Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрождение






 

Историки по-разному датируют начало генезиса современной индустриальной цивилизации, занимающей в сегодняшнем мире доминирующее положение. Нача­ло Нового времени связывали с Английской буржуазной революцией 1640-1688 гг с открытием Христофором Колумбом Америки в 1492 г., с другими крупными событиями. Между тем для формирования нового общества, которое называют капиталистическим, буржуазным, индустриальным, одним из главных факторов стал пересмотр человеком взглядов на свое предназначение в этом мире. Этот пере­смотр происходил в течение нескольких веков и по-разному в разных странах. Но начался этот мощный духовный процесс с Ренессанса.

Первоначально Ренессанс развивался только в Италии. В развитии Реннесанса выделяют Проторенессанс (Предвозрождение), охватывающий XIII в. (или двух­сотые годы — дученто) и XIV в. (трехсотые — треченто); раннее Возрождение — XV в. (кватроченто); Высокое Возрождение — с 80-х гг. XV в. до 30-х гг. XVI в. (чинквиченто); позднее — до конца XVI в.

Родиной Возрождения стала Флоренция богатый промышленный и торговый город в центральной части Италии. Флорентийские купцы скупали грубо выделан­ные ткани в Англии, окрашивали их (технологию окраски долго держали в секрете) и с большой прибылью продавали. Во Флоренции в XIV в. были созданы первые в мире мануфактуры (с латинского — делаю руками). Если предприниматель всю работу, все операции по изготовлению того или иного продукта, проводил в своих помещениях и под своим руководством, то это была централизованная мануфактура. Если предприниматель нанимал отдельных мастеров, живших в деревне и работавших каждый в своей мастерской, то мануфактура называлась рассеянной. Эксплуатация наемного труда была важным источником обогащения флорентийских дельцов. Богатые люди гордились своими успехами, проникались пониманием своей значимости, стремились украсить свою жизнь и увековечить свое имя. Они могли создать условия для творческих людей. Во Флоренции соз­давали свои шедевры Дантеу Петрарка, Боккаччо, Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.

Если в прежние столетия земная жизнь считалась лишь подготовкой к жизни загробной, чем-то не очень важным, то в эпоху Возрождения к людям вернулся вкус к жизни и ее радостям. Вместо идеи «первородного греха» (люди должны стра­дать за грехопадение Адама и Евы) форми­руется концепция «естественного права человека на счастье». Если раньше досто­инствами личности считались смирение, аскетизм, воздержанность в выражении чувств, то отныне на первое место выхо­дили смелость, активность, инициатива, умение работать, делать деньги, веселить­ся, любить. Если христианские теологи считали, что высшей добродетелью явля­ется безбрачие, и определяли, как часто и каким образом верующие должны всту­пать в интимные отношения, то уже в «Де­камероне» Боккаччо сексуальная жизнь итальянцев выглядит насыщенной и раз н ообразной. Как ЭТО бывало ВО все ЭПОХИ, новые духовные веяния очень быстро ста­ли сказываться на внешнем облике людей. В моду вошла одежда, не скрывающая, а подчеркивающая физические достоинства человека. Женщины стали носить декольте, обнажили плечи и грудь, использовали разнообразные ухищрения, чтобы подчеркнуть привлекательность своих форм, призванных указывать на способ­ности к деторождению и ярким эмоциям. Куртизанки признавались дамами. В то же время широко применялись пояса целомудрия. Мужская одежда подчеркивала физическую силу, мужественность, финансовую состоятельность, не должна была мешать активным движениям. Мужчины с помощью специальных ухищрений старались обратить внимание дам на область гульфика, который также появился в это время. В мире художников, артистов более терпимым стало отношение к го­мосексуализму. Все большее число людей ставило своей целью прожить жизнь счастливо, интересно, без ненужных мучений. Человек, осознавший свои силы, веривший в свою звезду, отличался своеволием, склонностью к авантюризму, энергией и темпераментом.

В итальянской литературе под влиянием диалогов Платона получил распро­странение мотив платонической любви, которая трактовалась как асексуальная, ду­ховная. Со временем стала подчеркиваться крепость молодых мужчин, способных ответить женщине с сильным темпераментом. Высмеивались старики, стремящиеся возбудить потенцию с помощью врачей. Резко возросло число внебрачных детей. Внебрачное происхождение перестало быть проклятием.

Распространение сифилиса, который считали завезенным моряками Христо­фора Колумба, объявлялось карой за распущенность. Но позитивное отношение к сексу, чувственность, эротизм получали все более широкое распространение.

Свое название этот своеобразный период в истории Европы получил в связи с открытием, возрождением античной культуры. Для утверждения идеала гармо­нической, раскрепощенной творческой личности, для оценки человека как высшего начала бытия античная эпоха, в центре которой бесспорно стоял человек, имела огромное значение, в ней искали оправда­ние и поддержку титаны и рядовые труже­ники Ренессанса. Еще Эсхил изображал Прометея «мучеником человеколюбия».

Древнегреческому мыслителю Протагору (около 490 — около 420 г. до н. э.) припи­сывают афоризм «человек есть мера всех вещей». С опорой на античное наследие в условиях Возрождения быстрее стали развиваться гуманитарные науки — этика, история, педагогика, поэтика, риторика.

Возвращение гуманизма (от лат. че­ловеческий) происходило во всех сферах жизни. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения — обществен­ные здания, дворцы (палаццо), городские и особенно загородные дома (виллы).

Итальянцы стали подражать памятникам и статуям греков и римлян. Вновь стали широко использоваться арочные галереи, колоннады, различные своды, купола, ар­хитектурные ордера. Своими произведениями прославились Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль и Тициан. Государи того периода окружали себя поэтами и живописцами, покровительствовали искусствам. Самыми знаменитыми из них были папа Лев X в Риме и Козимо Медичи во Флоренции.

Интерес к человеку проявился в мощном развитии портретной живописи, в де­тальном изображении человеческой фигуры, в том числе обнаженной. В середине XV в. нидерландский живописец Ван Эйк изобрел технику живописи масляными красками. В литературе интерес к античности, к ее сюжетам сочетался с внима­нием к народной культуре. Все проявления человеческих чувств, от любви до ненависти, все жанры — трагедия, комедия, фарс, сатира, сонет, новелла — нашли своих выдающихся представителей во многих европейских странах. В музыке, как и в других областях искусства, возникло много нового — сольная песня, кантата, оратория, опера.

Эпоха Возрождения во многих странах породила выдающихся людей, имена которых навсегда вошли в мировую культуру. Многие отрасли человеческого творчества получили мощный толчок в своем развитии.

Еще Фрэнсис Бэкон в противовес схоластическому методу выдвинул наблюде­ние и эксперимент как надежный инструмент научного знания. В науке англий­ский ученый видел путь к построению совершенного общества. Польский ученый Николай Коперник создал новую гелиоцентрическую теорию, которая совершила переворот в представлениях о Вселенной. Эта теория была поддержана в трудах немецкого астронома Иоганна Кеплера и итальянского ученого Галилео Галилея, который сконструировал подзорную трубу и с ее помощью открыл горы на Луне, фазы Венеры, спутники Юпитера и т. д. За приверженность новой теории Джорда­но Бруно был сожжен инквизицией на костре. В эту эпоху Стивен сформулировал теоремы гидростатики; Тарталья внес крупный вклад в теорию баллистики; Кардано открыл решение алгебраических уравнений третьей сте­пени. Трудами Г Кремера (Меркатора) были со­ставлены новые географические карты, возник­ла океанография. Фундаментальное значение имел труд Везалия «О строении человеческого тела», положивший начало анатомии. М. Сервет высказал положение о наличии легочного круга кровообращения. Медик Парацельс сблизил медицину и химию, сделал важные открытия в фармакологии. Леонардо да Винчи в своих ин­женерных проектах далеко опередил современ­ную ему техническую мысль, создав, например, модель летательного аппарата. Очень многие отрасли науки и техники начинаются с главы, посвященной периоду с конца XV до первых десятилетий XVII в.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал