Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы, определяющие уровень потребления и сбережения 4 страница
Основными показателями помимо динамики ВВП служат: 1. Индексы цен (потребительных и опытных) 2. Официальные учетные ставки 3. Динамика денежной массы 4. Уровень безработицы. Важные индикаторы изменения конъюнктуры 1.размеры розничных продаж 2.объем жилищного строительства 3.велечина промышленных заказов и заказов на товары длительного пользования 4.индекс промышленных цен 5.индекс промышленного производства 6.производительность труда 7. фондовые индексы (Dow Jones, Dax, CAC40, micex и др) 8.динамика цен гос. облигаций. 33. Занятость и безработица. Уровень и виды безработицы. Регулирование безработицы. Занятость – явление при котором рабочая сила полностью задействована в экономике, показатель участия трудоспособного населения в общественном труде. Рабочая сила = занятые + безработные. Занятые - имеющие работу + временно неработающие по уважительной причине (болен, отпуск). Безработные - не имеющие работу, но активно ее ищущие. Безработица — социально-экономическое явления, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг. Экономически активное население (ЭАН) (от англ. laboy forse — рабочая сила) — совокупность занятых и безработных, активно ищущих работу. Уровень безработицы — показатель процентного отношения количества безработных к числу экономически активного населения. Естественный уровень безработицы — это такой ее уровень, который соответствует полной занятости (включает фрикционную и структурную формы безработицы), обусловлен естественными причинами (текучестью кадров, миграцией, демографическими причинами), не связан с динамикой экономического роста. Норма (уровень) безработицы — процент безработных в общей численности рабочей силы. Виды безработицы: Естественная безработица — процент (удельный вес) общего количества безработных в численности рабочей силы в период экономической стабильности. Фрикционная — связана с затратами времени на поиск новой работы и длится 1-3 месяца. Структурная — связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют стурктуру спроса на рабочую силу (возникает если работник уволенный из одной отрасли не может устроиться в другой), изменение потребительских спросов. Сезонная — обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей. Циклическая — возникает в период циклического экономического спада и недостатка спроса. Возникает с связи с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы. Институциональная — возникает из-за ограниченности рабочей силы и работодателей в актуальной информации о вакансиях и желании работников. Добровольная безработица, возникающая в результате увольнения работников по собственному желанию. Чем меньше работников шансов найти новую работу с лучшими условиями найма, тем реже он увольняется, тем меньше размеры добровольной безработицы. Вынужденная безработица возникает при таком состоянии рынка, когда предложение труда превышает спрос на него. Вынужденная безработица особенно возрастает во время спада производства, когда работодатели (предприниматели) вынуждены сокращать размеры производства из-за неблагоприятной деловой конъюнктуры. Скрытая безработица - это концентрация излишней рабочей силы на производстве, которая не участвует в производстве материальных благ и не учитывается статистикой. К скрытым безработным относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними» . Причины безработицы: Глубокие структурные сдвиги в экономике, Спады и кризисы в экономике, Изменения в демографической структуре населения, Неравномерное размещение продуктивных сил, Внедрение новых технологий, Сезонные колебания уровня производства отдельных отраслей экономики Последствия безработицы (издержки): Экономические (Потеря части ВВП, Сокращение налоговых поступлений в государственный бюджет, Рост государственных затрат на выплату пособий по безработице и финансирование учреждений, занимающихся вопросами труда) Социальные (Снижение уровня жизни населения, Снижение уровня рождаемости и повышение уровня смертности, Отток интеллектуальной элиты за рубеж, Рост социальной напряженности). Явные- затраты государства на борьбу с ней. Неявные- потеря условных доходов государством от незадействованных ресурсов.
