Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовые основы управления государственной собственностью
В советское время была одна форма собственности – государственная. В СССР был впервые принят закон о собственности, в нем появилось понятие собственность граждан, коллективная, государственная, до этого были социалистическая, общая, народная. Понятие частной собственности тогда еще не было. В конце 90-х г. был принят закон о собственности в РСФСР, в нем впервые появилось понятие частной собственности. Кроме того были названы формы собственности – государственная и муниципальная. Уже тогда государственная собственность определялась как собственность федеральная и собственность субфедеральная. Была введена собственность общественных организаций. Впоследствии эти формы были закреплены в Конституции РФ. При решении вопросов приватизации, решались вопросы какие объекты собственности к какому уровню власти относить. Постановление Верховного Совета «О разграничении собственности на федеральную, субфедеральную и муниципальную». Закон «О госсобственности Рязанской области» был принят в 1996 г. Все последующие вопросы, которые мы будем рассматривать, основаны на этом законе. Цель закона – определение порядка управления госсобственностью Рязанской области. Собственность Рязанской области является государственной собственностью. Органы власти, которые осуществляют правомочие собственника – Рязанская областная дума, Администрация Рязанской области. Кроме того есть структурные подразделения уполномоченные – УГИ, Рязанский областной фонд имущества, Финансовое управление администрации Рязанской области и иные организации (Управление лесного хозяйства, управление ЖКХ и др.). Состав областной собственности: 1.земля, лесные, водные – природные ресурсы на территории области; 2.унитарные предприятия, которые являются областными (приносят прибыль); 3.унитарные учреждения – образования, здравоохранения (смета затрат); 4.жилой фонд в собственности области; 5.нежилой фонд в областной собственности; 6.финансовые активы:
7.иное имущество (например, объекты интеллектуальной собственности). Областная собственность закрепляется за унитарными предприятиями или унитарными учреждениями: - за унитарными предприятиями, на праве хозяйственного ведения; - за унитарными учреждениями, на праве оперативного управления. Хозяйственное ведение предусматривает большую свободу действий, так как унитарное предприятие должно приносить прибыль. Есть имущество, которое невозможно закрепить за кем – либо, такое имущество составляет областную казну. По определению это имущество незакрепленное, и составляет бюджет и внебюджетные фонды. Они подлежат учету, существует порядок и реестр учета, они разрабатываются Администрацией области (исполнительная власть). Осуществление учета этого имущества возлагается на уполномоченные органы. Формирование и отчуждение областной собственности может происходить по тем операциям и механизмам, которые оговорены в ГК. Купля – продажа, приватизация, т.е. обращение в частную собственность, перед этим его следует включить в программу приватизации; аренда (операция отчуждения), залог, производство продукции, она автоматически становится собственностью. Изменение состава собственности области – по решению суда. Наш закон предусматривает страхование областной собственности; выбор страховщика должно осуществляться исключительно на конкурсной основе, расходы по страхованию возлагается на правоприобретателя. Собственность области государственная и муниципальная по итогам 2001 г.: Всего 24777 организаций, из них: 983 – в госсобственности; более 4000 – в муниципальной собственности; ≈ 17 тысяч в частной; все остальное – в собственности иностранных лиц, смешанные, юридические лица и т.д.
|