Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современное состояние и проблемы производственной безопасности на основе регулирования межрегиональных связей Москвы в области торговли
Значение межрегиональных связей в последнее время резко возросло. В изменившихся условиях стало очевидно, что эффективно решать многоплановые и масштабные задачи в экономической и других сферах в одиночку, без сотрудничества с партнерами, никому не под силу. Это в полной мере коснулось Москвы, обладающей огромным, значительно превосходящим внутренние потребности экономическим потенциалом, но полностью лишенной сырьевой базы, прежде всего, для удовлетворения потребностей города в продовольственных ресурсах. Межрегиональные экономические связи охватывают все сферы хозяйственной деятельности: взаимный товарообмен; научно-техническое сотрудничество; взаимодействие в сфере финансов и кредита; инвестиционную и инновационную деятельность; производственные связи кооперации; перераспределение и использование трудовых ресурсов; использование и освоение природных ресурсов; сотрудничество в области энергетики, транспорта, связи и т.п. В Москве в новых экономических условиях они развивались с учетом конкретных целей и задач переходного периода и определялись, прежде всего, объемами и структурой промышленного производства. Москва находится в тесном взаимодействии с предприятиями и организациями, расположенными во всех регионах РФ. Одним из жизненно важных и наиболее развитых направлений межрегиональных связей Москвы является развитие товарного обмена, ввоз (вывоз) продовольственных и непродовольственных товаров из регионов России и Белоруссии на взаимовыгодной основе. Товарооборот между Москвой и регионами России и Республики Белоруссия, определяется объемами и структурой промышленного производства, состоянием потребительского рынка, с одной стороны, а с другой – потребностями города в продовольственных и непродовольственных товарах, продукции производственно-технического назначения, сырье для производства. Складывающиеся потоки ввоза-вывоза товаров определяются рядом факторов: сложившимся характером межтерриториального разделения труда, специализацией регионов, их географическим положением, наличием развитых транспортных связей. Сочетание действия этих факторов, как правило, существенно различно для отдельных регионов. Повышение эффективности товарооборота требует обоснования научных методов оптимизации товарооборота в условиях рыночной экономики. Москва имеет также устойчивые торговые связи с регионами Белоруссии. Она является самым крупным торгово-экономическим партнером республики среди регионов Российской Федерации. В целях определения приоритетных направлений и четкого согласования действий регулярно собирается Совет делового сотрудничества. Продовольственная безопасность является составной частью национальной безопасности государства, сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, системы жизнеобеспечения, необходимым условием обеспечения здоровья, физической активности, долголетия и высокого качества жизни. Обеспечение продовольственной безопасности призвано нейтрализовать существующие и вновь возникающие угрозы, которые могут привести к уменьшению объемов производства, ухудшению доступа населения к важным видам продовольствия. В связи с этим очевидно, что любое государство, желающее избежать рисков недоедания населения, должно обеспечить своих граждан продовольствием в течение периода нестабильности рынков. Обеспечение продовольственной безопасности, направленной на создание гарантий достаточности продовольствия для всех слоев населения, сводится к достижению следующих взаимосвязанных целей: - расширения и повышения действенности политики ценовой поддержки сельскохозяйственного производства; - поддержка сельскохозяйственного экспорта; - обеспечение сохранности ресурсов для сельскохозяйственного производства; - поддержки сельскохозяйственного кредитования; - поддержки исследовательской деятельности в сельском хозяйстве; - продовольственной поддержки лиц с низкими доходами; - обеспечения достаточного снабжения продовольствием по доступным ценам; К основным угрозам продовольственной безопасности можно отнести такие, как: - превышение пороговой величины насыщения внутреннего рынка импортной продукцией; - низкий уровень платежеспособного спроса населения на продукты питания; - ценовые диспропорции на аграрно-продовольственном рынке; - низкий уровень инфраструктуры рынка; - дефицит квалифицированных кадров; - неразвитость системы мониторинга и прогнозирования агропромышленного рынка. Решение вопросов безопасности природной среды привело к возникновению трехуровневого подхода к обеспечению продовольственной безопасности, который взаимно увязывает следующие уровни: - сельское развитие и рост продуктивности; - обеспечение прямого и быстрого доступа к продовольствию; - повышение готовности к реагированию на стихийные бедствия.
