Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мишель Фуко. (1926-1984) Проблемы дискурса и власти






Этот французский теоретик, работавший больше в области философии, тем не менее, оказал большое влияние на социальную теорию и социологию.

В его творчестве 2 этапа: " археология знания", т.е. вскрытия механизмов формирования знания, и " генеалогия власти", т.е. расширение прежнего узкого понимания власти.

В ранний период " археологии знания" Фуко анализирует то, как формируется массив знания. Для этого он:

1. акцентирует внимание на объектах, а не на субъектах, т.е. важно, что говорится, а не кто говорит.

2. описывает этот процесс через понятие дискурса.

По Фуко дискурс - это группа утверждений, имеющих общую систему своего формирования. Дискурс не является документом, он рассматривается как момент.

Примеры дискурса:

" Как ты живёшь? Да я в твоём возрасте..." - дискурс-родителей.

" Почему вы не ходите на занятия и не выполняете требования? " - дискурс преподавателя.

Существует ли научный дискурс? Важно различать анализ явления от анализа дискурса об этом явлении. Например, научный анализ коррупции и анализ дискурса о коррупции, т.е как коррупция оценивается в данном социуме.

Поздний Фуко переносит акцент с формирования знания на проблему власти и её формирования (генеалогия власти). Его заслуга состоит в расширении прежнего узкого понимания власти, которое ограничивалось силой и центром (власть только в центре), а также одним носителем власти.

В своём исследовании Фуко расширяет область власти и включает в неё такие сферы, как: 1. знание; 2. сексуальность; 3. сумасшествие (как следствие его интереса к психоанализу).

Для Фуко само знание и обладание знанием обладает мощным властным потенциалом, т.е. сфера знаний у него также попадает в сферу властных отношений.

Проблеме сексуальности и сексуальных удовольствий Фуко уделяет особое внимание в своём трёхтомнике " История сексуальных удовольствий". В нём он рассматривает то, как сексуальные желания являлись предметом регулирования со стороны властителей (свобода/запрет).

Сексуальные отношения обладают таким же властным потенциалом, и поэтому тоже относятся к сфере власти.

В истории современности мы видим много примеров их взаимосвязи: от влиятельной Клеопатры до современных сексуальных скандалов современных политииков (сексуальный скандал президента США Клинтона и Моники). " Власть имущие" всегда имеют облегчённый доступ к сексуальным удовольствиям.

 

Социология Пьера Бурдье (1930- 2002)

- французский теоретик, получивший философское образование, долгое время занимавшийся полевой работой (этнографа) в Алжире и лишь после этого ставшего социологом.

Основные идеи:

- замена понятия субъекта на агента,

- развитие теории власти, символической власти

- понятие габитуса

Пытаясь отойти от теории структурализма, в которых индивид зависим от основных социальных структур, Бурдье заменяет слабое понятие субъекта на более сильное - агент, таким образом, в его теории индивид уже не пассивен, как ранее, а более активен (сравнить понятия агент 007 и субъект 007).

Бурдье продолжает традицию отхода от старого, узкого понимания власти у Фуко (с которым он дружил). Для этого вводит такое понятие, как " символическая власть ", т.н. " soft power" - мягкая власть в противоположность традиционной " hard power" - жесткой власти как силе. Другими словами, символическая власть это власть авторитета, которая в современном обществе является необходимой и даже более важной составляющей власти. Таким образом, современная власть должна быть не только легальной и опираться на власть как на силу, но и быть легитимной, т.е. завоевавшей и сохраняющей власть как авторитет.

Это объясняет феномен неизбежного падения власти диктаторов, которые опираются и наращивают только жесткую власть как силу (пример Садама Хусейна в Ираке и Каддафи в Ливии).

Понятие габитуса является теоретической инновацией Бурдье с целью объяснить, как в действиях индивида сочетается объективное и субъективное начало; через это понятие мы можем объяснить то в поведении людей, что обозначают нечётким понятием " менталитет".

Понятие " габитус" сложное, и у самого автора есть несколько вариантов его определения.

Более строгое: габитус - это система установок, которые агент неосознанно наследует, впитывает (объективность процесса) и далее руководствуется этими установками и неосознанно воспроизводит их на практике (субъективность процесса).

Другие определения габитуса по Бурдье:

- это социальная игра. воспринятая человеком и превращённая им в свою вторую природу.

- это то наследие, которое получают социальные агенты и которым далее руководствуются на практике.

Самое простое:

- это состояние, в котором социальный агент чувствует себя как рыба в воде.

Существует " временной габитус", т.е. наше поколение - уже не дети СССР, а, при всех ее недостатках, дети Украины, а поколение наших родителей - дети СССР.

Есть также " пространственный габитус", объясняющий, например, почему установки восточных украинцев отличаются от установок западных украинцев.

В силу этих причин габитус характеризуется иммунитетом к чему-либо чужому из другого габитуса. Его представители даже не рассматривают других альтернатив, следовательно, отсюда вытекают проблемы с перевоспитанием носителей определённого габитуса.

Бурдье развивает свою теорию символической власти и габитуса применительно к языковой коммуникации (см. приложение - " Интервью с Бурдье")

Главные идеи:

- отличие социологического подхода к языковой коммуникации - она понимается также как сфера властных отношений

- в этом общении также присутствует " языковой габитус" - неосознанное ограничение (самоцензура - осознание что, кому, когда и насколько можно говорить).

 

Жан Бодрийяр и его теоретические инновации (1929-2007)

Это французский теоретик, который писал о себе, что просто зарабатывает социологией себе на жизнь.

Он прошёл эволюцию влияния марксизма и отхода от него, поэтому вместо марксистского акцента на производстве Бодрийяр делает акцент на потреблении и анализирует общество потребления.

При этом само потребление у него не столько удовлетворение потребностей человека определённым товаром, сколько то, что товары рассматриваются как носители символов, кодов, статусов.

Он пишет: " Вы предпочитаете автомобиль BMV авто Hyundai не столько потому, что он ефективнее среди авто, сколько потому, что обладание BMV дает вам более высокий статус".

В результате обмен товарами превращается в процесс символического обмена, обмена статусами.

Этот процесс разрыва между самим товаром и его функциями с одной стороны и товаром как кодом и статусом с другой, сегодня становится всё больше.

В результате возникает процесс симулирования ухода в виртуальное пространство. Более того, Бодрийяр фиксирует появление таких феноменов, как симулякры. Это то, чего нет в действительности, но в существование чего мы верим. Он приводит пример McDonalds`а как ресторана.

Феномен симулякр мы наблюдаем не только относительно товаров, но и во всех сферах жизнедеятельности. Наше образование - во многом симулякра. Симулякры существуют в политике. Например, то, что при Ющенко идет вступление Украины в НАТО было симулякрой, но многие украинцы боялись этого как реальности. Новая власть с лозунгом " жить по-новому" тоже является симулякрой.

Очень показательна оценка Бодрийяром террористических актов в США 11.09.2001. Это они (террористы), кто сделал это, но именно мы (Запад) создали все условия, чтобы они это сделали. Т.е., он показывает, что терроризм - средство неравенства в современном мире, когда богатый Запад эксплуатирует бедные страны, и в целом терроризм появляется там, где нельзя решать споры цивилизованным юридическим, политическим и другим порядком.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал