Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институтСтр 1 из 23Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко» Факультет социальных коммуникаций и филологии Направление Психолого-педагогическое образование Профиль 44.03.02 Психология и социальная педагогика Выпускающая кафедра: Кафедра педагогики и психологии
Коррекция агрессивного поведения подростков при помощи арттерапии.
Выпускная квалификационная работа
Кийков Иван Анатольевич 239 группа, факультет социальных коммуникаций и филологии Научный руководитель: Зорин С. С., к.псих.н., доцент кафедры педагогики и психологии
Допущена к защите: _______________________________ Дата и номер протокола заседания кафедры, подпись заведующего кафедрой
Дата защиты ВКР: ___________________ Оценка: ____________________________ оценка и подпись научного руководителя
Глазов 2016
Содержание
Введение……………………………………………………………………….…3 Глава 1. Общее понятие агрессии………………………………………………6 1.2 Агрессивность как проявление девиации в подростковом возрасте…….10 1.3 Определение арт-терапии………….……………………………………….13 1.4 Потенциал искусства в преодолении агрессивности……………………..15 1.5 Арт-терапевтические методики в преодолении агрессивности у подростков…………………………………………………………………………….18 Вывод по главе № 1……………………………………………………………..22
Глава 2. Методологическая основа исследования……………………………23 2.1 Качественный и количественный анализ результатов констатирующего эксперимента…………………………………………………………………………..28 2.2 Коррекционная программа с элементами арттерапии и других методов и средств…………………………………………………………………………………36 2.3 Качественный и количественный анализ результатов контрольного эксперимента…………………………………………………………………………..43 2.4 Рекомендации для классных руководителей с целью предупреждения подростковой агрессивности…………………………………………………………48 Вывод по главе № 2……………………………………………………………...54 Список литературы………………………………………………………………55 Приложение 1……………………………………………………………………59 Приложение 2…………………………………………………………………….66
Введение Одной из самых значимых особенностей подросткового возраста является вхождение во взрослую жизнь, появлением новых обязательств, активного стремления к самореализации, подросток начинает показывать достижения в конкретном виде деятельности, изрекать свое точку зрения о будущей профессии. Так же в подростковой ступени осуществляется очередное формирование психических познавательных процессов у ребенка и становление его личности, итогом чего является изменение интересов подростка. Они становятся более многообразными и категоричными. Ранние увлеченности учебными дисциплинами часто погружаются на второстепенный план и уже не располагают к себе центрального значения. Подросток начинает тянуться к взрослой жизни. Что не редко становиться основанием развития агрессивного поведения. Агрессия показывает себя во всевозможных формах, и, нередко является значительным препятствием взаимоотношений между детьми. Как показывает психолого-педагогическая практика, судя по жалобам родителей и воспитателей на проявление подростковой агрессивности, это одно из наиболее часто встречающихся явлений. В последние годы обстоятельную проблему социума поднимает существенно убыстряющийся уровень подростковой криминальности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков. В школах зачастую наблюдаются дети с сильно выраженными проявлениями агрессии в личном поведении и взаимодействии друг с другом: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся и т.д. Повышенность агрессии является одной из наиболее актуальных проблем, имеющихся в работе с детьми пубертатного возраста. Однако, это явление до сих пор не получило совершенного истолкования. Несмотря на то, что открыто большое количество факторов, оказывающих влияние на появление агрессивного поведения: от биологических до социально-психологических, основания приведшие к каждому конкретному случаю всегда являются сугубо конкретными. Собственно в этом заключается сложность профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков. Агрессивность подростков может выражаться не только касательно к своим ровесникам, преподавателям, мамам, папам и т.д., а так же в обличье вандализма и зоонасилия. Страдают в каком-то уровне от этого все, но существенная волна ударяется в грудь тех, кто слабее и беззащитнее, а это почти во всех случаях младшие школьники Такие дети могут являться причиной торможения успеваемости всего класса, т.к. своим деструктивным поведением мешают получению знаний другим ученикам. Так же и внимание учителя в основном акцентируется только на агрессивного ученика, и приходиться работать только с ним, оставив остальных учеников на распоряжение самому себе. В данной работе внимание будет акцентировано на таком понятии как агрессия, каким образом она влияет на поведение подростков и последующей коррекции агрессивного поведения. Актуальность исследования обусловлена изучением проявления механизмов поведения личности, которые возникают у подростков обучающихся в школе. Отмечено, что различные формы агрессии негативно влияют на плодотворное развитие подростка. Актуальностью данной проблемы является необходимость более глубокого изучения агрессивного поведения подростков, а так же необходимостью профилактики и коррекции. Объектом исследования являются подростки с агрессивным поведением в возрасте 13-14 лет. Предмет - изменение агрессивного поведения подростков с помощью арттерапии. Целью данной работы является коррекция агрессивного поведения подростков по средствам арттерапии. Задачи: - анализ психолого-педагогической литературы по данной теме; - проведение констатирующего эксперимента; - составление коррекционной программы и проведение коррекционной работы по арттерапии (формирующий эксперимент); - проведение контрольного эксперимента и анализ полученных данных. - написание рекомендаций по профилактике агрессивного поведения Гипотеза. Еслисистематически проводить занятия при помощи коррекционной работы по арттерапии с подростками с агрессивным поведением, то можно максимально скорректировать это нежелательное качество. Методы исследования: наблюдение, беседа, тесты, опросники. Теоретическаязначимость исследования: Расширение представлений об арттерапии, ее направлениях, влиянии на подростков. Ознакомление с работами отечественных и зарубежных ученых о понятии как агрессивное поведение подростков. Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы не только воспитателями, педагогами, психологами при работе с детьми, а так же и родителями при воспитании детей. База исследования: в исследовании принимали участие подростки Глазовской СОШ №9 в количестве 13 человек. Возрастной диапазон испытуемых 13 – 14 лет. Респонденты были отобраны методом случайного выбора. Структура работы: Да ная работа состоит из введения, двух глав, рекомендаций и заключения.
|