Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская культура в ХIV-ХVIвв.






В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стратнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В живописи прославились Феофан Грек и Андрей Рублёв, автор знаменитой иконы «Троица».
В XV в. с участием итальянских мастеров (Фиорованти, Антон Фрязин и др.) возводятся Успенский собор, Грановитая палата, новый кремль в Москве. Создаются литературные шедевры — «Задонщина» Софония Рязанского, «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III, мечтавший о захвате церковных земель. В 1503 г. еретиков сожгли. «Нестяжатели» во главе с Нилом Сорским выступали против обладания Церковью имуществом и за невмешательство в светские дела. Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким настаивали на обратном и ставили Церковь выше великого князя. Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей православных традиций Византии. Иван Пересветов призывал Ивана IV ограничить влияние бояр, усилить царскую власть и укрепить положение дворян. Андрей Курбский, бежав в Литву, обличал тиранию Ивана IV, отстаивая права знати, а Иван Грозный в переписке с ним доказывал право царя как помазанника Божия на любой произвол.
В XVI в. в зодчестве возникает шатровый стиль, образцами которого стали Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве и церковь Вознесения в Коломенском. В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска.
В 1550-х гг. начинается книгопечатание. Первая датированная печатная книга — «Апостол» Ивана Фёдорова. Шедевром ремесла стала «Царь-пушка» Андрея Чохова.

 

ЕЩЁ

Татаро-монгольское нашествие нанесло страшный удар развитию русской культуры. Это сказалось в том, что на время прекратилось развитие каменного зодчества, исчезли некоторые ремесла. Весь XIII в. характеризуется застоем в русской культуре.

С начала XIV в. наметился новый подъем культуры в русских землях, который продолжался в течение XIV-XV вв. Практически во всех крупных городах, таких, как Москва, Новгород, Тверь, Ростов, Псков, Нижний Новгород и других, расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища, в монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось все больше.

Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения. В устном народном творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему историческому периоду. Наряду с ними появились и новые легенды (например, " Сказание о граде Китеже"). В XIV в. дорогой пергамент стал заменяться бумагой, в обиход входит более беглое и свободное письмо - полуустав.

Создаются новые летописные своды. Первый общерусский летописный свод - " Троицкая летопись", созданная в Москве в 1408 г. (погибла в московском пожаре 1812 г.). К 1480 г. относится создание Московского летописного свода. В 1442 г. появился первый русский Хронограф, составленный Пахомием Лагофетом, в котором своеобразно рассматривалась всемирная история, включавшая историю Руси.

Одним из самых распространенных литературных жанров были исторические повести: " О битве на Калке", " О разорении Рязани Батыем", " О мамаевом побоище", " Задонщина". Выдающимся памятником русской культуры XV в. явилось " Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина (наблюдения об Индии и др. странах, лежащих между Индией и Русью). Ценные географические описания других территорий представлены в " хождениях" новгородца Стефана и смолянина Игнатия в Царьград.

Церковная (" житийная") литература также получила широкое распространение: " Житие Дмитрия Донского"; " Житие Стефана Пермского" Епифания премудрого, " Похвала Сергиевой добродетели", " Житие митрополита Петра" того же автора.

Возобновляется активное каменное строительство. При Дмитрии Донском в Москве строится белокаменный Кремль, в XV в. - кирпичный Кремль при помощи итальянских мастеров. В XV в. строятся Успенский собор (архитектор - Аристотель Феораванти), Архангельский собор (усыпальница московских князей), Благовещенский собор (псковскими мастерами), Грановитная палата.

Русская живопись XIV-XV вв. поднялась на новую, высшую ступень своего развития. В Новгороде, при росписи Волотовской церкви, а позднее в Москве в конце XIV-начале XV в. работал выдающийся художник Феофан Грек. Он расписал вместе с Симеоном Черным московскую церковь Рождества Богородицы, участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейшим русским художником конца XIV - начала XV в. был Андрей Рублев. Он расписал совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца Благовещенский собор во Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Рублев создал знаменитое произведение " Троицу". Для творчества Рублева характерен отход от церковных канонов живописи, его произведения поражают своей эмоциональностью.

Большого развития достигло русское прикладное искусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья. Подъем русской культуры отражал развитие великорусской народности.

В XVI веке русская культура развивалась под знаком государственного объединения страны и упрочения ее независимости. Все больше преодолеваются областные различия и выдвигаются на первый план общерусские тенденции.

Литература XVI в. отличалась публицистичностью. Это объяснялось борьбой в обществе между боярством и прогрессивным дворянством. Один из самых ярких публицистов XVI в. - Иван Пересветов. Он выступил с проектами реформ, имеющих целью создание сильной самодержавной власти. Другой автор, Ермолай-Еразм, высказывался против чрезмерного усиления крепостничества. Нужно отметить, что яркие, талантливые публицисты А.Курбский и Иван Грозный - в полемике, которую открыл Андрей Курбский своим посланием Ивану после бегства в Литву в 1564 г., выражают архаичную позицию: отношение к государству как творению божественному. Правда, делают они из этого противоположные выводы. Иван - о праве на самовластие, Курбский - о долге государя заботиться о своих подданных.

С середины XVI в. начинает свою историю российское книгопечатание. Издание книг в Москве началось еще в 1553 г. Выходили так называемые анонимные издания. В 1563 г. в Москве приступил к работе Иван Федоров. Он был не только издателем, но и редактором книг. Первые его издания в Москве - книги Святого писания. Всего во второй половине XVI в. в России было издано около 20 больших печатных книг.

Высокого уровня достигает в этот период архитектура. В первой половине XVI в. в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей. Своеобразие русского зодчества связано появлением в XVI в. шатрового стиля: покрытие храма делалось в форме многогранной пирамиды - шатра. Храм Вознесения в Коломенском (1532 г.) и Покровский собор на Красной площади (Собор Василия Блаженного) - выдающиеся памятники этого стиля. Живопись в XVI в. представлена, как и в предыдущий период, росписью храмов и иконописью. Продолжателем традиций Рублева в иконописи называют Дионисия. Его работы отличает изысканный, утонченный колорит и рисунок. Наиболее известные его работы - иконы Успенского собора московского Кремля и роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (под Вологдой).

Большое развитие в России получило литейное дело. В 80-е годы XV в. в Москве стал действовать государственный пушечный двор. В конце XVI в. пушки изготовлял мастер Андрей Чохов. В 1586 г. он отлил знаменитую Царь- пушку весом 40 т., длиной 5 м и диаметром 890 мм., которая представляет собой подлинное произведение искусства.

Вторая половина XVI в. оказалась неблагоприятной для развития русской культуры. В бедствиях конца века многие культурные процессы уходят вглубь и заявляют о себе вновь только в следующем столетии. Отрицательную роль сыграли и падение Византии, и ослабление культурных связей со странами Центральной и Юго-Восточной Европы. Но главная причина - создание централизованного Русского государства, требовавшее мобилизации всех духовных сил и материальных ресурсов, вызвавшее усиление социальной напряженности в обществе, яростную борьбу с ересями и свободомыслием, жесткий контроль государства над всеми формами искусства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал