Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие правила» региональной политики стран-членов ЕС и их значение для России.
Во многих странах региональная политика все больше обнаруживает у себя так называемые «общие правила» (тенденции и закономерности), самой общей из которых является структура вопросов, к которым приковано внимание (законодательство, институты и т.д.). Но при этом необходимо учитывать некоторые факторы: 1.исторический (опыт других стран); 2.вопрос сопоставимости национально законодательно – институционных сред (в Западной Европе эти среды действуют десятилетия, и общество в них действует стабильно, а Россия не полностью закончила переходные процессы). В странах западной Европы идут процессы децентрализации, более того есть страны, унитарные по своей Конституции, и у них усиливаются элементы, присущие федеративному государству. Но в то же время роль государства в экономике все усиливается. Доля суммарных государственных расходов в ВВП, %
Децентрализация в целом и процессы, связанные с ней носят долгосрочный характер (десятилетиями длились планы и программы). Оказывается, что у процессов децентрализации в ГУ, существует несколько условий – политическая стабильность, стабильность институтов, но главное – в долгу у государства должен быть высокий уровень экономического развития (ВВП на душу населения). Касаясь пространственной организации России, то в ее совершенствовании идет дискуссия по поводу субъектов региональной политики и их укрепления. Этот решается путем создания федеральных округов. Выделение объектов регулирования не всегда может совпадать с административными границами. На базе этих зон могут выделяться проблемные зоны. В государствах членах ЕЭС институциональной среде и самим институтам уделяется большое влияние. В России решением вопросов государственной и региональной политики занимаются различные министерства и ведомства в какой – то части, а единых институтов по региональному развитию нет. Законодательной базы в странах ЕЭС тоже достаточно, а у нас законодательная база слабая, она существует фрагментально. Законодательства о территориальном устройстве нет. Была попытка – генеральная схема расселения, которая осуществилась без среды к ее реализации, т.е. если нет структуры, которая этим занимается, то и исполнять эту схему некому. Отчасти федеральные проблемы регионального развития выполняют функции, но они слишком узкие, не комплексные. Отсутствие таких программ на государственном уровне приводит к их отсутствию в регионах. Политика финансово – экономического выравнивания существует везде и основывается на конституционных положениях. В этом выравнивании задействовано несколько механизмов, в том числе бюджетное выравнивание. Финансовая помощь бюджетам субнационального уровня (до середины 90-х гг.)
Важным механизмом регионального развития является его стимулирование. Во всех странах имеется тот или иной механизм стимулирования. У нас в последнее время появилась только стимулирующая функция – в трансфертах есть стимулирующая часть.
Основное содержание (направление) современной региональной политики. В настоящее время в региональной политике страна должна столкнуться с рядом новых явлений, последствия которых для региональной политики оценить однозначно тяжело. Особенности:
Сама стратегия региональной политики во временном аспекте содержит 3 этапа: 1.завершение переходного периода; 2.осуществление крупных программ, которые приведут к качественному изменению производства, природопользования, охраны окружающей среды, развития средств связи и транспорта и т.д. 3.выход подавляющего большинства регионов в режим устойчивого поступательного развития.
|