Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Теоретические аспекты продовольственной безопасности в области торговли
Продовольственная безопасность России является главной проблемой в системе национальной безопасности. Так как для обеспечения продовольствием страны, государство не может избежать зависимости от других стран. Нормативную базу России с точки зрения закона представляют, Гражданский Кодекс России и Конституция Российской Федерации, в различных разделах и главах закреплены основы правового регулирования агропромышленного производства. После вступления России в ВТО страна теряет свою продовольственную безопасность. 22 августа 2012 года, после многолетних переговоров Россия вступила в ВТО, что спровоцировало появление большого количества экспертных оценок. Сторонники вступления России в ВТО высказывали мнение о том, что стране сулит мощный поток зарубежных инвестиций, и рост престижа страны на мировой арене. Противники этого действия, заявляли, что Россия не будет иметь выгоду от вступления в ВТО, а открытие торговых границ осложнит экономическое положение в стране, т. к. отечественные производства и компании не выдержат конкуренцию с Западом, в связи с отсталостью по многим показателям. Также высказывалось мнение, что наиболее сильный удар придется на сельское хозяйство, вследствие этого уменьшится объем государственного субсидирования отрасли. При этом сельское хозяйство должно остаться гарантом суверенитета страны. В 2009 году экс- президент Д. А. Медведев подписал Доктрину о продовольственной безопасности, в которой говорилось, что в стране должна быть пересмотрена политика землепользования. Продовольственные ресурсы должны формироваться отечественными производителями. «Необходимо как можно скорее рассмотреть Доктрину продовольственной безопасности. Документ должен носить практический характер и способствовать реализации стратегии национальной безопасности до 2020 года», – сказал Медведев, Слова Медведева были подкреплены «впечатляющими» цифрами: на долю России приходится 52% черноземных почв, 20% пресной воды, 9% мировой пашни. Сейчас об этих планах можно забыть. «Продовольственная безопасность - обеспечение достаточного количества продовольствия населению, наличие продовольствия в государственном резерве, наличии генетических ресурсов, национальных сортов растений и пород животных, которые являются базой для производства продовольствия, без которого мы, к сожалению, поскольку мы биологические существа, не можем существовать. Мы не можем кушать нефть, газ, на которые мы существуем. Продовольствие - это основа нашей с вами жизни. Продовольственная безопасность - это самое важное условие существования нашего государства. Как только мы переходим на активный импорт, это потеря своего продовольственного суверенитета и продовольственной безопасности», - сказал Александр Баранов, президент Общенациональной ассоциации генетической безопасности, Продовольственная безопасность государства является одной из самых важных составляющих системы обеспечения общественной безопасности страны. По определению, продовольственная безопасность государства — такое состояние экономики и АПК страны, которое, при сохранении и улучшении среды обитания, независимо от внешних и внутренних условий, позволяет населению страны бесперебойно получать экологически чистые и полезные для здоровья продукты питания по доступным ценам, в объёмах не ниже научно обоснованных норм. При таком взгляде сельская местность, занимающая до 98 % территории РФ, предстаёт не только как основа обеспечения продовольственной безопасности и суверенитета государства, но и как источник трудовых ресурсов, а также определяет структуру занятости населения на больших периодах времени. При этом как у государства, так и у общества и бизнеса есть понимание, что наша страна вполне способна сама обеспечить себя основными видами продуктов питания, а продовольственная безопасность и импортозамещение в сфере АПК — это одна из самых важнейших задач, стоящих сегодня перед страной. Санкции вынуждают Россию усиливать свою продовольственную безопасность. Решение Евросоюза, а также Австралии о продлении экономических санкций против России до 31 января 2016 года и продление российской стороной действия эмбарго на ввоз почти всего ассортимента продовольствия из участвующих в антироссийских санкциях стран открывают дополнительные возможности комплексного продовольственного импортозамещения в России. Своим решением продлить санкции на полгода Евросоюз формирует «тепличные условия» для развития российского АПК, –говорит министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачёв. Политика импортозамещения в российском агропромышленном комплексе и состояние продовольственной безопасности России сегодня теснейшим образом связаны. К настоящему времени западный продовольственный импорт в РФ замещён почти на 70%. Доля в этом объеме замещения (принимаемом за 100%) российской продукции достигает 60%, «внесанкционных» стран, включая страны СНГ, — 40%. Однако замещение импорта в сфере АПК-технологий, связанное с большей капиталоёмкостью, требует значительно большего времени. По экспертным расчётам, совокупный объём господдержки и инвестиций для того, чтобы заменить до 70% объёма импорта западных АПК-технологий отечественными аналогами, должен быть минимум удвоен по сравнению с уровнем середины текущего года. Речь, как считают специалисты, должна идти о системных цепочках в развитии продовольственного импортозамещения. Имеется в виду связка «технологическая база производства сырья — его комплексная переработка — эффективное товаропродвижение». Подобная практика уже сложилась или складывается в ряде регионов РФ — в Белгородской, Воронежской, Ростовской, Тамбовской областях, Татарстане, Краснодарском крае, Ставрополье (мясное и молочное животноводство с глубокой переработкой этого сырья, семеноводство, сырьё- и почвосберегающие продукты машиностроения и других агропромтехнологий), в Архангельской области, на Ямале (производство рыбопродукции, рыбоперерабатывающие технологии, развитие рыбокормовой базы). Именно по пути создания таких системных цепочек, с паралелльным развитием систем планирования их долгосрочного совершенствования, развивалось комплексное продовольственное импортозамещение в 70-х — 80-х годах в Китае, в новых индустриальных странах Восточной Азии, в Ираке, Ливии; в 90-х — начале 2000-х годов — во Вьетнаме, Иране, Чили, Бразилии. В первой половине ХХ века — в Северной Америке, Скандинавии, Австралии, Новой Зеландии; несколько позднее — в Японии, ЮАР, Израиле, Саудовской Аравии, Кувейте, Албании, Южной Родезии. При создании производственных цепочек подобного рода все означенные страны обычно прибегали к сотрудничеству со странами и компаниями, не участвовавшими в политическом на них давлении. По имеющимся оценкам, системные цепочки в развитии продовольственного импортозамещения могут быть внедрены в РФ в плодо- и овощеводстве за 2 — 4 года, в животноводческом и рыбном комплексах в течение 3 — 7 лет, в пищевой промышленности в течение 4 — 8 лет. Требуются лишь надлежащий уровень комплексной государственной поддержки с помощью определённой налогово-дотационной и кредитно-финансовой политики и защита производителей от незаконного реэкспорта. Отношения продажи между Россией и другими странами необходима. Возьмём к примеру отношения между Россией и Арменией, мы взаимосвязаны на протяжении многих лет, и с ней у нас подписаны акты, о несении ответственности за безопасность продукта, поставляемый нашему государству. Армения может снабжать нас фруктами, которые растут только в их климате. Если закупать оптом, выходит, что мы купили хороший продукт, за копейки. Так же можно туда отнести и растения которые мы употребляем в пищу и идут на создание лекарственных препаратов. Так как у всех стран климат разный, и возможности выращивания тоже, мы вынуждены взаимодействовать со всеми остальными странами Земли. Договор о безопасности у нас есть и с Германией, так как всем известно у них хорошо развита фармацевтическая отрасль, большое количество препаратов мы закупаем именно у неё, ведь медициной эта страна известна на весь мир. Россия не сможет добиться того, чтобы быть независимой в чем-либо от других стран, но тем не менее у нас закупают большое количество того чего нет у других стран мира. На мировом уровне интерес к продовольственной теме обусловлен возникшим в последние годы мировым продовольственным кризисом, выраженным ростом цен, а также дефицитом сельскохозяйственного сырья. Его последствиями являются голодные бунты, забастовки, протесты и демонстрации, сотрясающие на протяжении последних лет разные страны мира, особенно африканские. В 2007 г. в международном экономическом лексиконе даже появился новый термин «агфляция» (введен американским экономистом Хосе Раско), означающий повышение роли аграрной продукции в формировании мировых ценовых пропорций. Задачи, которые должны решаться на региональном уровне, зависят от существующих и потенциальных возможностей того или иного региона по производству сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В России условно можно выделить три категории регионов: 1) аграрные - с выраженной сельскохозяйственной структурой производства, лучшими условиями ведения сельского хозяйства; 2) промышленно-аграрные - с равными возможностями промышленного и сельскохозяйственного производства, со средними условиями ведения сельского хозяйства; 3) промышленные, в которых сельскохозяйственное производство либо отсутствует вообще, либо развито крайне слабо. Для аграрных и промышленно-аграрных регионов продовольственная безопасность может быть определена как состояние экономики данного субъекта Федерации, при котором достигаются максимальные показатели по медицинским нормам обеспечения продуктами питания (за счет собственной продукции) при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного обеспечения в случае осложнения положения в Российской Федерации и соответствующем уровне доступности продовольствия