Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классы.




Макс Вебер в своем труде так же использует понятие класса. Его значение он выражает через определение классового статуса. Он писал, что «термин «классовый статус» применяется для обозна-чения типичной вероятности, с какой: а) обеспечение това-рами, б) внешние условия жизни, в) субъективная удовлетворенность или фрустрация - характерны для индивида или группы. Эти вероятности определяют классовый статус настолько же, насколько сами они зависят от вида и степени полного или частичного контроля, который индивид осу-ществляет над товарами или услугами и наличными возмож-ностями их использования ради получения дохода или при-были в рамках сложившегося экономического порядка».
Таким образом, он определяет класс как любую группу людей, имеющих один и тот же классовый статус, и выделяет следующие типы классов: а) класс как «класс собственников», в котором клас-совый статус индивидов детерминирован прежде всего диффе-ренциацией размеров владений; 6) класс как «стяжательный класс», в котором классовая ситуация индивидов детерми-нирована прежде всего их возможностями эксплуатировать услуги на рынке; в) когда структура «социального класса» состоит из разнообразного множества классовых статусов, между которыми вполне возможен или наблюдается как ти-пичный факт взаимного изменения индивидов, происходящего на персональной основе или в рамках нескольких поколений. На базе любого из этих трех типов классовых статусов могут возникать и развиваться ассоциативные отношения между теми, кто разделяет одни и те же классовые интересы, напри-мер корпоративный класс. Тем не менее, это не обязательно всегда так и происходит.
Кроме того, Вебер считал, что: «классы» не являются сообществами; они представляют чаще всего только возможную основу совместных действий, и что мы вправе говорить о «классе» лишь в тех случаях, когда: 1) некоторое множество людей объединено специфическим причинным компонентом, касающимся их жизненных шансов; 2) такой компонент представлен исключительно только экономическими интересами в приобретении товаров или в получении дохода; 3) этот компонент обусловлен ситуацией, складывающейся на рынке товаров или на рынке труда. (Указанные пункты относятся к «классовой ситуации», которую более сжато можно было бы выразить как типичные шансы получения прибавочного продукта, внешние условия жизни и личный жизненный опыт, поскольку этот шансы детерминированы объемом и видом власти, либо недостатком таковой, распоряжаться товарами или квалификацией в целях получения дохода в рамках данного экономического порядка. Термин «класс» относится к любой группе людей, которая возникла в данной классовой ситуации).
По его мнению, сопутствующее значение понятия «класс» - классовая ситуация. В качестве базисных катего-рий классовых ситуаций любого типа он определяет «собственность» и «недостаток собственности». При этом не имеет значения то, насколько эффективны подобные категории в «войне за цены» или в конкурентной борьбе.
Он так же считает, что «классовая ситуация, в общих чертах охватываемая двумя категориями, постепенно предстает в более диффе-ренцированном виде: с одной стороны, с точки зрения вида собственности, которую используют для извлечения прибы-ли, с другой - в плане вида услуг, которые предоставляются на рынке.
Семейные постройки, производственные заведения, то-варные склады, магазины, сельскохозяйственные угодья, средние и малые холдинговые компании - все они разнятся количественно, хотя количественное различие влечет за собой качественные последствия. Собственность на шахты, крупный рогатый скот, людей (рабов); распоряжение мобильными средствами производства или «основным капиталом» любого сорта, особенно деньгами или предметами, которые можно обменять на деньги легко и в любое время; распоряжение продуктами чужого труда или трудом других людей, которые различаются в соответствии с тем, какое место они занимают на шкале потребительских возможностей; распоряжение моно-полией любого сорта - все это вместе взятое дифференцирует классовые ситуации, характерные для собственников, в той же мере, в какой делает «значимым» использование собствен-ности, особенно той, которая имеет денежный эквивалент. В соответствии с этим собственники могут принадлежать к классу рантье либо к классу предпринимателей.
Те, кто не владеет собственностью, но кто предоставляет услуги, дифференцируются как по виду этих услуг, так и по способу, каким они делают полезными данные услуги, предоставляемые их получателю на постоянной или времен-ной основе».
Таким образом, Вебер «классовую ситуацию» отождествляет с «рыночной ситуацией».
Согласно его терминологии, экономический интерес выступает в качестве фактора, который образует «класс», а термин «классовый интерес нельзя считать таковым, так как устремления каждого отдельного представителя могут широко варьироваться.
По его мнению, любой класс может являться носителем одной из бесчис-ленных форм «классового действия», но не всегда. Но в любом случае, сам по себе класс не конституирует сообщество, и по этому нельзя счи-тать, что «класс» имеет тот же смысл, что и «сообщество». «Простейший факт, помога-ющий лучше понять исторические события, заключается в следующем: индивиды, находящиеся в одной и той же классовой ситуации, при массовом действии проявляют средне типичные реакции на экономические стимулы. Этот факт не должен служить поводом к научным спекуляциям о «клас-се» и «классовых интересах», что зачастую происходит в наше время. Классическим примером является выражение одного талантливого автора о том, что индивид способен заблуждаться по поводу собственных интересов, но «класс» никогда не ошибается по поводу своих интересов. Даже если классы как таковые не являются сообществами, тем не менее, классовые ситуации возникают на базе коммунализации. Совместное, или коммунальное, действие, формирующее классовую ситуацию, тем не менее, не является базисным взаимодействием между членами одного и того же класса; оно является взаимодействием индивидов, принадлежащих к разным классам».
По Веберу, понятия класса и классового статуса обозначают только факт тождественности или похожести в типичной ситуации, где данный индивид и многие другие люди определились в своих интересах. «Классовые статусы, во всем своем многообразии и различиях, конституируются благодаря контролю над различными сочетаниями потребителей товаров, средств производства, инвестиций, основных капиталов и рыночных способностей. Только те, кто совсем не имеет квалификации и собственности, кто зависит от случайных заработков, в строгом смысле обладают одним и тем же классовым статусом. Очень сильно варьируются между собой традиции, характеризующие различные классы. Они разнятся по текучести кадров и той легкости, с какой индивиды входят и покидают данный класс. Таким образом, единство «социальных» классов очень относительно и подвижно».
Вебер считал, что значение позитивно привилегированного класса собственников, прежде всего, основывается на следующих фактах: 1) они способны монополизировать приобретение дорогих товаров; 2) они могут контролировать возможности осуществления систематической монопольной политики в продаже товаров; 3) они могут монополизировать возможности накапливать собственность благодаря непотреблению приба-вочного продукта; 4) они могут монополизировать возмож-ности аккумулировать капитал благодаря сохранению за собой возможности предоставить собственность взаем и свя-занной с этим возможности контролировать ключевые позиции в бизнесе; 5) они могут монополизировать привилегии на социально престижные виды образования так же, как на прес-тижные виды потребления.
Он отмечал, что позитивно привилегированные классы собственников обычно живут на доходы от собственности. По его мнению, источником доходов может служить право собственности на людей, как, например, у рабовладельцев, на землю, рудники, фиксированное обо-рудование, на заводы, машины, корабли, как это происходит у кредиторов, ссужающих под проценты. А так же, они могут жить на доходы от ценных бумаг.
Так же социолог выделял классовые интересы, называемые негативно привилегиро-ванными по отношению к собственности. Которые он отнес к следующим типам: а) они не владеют, а сами являются объектом чужого владения, поэтому они несво-бодны; б) они стоят «вне каст», то есть являются «пролета-риатом» в том смысле, в каком понимали его в античности; в) они принадлежат к классу должников и, следовательно, г) к «беднякам».
Кроме того, Вебер выделял «средние» классы. Этим терми-ном он описывал тех, кто владеет всеми видами собственности или обладает конкурентоспособностью на рынке труда благо-даря соответствующей подготовке, тех, чья позиция укреп-ляется благодаря таким источникам. Некоторых из них он относил к «стяжательским» классам. «Предприниматели по-падают в эту категорию благодаря своим внушительным позитивным привилегиям; пролетарии - из-за негативных привилегий. Но многие типы, в частности крестьяне, ремес-ленники и чиновники, не попадают в эту категорию».


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал