Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Статусные группы.
Те категории людей (например, рабы), судьба которых не детерминирована возможностями (или шансами) приобре-тать на рынке товары в личное пользование или обслуживать самих себя, социолог относит к «статусным группам». Вебер определяет их так: «В противоположность классам статусные группы являются нормальными сообществами. Правда, в большинстве своем они аморфны. В противоположность чисто экономически детерминированной «классовой ситуации» мы понимаем под «статусной ситуацией» любой типичный компонент жизненной судьбы людей, который детерминирован специфическим, позитивным или негативным, социальным оцениванием почести. Такая почесть может обозначать любое качество, оцениваемое большинством людей, и, конечно же, оно тесно связано с классовой ситуацией: классовые различия самыми разнообразными способами связаны со статусными различиями. Собственность как таковая не всегда признается и в качестве статусной характеристики, но с течением времени она проявляла себя таковой, причем с удивительной регулярностью». Статусную почесть Вебер выражает сле-дующим образом: это специфический стиль жизни, который ожидается от тех, кто высказывает желание принадлежать к данному кругу людей. Связанные с этим стилем ожидания представляют собой ограничения «социального» общения (то есть общения, которое не обслуживает экономические или любые другие «функциональные» цели бизнеса). «Статус» развивается постольку, поскольку он не является индивидуально и социально иррелевантной имитацией другого стиля жизни, но представляет собой осно-ванное на достигнутом согласии совместное действие за-крытого типа. По мнению М. Вебера, статусные группы развивают особый образ жизни: особый стиль потребления, общения, особый характер заключенных браков. Термином «социальный статус» Вебер обозначил реальные притязания на позитивные или негативные приви-легии в отношении социального престижа, если этот статус основывается на одном или большем количестве следующих критериев: а) образ жизни, б) формальное образование, заключавшееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни, в) престиж рож-дения или профессии. Из определения видно, что и имущие, и неимущие могут входить в одну и ту же статусную группу. Философ считал, что развитие статуса - важный вопрос страти-фикации, основанной на узурпации. Узурпация - естественный источник почти всех статусных почестей. «Однако путь от этой чисто конвенциональной ситуации к легальным приви-легиям, позитивным или негативным, легко прокладывается, как только определенная стратификация социального поряд-ка становится реальным фактом, как только достигнута стабильность благодаря упорядоченному распределению эконо-мической власти <...>». Кроме того, стратификация по статусам сочетается с монополизацией идеальных и материальных товаров или возможностей. Помимо специфической статусной почести, которая всегда основывается на дистанции и исключительности, мы обнаруживаем все раз-новидности материальной монополии. Конечно, материальная монополия предоставляет самый эффективный мотив для придания исключительности статусной группы, хотя сама по себе она не всегда является достаточным условием. Статусные «почести» означают, что статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода «условностей». Таким образом, Макс Вебер в отличие от Карла Маркса, определяет разделение на классы не только наличием или отсутствием контроля над средствами производства, но и экономическими различиями, не связанными напрямую с собственностью. А так же, он выделяет еще один важный аспект стратификации, название которому - статус.
Теория социальной стратификации и социальной мобильности.(Сорокин)
Сорокин - один из родоначальников теорий социальной стратификации, социального пространства и социальной мобильности. В своей теории стратификации Сорокин объяснил, что любое общество делится на различные слои- страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин отнес экономическую, политическую и профессиональную. Социальная стратификация - естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п.
Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности. Сорокин разделил социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации. Вертикальная мобильность – переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке.
Сорокин пришел к выводу, что соцальная мобильность является положительным явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится все общество. Это означает кризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества однако другая крайность - противоположная ситуация - никакой мобильности, застой, что свойственно тоталитарным обществам.
А также Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого - совокупность всех членов общества, как целое. В этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве.
|