для населения РФ. В России так же, как и в других странах, экономическая доступность продовольствия определяется не только наличием рыночного предложения и средств для приобретения, но и возможностью населения производить его для своих нужд в личном (семейном) хозяйстве и на садово-огородных (дачных) участках. Для оценки соответствия этим критериям сложившегося и прогнозируемого на перспективу уровня продовольственной безопасности необходимы разработка и мониторинг соответствующих параметров, разделенных по регионам - субъектам Российской Федерации. На примере Северо-Кавказского федерального округа проведена оценка уровня обеспеченности пищевыми продуктами и получены следующие результаты: 1) продовольственно независимыми признаны регионы, полностью обеспечивающие населения основными видами пищевой продукции собственного производства с учетом текущего потребления и создания определенного резерва на непредусмотренные цели и обстоятельства. К этой категории можно отнести Ставропольский край; 2) относительно зависимыми в отношении продовольственной безопасности считаются регионы, которые не производят максимальное количество собственной пищевой продукции, а небольшими объемами импортируют продовольственные товары для обеспечения населения сбалансированным питанием. В эту категорию регионов относятся республики: Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесская; 3) продовольственно зависимые регионы не способны самостоятельно производить достаточное количество пищевой продукции в соответствии с медицинскими рекомендациями и требованиями по обеспечению здорового питания для населения региона. Таковыми в округе являются республики Ингушетия и Чечня. Проведенный анализ и группировка регионов позволили выделить три вида продовольственной безопасности:
- хроническая безопасность возникает в регионе в случае, когда на протяжении года нет возможности производить продукты питания в необходимом количестве или потреблять их из-за невозможности приобретения; - временная продовольственная безопасность образуется при росте цен на продукты питания, низком уровне доходов населения и природных катаклизмах; - потенциальная продовольственная безопасность возникает, когда в результате торговых войн между регионами и конкуренции региональные органы власти становятся уязвимыми для внешних кризисов и потрясений
Рис. 1. Виды продовольственной безопасности
Существующие проблемы необходимо решать через стабилизацию аграрного производства, дальнейшее его развитие, изменение его структуры в соответствии с рыночным спросом. Решение этих задач, как показывают исследования развитых стран, может быть обеспечено совмещением системы государственных мер с использованием резервов отраслей, предприятий и хозяйств агропромышленного комплекса на основе их адаптации к рыночным условиям хозяйствования. Другими словами, радикальный подход последовательного осуществления комплекса организационно-экономических и социальных мер может обусловить обеспечение продовольственной безопасности. С моей точки зрения, для этого необходимо: 1) обеспечить сбалансированное функционирование агропромышленного комплекса и его важнейшей отрасли - сельского хозяйства - в режиме расширенного воспроизводства, как в обычных, так и в неблагоприятных условиях в сочетании с взаимовыгодным внешнеэкономическим сотрудничеством и международной кооперацией производства; 2) рационализировать продовольствием и сельскохозяйственным сырьем структуру внешней торговли, предусматривающую максимальный уровень удовлетворения ими внутренних потребностей страны за счет импорта с учетом использования принятых в международной практике торговли защитных мер по отношению к отечественным товаропроизводителям; 3) сохранить единое экономическое пространство страны, развивать межрегиональные продовольственные и сырьевые связи, обеспечивающие соблюдение общегосударственных интересов и способствующие функционированию единого российского аграрного рынка; 4) создавать необходимые правовые и организационно-экономические условия, исключающие криминализацию в системе производства и сбыта сельскохозяйственного сырья и продовольствия; 5) обеспечить действенность государственного регулирования экономическими процессами, связанными с производством, сбытом и использованием продовольствия и сельскохозяйственного сырья, способного гарантировать нормальное функционирование региональных продовольственных рынков, как в обычных условиях, так и в экстремальных; 6) предотвратить превращение Северо-Кавказского региона в мировую продовольственную свалку, успешно бороться с засильем импортной продукции путем восстановления доверия к отечественной продукции. Таким образом, назревшая необходимость решения проблемы продовольственной безопасности в современных условиях требует комплексного исследования и системного анализа состояния региональных продовольственных рынков с целью выработки единого механизма формирования безопасности и качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов.
|