространению грамотности. Ярким свидетельством этому являются берестяные грамоты - письма на бересте разнообразного (преимущественно делового) содержания. Авторами берестяных писем были люди из самых разных слоев древнерусского общества.

Наиболее ранние грамоты датируются XI веком. Они обнаружены при раскопках уже в девяти древнерусских городах, но основная масса находок - из Новгорода, где естественно-географические условия способствовали лучшей сохранности берестяных грамот.

В XI в. на Руси широкое распространение получают переводные византийские сочинения как религиозного, так и светского содержания. К последним относятся, в частности, исторические произведения (" Хроника" Георгия Амартола). В то же время происходит становление оригинальной древнерусской литературы.

Прямое влияние византийской традиции прослеживается в ранних религиозных произведениях - житиях святых и церковных проповедях. Большими художественными достоинствами отличается цикл сказаний о первых русских святых - " Житие Бориса и Глеба " (первая половина XI в.).

К 1049 г. относится написание киевским митрополитом Иларионом (первым митрополитом русского происхождения) проповеди " Слово о Законе и Благодати", первого патриотического произведения в русской литературе. Основная идея " Слова" - вхождение Руси в семью христианских народов, в чем автор видит заслугу князя Владимира и его сына Ярослава. Вместе с тем дохристианское прошлое Руси в изображении Илариона не выглядит " темными веками". Он подчеркивает, что " старые" и " славные" князья " не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, которая ведома и слышима во всех четырех концах земли".

Важнейшим жанром светской древнерусской литературы являлось летописание. Предметом спора исследователей остается время его возникновения (от конца X до второй половины XI вв.). Вероятнее всего, первому летописному своду предшествовали какие-то летописные записи. А первым летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод конца XI в., который вошел в состав Новгородской первой летописи.

В начале XII века в Киево-Печерском монастыре создается выдающееся произведение средневековой литературы " Повесть временных лет" (около 1113 г.). Автором ее первоначальной редакции принято считать монаха Нестора. Отвечая на поставленные в самом начале повествования вопросы (" Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть"), автор разворачивает широкое полотно русской истории, которая понимается как часть истории всемирной. (В то время всемирной считалась история библейская и римско-византийская). При написании " Повести" использованы многочисленные отечественные и переводные исторические и литературные произведения - Начальный свод, " Хроника" Григория Амартола и Симеона Логофета, библейские сказания, устные легенды и др.

Начинается " Повесть" с рассказа о расселении славян по Европе, их взаимоотношениях с другими народами. Далее повествуется о возникновении государства Русь, его первых правителях. Особенно подробно изложены в " Повести" события второй половины XI - начала XII вв.

" Повесть временных лет" неоднократно переписывалась и дожила в рукописной традиции до XVII века. В одну из рукописей, сохранивших текст " Повести" - Лаврентьевский список - были включены произведения, написанные Владимиром Мономахом. Это " Поучение детям", перечень походов князя и его послание Олегу Святославичу, написанное в разгар усобиц 90-х гг. после гибели сына Владимира Мономаха, Изяслава, в бою с Олегом. Произведения Владимира Мономаха являются не только ценным историческим источником, но и ярким литературным памятником, дающим представление об общественном сознании высшего слоя древнерусского общества.

Во второй половине XII века помимо Киева и Новгорода летописание развивается в центрах большинства образовавшихся феодальных княжеств: Чернигове, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Переяславле и др., при этом сохраняя свой общерусский характер. Русский эпос XI - начала XII вв. обогащается сюжетами, посвященными борьбе с половецкими набегами. Образ Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками (в былинах они названы татарами), слился с образом Владимира Святославича.

К середине XII - началу XIII вв. относится появление новгородских былин о Садко.

В конце XII в. было создано самое поэтичное из произведений древнерусской литературы - " Слово о полку Игореве", ставшее вершиной литературного творчества на Руси этого периода. Основа его сюжета - описание неудачного похода против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича, совершенного в 1185 г. Главной идеей " Слова" стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности. При этом автор не является сторонником государственного объединения: его призыв направлен к согласию в действиях, против междоусобиц и княжеских распрей. Неизвестный автор " Слова" принадлежал, видимо, к дружинной знати одного из южнорусских удельных княжеств и обладал глубоким знанием русской действительности.

Удивительно сложилась судьба " Слова о полку Игореве" - оно дошло до нас благодаря единственному списку, да и тот погиб во время пожара 1812 г. в Москве. Гораздо более распространено на Руси было другое замечательное произведение - " Слово Даниила Заточника" (около 1197г.). Оно написано в форме обращения к князю от имени автора - опального выходца из низших слоев господствующего класса и наполнено афоризмами. Оно было настолько популярно, что вызвало подражания: спустя примерно 30 лет появилось " Моление Даниила Заточника".

В X - XII вв. развивается строительство из камня, в основном храмовое, и церковная живопись. До наших дней сохранились (правда, не в своем первозданном виде) выдающиеся памятники зодчества середины XI столетия - соборы св. Софии в Киеве и Новгороде, Спасский собор в Чернигове.

На рубеже XI и XII вв. начинается подъем монументального искусства Владимиро-Суздальской земли, а в период княжения Андрея Богалюбского и Всеволода Большое Гнездо оно переживает пышный расцвет. Возводится множество храмов, княжеских дворов и замков. К вершинам владимиро-суздальской архитектуры второй половины XII века относятся Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, Церковь Покрова на Нерли.

Новый архитектурный стиль, отличающийся простотой сооружений и скромностью внутреннего убранства храмов, формируется в Новгороде в течение XII в. (Церковь Спаса на Нередице, 1198 г.). В архитектуре конца XII - начала XIII вв. преобладает сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля.

Памятники древнерусской живописи почти не сохранились, но из письменных источников известно о богатых росписях храмов и теремов, а по отдельным уцелевшим фрагментам можно судить о высоком мастерстве художников.

Русская культура домонгольского периода в целом стояла в одном ряду с западноевропейской и активно с ней взаимодействовала.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал