Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инструментарий институциональной экономики
1. Понятие института. Роль институтов в функционировании экономики Toinstitute (англ) - устанавливать, учреждать. Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности из социологии, где Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности. Определения институтов можно также найти в работах по политической философии и социальной психологии. Следует выделить различия в определении институтов представителями трех школ институционализма. В рамках старого институционализма институт выражается через категорию «обычай». Веблен: установившиеся обычаи мышления, общие для данной общности людей». Неоинституционалисты определяли институт как норму и правила поведения. Представители новой институциональной теории определяют институт как правила игры, созданные человеком ограничительные рамки для взаимодействия в обществе. В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом. Под институтами он понимал, по сути дела, распространенный образ мысли касаемо отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; или система жизни общества, которая может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе. В настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа Норта: Институты - это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми. Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами. Роль институтов в экономической практике определяется следующими функциями: 1) регулирование поведение людей с целью минимизировать негативное воздействие индивидов друг на друга, либо обеспечение компенсации принесенного ущерба; 2) минимизация усилий, которые требуется потратить на поиск индивидами друг друга и установления соглашений между ними; 3) организация процесса передачи информации или обучение. По-другому можно сказать, что институты – это некие рамки, которые люди установили, чтобы исключить столкновение друг с другом и упростить процесс перехода из точки А в точку Б, чтобы легче проводить переговоры и достигать консенсуса. Институты по форме закрепления бывают формальные и неформальные. Формальные институты – это правила, придуманные людьми, закрепленные законодательно. Неформальные – общепринятые условности и кодексы поведения (обычаи, традиции и т.д.). Они могут быть продуктом человеческого замысла (например, конституции) или складываться в результате исторического развития. Вопросы взаимодействия формальных и неформальных институтов достаточно часто рассматриваются в современной экономической литературе. Большинство авторов сходится во мнении, что формальные и неформальные институты могут создавать однонаправленные и разнонаправленные стимулы [4]. Оптимальной с точки зрения реализации мотивационной функции является ситуация, когда неформальные институты подкрепляют реализацию формальных, то есть принятые в обществе модели и образцы поведения соответствуют формальным правилам. Обратная ситуация, когда действия формальных и неформальных институтов развития не согласованы, характеризуется институциональным риском инновационной деятельности. Таким образом можно выделить четыре типа взаимодействия формальных и неформальных институтов развития:
Формальные институты развития выполняют стимулирующие и регулирующие функции. Из числа формальных институтов в России существуют или находятся в стадии формирования такие, как банки развития, инвестиционные и венчурные фонды, финансовые корпорации, экспортные и страховые агентства, бизнес-инкубаторы, научные и образовательные учреждения и центры, технопарки, специальные экономические зоны, научные фонды и другие. Как правило, данные институты являются смешанными и выполняют ряд стимулирующих функций. Так, банки развития, инвестиционные и венчурные фонды могут одновременно выполнять функции стимулирования и поддержки существующих субъектов инновационной деятельности, а также функции рисковых инвестиций на стадии фундаментальных и прикладных исследований, создания старт-апов.
|