Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Арт-терапевтические методики в преодолении агрессивности у подростков






При работе с агрессивными подростками арт-терапевтические методики эффективно используются. Как правило, у таких подростков слабо развито рефлексивное Я, в связи с чем им очень сложно объяснить происходящее с ними. Также для большинства из них характерно наличие негативной Я-концепции, которую можно корректировать, используя богатый ресурс Арт-технологий. Использование арт-терапевтические технологий позволяет помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Существуют различные методики арт-терапии при индивидуальной и групповой работе с подростками.

Изотерапия. Подросткам предоставляются на выбор разнообразные материалы: бумага разного формата, краски, пастель, цветные карандаши, толстые и тонкие кисти. Используются такие упражнения:

‒ Сейчас вы будете в течение минуты смотреть на этот цветок. Я засеку время по секундомеру (песочным часам) и затем попрошу, когда закончится время, сделать рисунок тех чувств, которые вы испытывали, когда смотрели на него.

‒ Нарисуйте, что вы делаете, когда сердитесь; что заставляет каждого быть сердитым.

‒ Изобразите место, которое делает вас счастливыми.

‒ Нарисуйте себя: как выглядишь сейчас, как бы хотел выглядеть, когда станешь старше; когда состаришься, когда был младше.

‒ Нарисуйте, как вы обращаете на себя внимание; каким образом добиваетесь того, чего хотите; что вы делаете, когда ощущаете печаль, беспокойство, ревность, одиночество.

‒ Нарисуйте: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.

‒ Нарисуйте вещи, противоположные друг другу: слабый — сильный; счастливый — несчастный, печальный — веселый; любить — не любить; хороший — плохой; счастье — несчастье; доверие — подозрение; отдельно — вместе».

Песочная терапия. Механизм психокоррекционного воздействия — установление связи, контакта с глубинными пластами собственной психики, встреча с неосознаваемыми частями Я, их интеграция в сознание и достижение посредством этого лучшего понимания себя и большей психической целостности.

Продолжительность одной сессии песочной терапии с подростками и в среднем 50-60 минут.

1. Демонстрация песочницы.

2. Демонстрация коллекции фигурок.

3. Создание своего мира, своей картины в песочнице.

Основные вопросы психолога:

• Каковы ваши впечатления, ощущения от процесса создания песочной картины?

• Что является для вас особенно важным или полезным в этой картине?

• Быть может, вы сделали для себя некое открытие или важное наблюдение: если это так, хотели бы вы об этом рассказать?

4. Обсуждение песочной картины.

В процессе песочной терапии могут корректироваться некоторые неадаптивные установки, иррациональные представления.

Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Музыкальная терапия. Музыка вызывает у людей определенную вибрацию, которая влечет за собой психическую реакцию. Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Психологическая потребность в искусстве во многом определяется его способностью «отрабатывать переживанием» чувства, оставшиеся невостребованными в повседневной жизни человека. Помимо невостребованных чувств музыка помогает отреагировать глубоко подавленные переживания, находящиеся во власти бессознательного.

Методика «Музыкальные каракули». Эту технику можно использовать как инструмент снижения напряжения, агрессивности, развития ценных социальных качеств — терпения, внимательности и т. д., а также для повышения самооценки. Ее применяют в групповой, индивидуальной и семейной работе. Психолог предлагает клиенту поиграть с любым понравившимся ему музыкальным инструментом или предметом, с помощью которого можно извлекать звук. Затем предлагается поиграть вместе, помогая друг другу создавать какое-либо сочетание звуков, музыкальную фразу или просто продолжать фрагмент, начатый предыдущим участником.

Психолог также может предложить воспользоваться в игре любым другим инструментом или предметом, понравившимся подростку. Здесь важно, чтобы ребенок действовал спонтанно. Должна быть создана среда, подталкивающая ребенка к свободному самовыражению. В кабинете должно быть достаточное количество музыкальных инструментов и предметов, из которых можно извлекать звуки, они должны быть доступны и интересны.

Первый этап (для групповой работы). В центр помещения (или на большой круглый стол) кладутся различные музыкальные инструменты, музыкальные игрушки и звучащие предметы. Детям предлагается сесть рядом, желательно в круг. Психолог просит детей выбрать один инструмент или предмет, дети могут использовать одинаковые инструменты.

Второй этап. Психолог просит ребенка (или одного из участников группы) извлечь ряд звуков из своего инструмента, сыграть на нем «свою мелодию». Если детям трудно начать упражнение, то взрослый начинает первым. Ближайший участник, исходя из собственных представлений, пытается продолжить звуковой набор. Его композиция не должна быть долгой, чтобы все дети успели поучаствовать несколько раз.

Третий этап. Весь процесс создания музыкальной импровизации записывается на пленку. Когда дети почувствуют, что им больше нечего добавить, терапевт предлагает им прослушать запись результата их совместного творчества. Психолог дает положительную оценку творчеству подростков, и предлагает детям обсудить их музыкальное произведение. После этого дети еще раз слушают запись.

Методика «Свободный танец». Это упражнение на свободное выражение эмоций. Детям предлагается придумать свой танец под названием «Мой самый тяжелый день», «Я и мои родители» и т. д.

Методика «Спонтанное рисование под музыку». Подросткам предлагается рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге. Используются карандаши, краски, мелки. Музыка — яркая, эмоционально богатая, негромкая, не более 60-65 ударов в минуту.

Фототерапия. Фототерапия основана на применении фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Основное содержание фототерапии — создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

Просмотр и создание слайдов с объектами природы — цветов, насекомых, животных, — выполненных с использованием макросъемки, и сопровождаемый подходящей музыкальной композицией, обеспечивает сенсорную стимуляцию, вызывая положительные эмоции и переживания, оказывает многостороннее гармонизирующее и развивающее воздействие. Особой силой обладают коллективно-творческие музыкально-слайдовые композиции, в создании которых может участвовать целая группа.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал