Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эвдемонизм Аристотеля.
Понятие «эвдемония» в древнегреческой философии описывается целым рядом терминов: блаженство, наслаждение, процветание, удачливость, являя собой высшую цель всякой деятельности. Исторически первый вариант эвдемонизма принадлежит Аристотелю. Согласно ему, общей конечной целью деятельности любого человека является блаженство – только к нему стремятся ради него самого. Аристотель демонстрирует основные подходы в определении понятия счастья, давая им собственную оценку: 1) для многих это удовольствие и наслаждение, но жизнь, растраченная для наслаждений, – рабская жизнь, достойная животного; 2) для других счастье – это почести, успешность в жизни. Однако успех, по большей части, есть нечто внешнее, зависящее от тех, кто его признает; 3) для кого-то счастье состоит в умножении богатства, и это одна из наиболее абсурдных целей, жизнь вопреки природе, ибо богатство – средство для чего-то другого, и как цель смысла не имеет. Высшее же благо и счастье, доступное человеку, состоит, с точки зрения Стагирита, в совершенствовании себя как человека, т. е. в активности, отличающей его от всех прочих существ. Следует оговорить здесь одну важную особенность аристотелевской теории: главным условием эвдемонии является совершенство бытия как такового, а не деятельность отдельного человека – говоря о наслаждении, испытываемом человеком, мы не можем ничего сказать о совершенстве или ценности его деятельности. Ценность самого наслаждения всецело зависит от ценности той деятельности, следствием которой оно является. Блаженство человека состоит в совершенстве присущей ему, как человеку, деятельности. «Умозрение есть блаженнейшее и наилучшее» – пишет Аристотель, утверждая, что деятельность разума, соответствующая своей задаче, есть высшая добродетель. Именно, испытывая себя в мудрости, т. е. совершенствуясь в созерцательной активности, человек способен достичь высшего счастья и прикоснуться к божественному. Интеллектуальная активность, будучи теоретической, не преследует никакой другой цели, помимо себя, и наслаждение состоит в интенсификации этой активности, вплоть до самодостаточности. Насколько простирается созерцание, настолько простирается и счастье – пишет Аристотель. Блаженство человека как таковое состоит в добродетели. Наряду с добродетельным поведением, здоровье, красота, мудрость, благородное происхождение, согласно Аристотелю, также являются условиями достижения эвдемонии, однако важнейшей составляющей все же является внутренняя годность, достоинство человека. В аристотелевском варианте эвдемонизма, таким образом, блаженство, точнее способность его достижения, заложена в самом человеке, в его умении развивать собственную интеллектуальную деятельность.
|