34. Цели и показатели реализации социальной политики государства. Государственные инструменты социальной защиты населения. Социальная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты. Основные направления социальной политики, отражающие ее содержание: 1. Политика доходов населения (регулирование жизненного уровня, содержание потребительской корзины, улучшение благосостояния). 2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, регулирование занятости населения и др.). 3. Социальная поддержка, защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии). 4. Развитие отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт). 5. Социоэкологическая политика. 6. Политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание). 7. Миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция). 8. Политика в отношении отдельных категорий населения (семейная, молодежная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов и др.). СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА - деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленная на удовлетворение интересов и потребностей граждан. Основными задачами социальной политики являются: а) повышение благосостояния; б) улучшение условий труда и жизни людей; в) осуществление принципа социальной справедливости. Социальная политика должна учитывать не только материальные, но и политические, и духовные интересы членов общества. Основная социальная функция экономической политики заключается в обеспечении заинтересованности работников в повышении эффективности их экономической деятельности. Социальная политика выдвигает перед экономикой следующие проблемы: а) как удовлетворить социальные потребности людей; б) каким образом обеспечить социально справедливое распределение благ в обществе; в) как обеспечить, чтобы повышение благосостояния людей происходило в соответствии с повышением эффективности общественного производства. Успех или неудача в решении этих проблем предопределяет устойчивость или неустойчивость данной экономической системы и самого общества. Социальная устойчивость предполагает: а) стабильный уровень цен на основные предметы потребления и услуги; б) недопущение гипертрофированной дифференциации доходов населения; в) формирование надежной системы социальной защиты и социальной гарантии для членов общества. И наоборот, социальная неустойчивость общества обусловливается главным образом резкой дифференциацией доходов населения, означающей зарождение двух полярных слоев населения — непомерно богатого и бедного населения. Социальная политика государства реализуется посредством двух способов: социальной защитой и социальными гарантиями. Социальная защита — меры государства по обеспечению общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Она означает: ♦ воспроизводство квалифицированной рабочей силы; ♦ наличие условий для реализации способностей трудоспособных членов общества к труду; ♦ создание новых рабочих мест и поддержку работников, оказавшихся безработными, и др. Социальные гарантии — обязательства общества перед каждым его членом по удовлетворению необходимых потребностей. Они означают: ♦ общедоступность и бесплатность образования; ♦ гарантии общества, связанные с реализацией способности к труду; ♦ гарантии неприемлемости принудительного труда и др. В реализации социальной политики государства используются два подхода: социальный и рыночный. Социальный подход предполагает, что общество обязано гарантировать каждому его члену такой уровень доходов, который не позволял бы ему оказаться за чертой бедности. Рыночный подход предусматривает обязательства общества только создавать условия каждому его члену для осуществления экономической активности и получения дохода. Основными показателями обоих подходов к реализации социальной политики государства выступают показатели жизненного уровня населения, к которым относятся: ♦ удельный вес фонда потребления в валовом внутреннем продукте и национальном доходе; ♦ абсолютные объемы фонда потребления, валового внутреннего продукта и национального дохода на душу населения; ♦ уровень занятости трудоспособного населения; ♦ условия труда и производства; ♦ состояние здравоохранения, образования, культуры, воспроизводства населения и продолжительности жизни; ♦ уровень обеспечения благоустроенными жилищами и коммунальными услугами; ♦ состояние экологической среды обитания людей и др. Каковы особенности социальной политики государства в современной России? Эти особенности вытекают из необходимости минимизации потерь в процессе перехода от централизованного типа народного хозяйства к децентрализованному типу. Эти особенности проявляются в: ♦ сокращении масштабов бедности населения России; ♦ сокращении массовой безработицы трудоспособно го населения; ♦ создании основ для роста жизненного уровня населения по мере преодоления кризиса в стране и др. Среди этих особенностей социальной политики следует особо выделить проблему борьбы с бедностью и безработицей. Бедность есть такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств к существованию. Количество бедного населения колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности. Выделяют абсолютную и относительную черту бедности. Абсолютная черта бедности — минимальный уровень жизни, который определяется на базе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде, жилищах. ВРоссии — это прожиточный минимум. Относительная черта бедности характеризуется уровнем, ниже которого люди находятся за чертой бедности (в странах ЕС — ниже половины средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране). Бедность характеризуется следующими показателями: а) число бедных; б) коэффициент глубины бедности; в) коэффициент остроты бедности. Число бедных изменяется с изменением экономической конъюнктуры в стране. В России, по некоторым дан ным, число бедных семей превышает 25% их общей численности. Коэффициент глубины бедности выражает среднее отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума и характеризуется величиной суммарного дефицита дохода, соотнесенного с общим числом обследуемых семей. Коэффициент остроты бедности — средневзвешенное отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума, определяется величиной суммарного квадратичного дефицита доходов, соотнесенного с общим числом обследуемых семей. С целью ликвидации бедности в стране исчисляется лаг бедности, или дефицит дохода; оценивается величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов малоимущих групп населения до уровня прожиточного минимума. В характеристике бедности устанавливается профиль бедности. В развитых странах бедность связана со статусом занятий. Большинство бедных либо престарелые, нетрудоспособные, больные, либо безработные мужчины и их семьи. Значительную долю бедных составляют женщины и дети. В нашей стране широко распространена бедность среди большой части работающих, ибо бедность у нас не имеет отношения к безработице. Расходы на социальные нужды зависят от уровня развития экономики: в странах с относительно низким экономическим потенциалом доля этих расходов в ВВП ниже, в странах с развитой экономикой она выше. Выделяют индикаторы уровня жизни и индикаторы качества жизни. В интегральные индикаторы (показатели) уровня жизни включают: ♦ реальную заработную плату; ♦ реальные доходы населения; ♦ доходы от вторичной занятости; ♦ доходы от реализации продукции личного подсобного хозяйства; ♦ дивиденды (по акциям и облигациям); ♦ проценты по вкладам населения; ♦ пенсии, пособия, стипендии. К частным индикаторам уровня жизни относят: ♦ показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам); ♦ показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жилищем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди частных индикаторов выделяют: ♦ натуральные индикаторы, которые непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами; ♦ стоимостные индикаторы, отражающие затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику; группируются по видам потребностей. На пример, затраты на питание, оплату жилища, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей и т. д. Под качеством жизни населения понимается совокупность показателей, характеризующих материальное, социальное, физическое, культурное и духовное благосостояние населения данной страны. Основными индикаторами качества жизни населения являются: а) индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП); б) индекс интеллектуального потенциала общества; в) человеческий капитал на душу населения; г) коэффициент жизнеспособности населения. Уровень жизни - это обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами или степень удовлетворения потребностей в этих благах. реальный ВВП на душу населения; Прожиточный минимум отражает уровень дохода, который должен обеспечить потребление минимального набора благ и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека в соответствии с уровнем развития экономики. Он берёт на себя роль социального норматива, с помощью которого регулируются социальные выплаты, оценивается уровень жизни населения. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) представляет собой среднюю арифметическую трех индексов: ♦ ожидаемой продолжительности жизни (1Ж); ♦ уровня образования (1О); ♦ ВВП на душу населения (ВВПДН). Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) рассчитывается по формуле: ИРЧП=1Ж+1О+ ВВПДН / 3 Этот показатель варьирует от 0, 25 в Эфиопии до 0, 96 в Канаде. В России он составляет 0, 76. Индекс развития человеческого потенциала определяет ООН с 1, 990 г. Индекс интеллектуального потенциала общества отражает уровни образования населения и состояния науки в стране. При его расчете учитываются: ♦ уровень образования взрослого населения; ♦ удельный вес студентов в общей численности населения; ♦ доля расходов на образование в ВВП; ♦ доля занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых; ♦ доля затрат на науку в ВВП. Человеческий капитал на душу населения отражает уровень затрат государства, фирм и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы на душу населения. Чем выше уровень экономического развития страны, тем больше уровень человеческого капитала и его доля в структуре всего капитала. Коэффициент жизнеспособности населения характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуально го развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики. Этот показатель измеряется по пятибалльной шкале. Установление балла ниже 1, 5 означает кризисное положение, падение качества жизни населения до предела, за которым начинается вымирание населения. По данным ЮНЕСКО (Всемирной организации здравоохранения), в 1995 г. этот показатель в России составлял 1, 4 балла, т. е. ниже, чем, например, в Боснии и Западной Сахаре. Отдельные стороны качества жизни характеризуют частные индикаторы. К ним относятся: ♦ социально-демографические показатели (продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности, естественного прироста); ♦ экономическая активность населения (уровень безработицы, миграция населения и ее причины); ♦ социальная напряженность (участие в политических мероприятиях, забастовках, доля теневой экономики в ВВП, динамика преступности); · развитие социальной сферы (доля расходов в ВВП на образование, науку, здравоохранение, культуру, количество учащихся и студентов, включая обучающихся бесплатно и платно, среднее число студентов и учащихся на одного преподавателя); · экологические показатели (содержание вредных веществ в атмосфере, почве, воде, продуктах питания; доля затрат на экологию в ВВП, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов).
|