Идеология безопасности каждой социально-экономической системы по своей сути соотносится с тремя жизненными аксиомами (в противном случае она становится идеологией опасности): - аксиома I - сохранность человеческой жизни; - аксиома II - безопасное развитие человека; - аксиома III - безопасное существование общества. В соответствии с объективным подходом, установлены понятия безопасности с выделением системных элементов, позволяющие отразить суть национальной безопасности, структуру экономической безопасности в системе национальной безопасности, взаимосвязь таких видов безопасности, как продовольственная, финансовая, энергетическая, производственно-технологическая, торговли, сырьевая, экологическая, и их роль и место в системе национальной безопасности. Современная глобализация влияет на экономическую безопасность государства посредством таких факторов, как: глобализация производительных сил, усиление интернационализации производства и обмена, увеличение масштабов международной миграции рабочей силы, развитие глобальной инфраструктуры, обострение интернационализации капитала, рост интернационализации воздействия производства и потребления на окружающую среду и др. Глобальные проблемы - это проблемы, касающиеся всего человечества. По своему характеру глобальные проблемы разные, но необходимость их решения преследует одну цель - обеспечения безопасного развития человечества. К их числу относится и продовольственная проблема. Продовольственная проблема проявляется в том, что на Земле наблюдается дефицит продовольствия, обусловленный тем, что география мирового производства продуктов питания не совпадает с географией их потребления. Продовольственная проблема носит ресурсный, социально-экономический, политический и природообеспечивающий (засуха, неурожай и др.) характер. Под продовольственной угрозой обычно понимаются процессы целенаправленного и ускоренного преобразования потенциальных факторов голода в задействованные факторы с одновременной активизацией последних. Другими словами, продовольственная угроза является своего рода индикатором продовольственной безопасности. Понятие обеспеченности продовольствием исторически трактовалось как совокупность предложения продовольствия на региональном, национальном и даже глобальном уровне или же дефицита продовольствия в сравнении с потребностями. Однако с расширением наблюдения за достаточностью пищевого рациона определенных групп населения (несмотря на общую адекватность предложения продовольствия) этот термин в последнее время все шире применяется на уровне городов, населенных пунктов, домохозяйств и индивидуумов. В результате анализа структуры всемирной продовольственной безопасности можно сделать вывод о том, что все подсистемы системы всемирной безопасности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Схема иерархии объектов всемирной продовольственной безопасности включает следующие уровни безопасности: индивидуальная (личности); локальная (домохозяйства); местная (города, района, муниципального образования, свободной экономической зоны, биосферной территории); территориальная (области); региональная (двух и более субъектов государственного образования); национальная (государства). В свою очередь, национальная продовольственная безопасность включена в качестве подсистемы в состав международной продовольственной безопасности сопредельных государств определенного экономико-географического региона и всемирной (глобальной) продовольственной безопасности.
1.3 Анализ основных направлений межрегиональных связей Москвы в области торговли Правительство Москвы вправе определять основные критерии и требования, предъявляемые к деятельности управляющей организации агропродовольственного кластера, имущественному комплексу, а также к реализации пищевых продуктов и продовольственного сырья на территории агропродовольственного кластера. Данные требования жестко определены нормативными актами Правительства Москвы. С начала 2012 года на продовольственном рынке города баланс спроса и предложения сохранялся по всем товарным группам, уровень поставок позволял обеспечивать потребности организаций розничной торговли и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности города в сельскохозяйственном сырье и продовольствии в полном объеме. Для Москвы обеспечение продовольственной безопасности носит особый характер, так как город зависит от поставок сельскохозяйственного сырья и продовольствия из регионов России и из-за рубежа. Одним из основных направлений работы по обеспечению продовольственной безопасности города Москвы, насыщению московского рынка качественными продуктами питания отечественного производства является укрепление и развитие сотрудничества с субъектами Российской Федерации в рамках межправительственных и отраслевых соглашений. Продовольствие в Москву завозится из 50 регионов Российской Федерации и более 100 зарубежных стран. Между Правительством Москвы и администрациями регионов России подписано 74 соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Наиболее активно осуществляется сотрудничество предприятий Москвы с сельхозпроизводителями областей Центрального федерального округа, из которых завозится в город до 70% от общероссийских поставок мяса и масла животного, более 90% молока, картофеля и овощей. Из регионов Центрального федерального округа поступают практически все основные виды продовольствия. Поставки рыбы и рыбопродуктов на московский рынок осуществляются преимущественно из Сахалинской (доля поставок из регионов РФ - 27%), Калининградской (23%), Мурманской (22%), Московской областей (19%), Приморского края (3, 5%), Камчатской области (1, 5%). Основные страны-импортеры данного вида продовольствия: Китай (9% от импорта), Чили (4%), Вьетнам (3%). Поставки отечественного мяса в Москву осуществляются преимущественно из Центрального федерального округа (61% от общероссийских поставок). Основные регионы - поставщики – Белгородская область (доля поставки из регионов РФ – 46%), Московская область (22%) и Воронежская область (9, 5%). Также среди основных регионов-поставщиков мяса в город Ленинградская и Пензенская области, республики Марий Эл и Мордовия. Основными импортерами говядины, свинины и мяса птицы в Москву являются: Бразилия (58% от общего объема импорта данного сырья), Украина (17%), Парагвай (12%) и Республика Беларусь (9%). Среди импортеров говядины лидирующие позиции занимает Бразилия (48% от общего объема импорта). Поставки говядины из Парагвая в Москву составляют 23% от общего объема импорта, на долю Украины и Республики Беларусь приходится по 13% импортной говядины. Поставки свинины по импорту осуществляются в основном из Бразилии (71% от общего объема импорта) и Украины (25%). Мясо птицы в Москву поставляют Бразилия (60% от общего объема импорта), Республика Беларусь (28%). Следует отметить, что в 2015 году в город начали осуществляться поставки мяса говядины из Индии, доля в общем объеме поставок по данному виду сырья в 1 полугодии составила 6, 5%. В ходе встреч в регионах московскими предприятиями устанавливаются прямые контакты с производителями и поставщиками продовольствия, подписываются документы о намерениях поставки продовольствия на московский рынок, обсуждаются вопросы организации торговли региональными производителями в городе Москве. Ранее при посещении Республики Беларусь согласованы номенклатура и объемы поставок продовольствия из Белоруссии в Москву на 2016 год (45 тыс. тонн мяса, 40 тыс. тонн масла животного, 11 тыс. тонн творога, 32, 7 тыс. тонн молока сухого, 36 тыс. тонн сыра, 45 тыс. тонн картофеля и овощей, 60 тыс. тонн соли и др. продукции). В ходе визита московской делегации в Республику Армения подписаны меморандумы о намерениях в области поставок продовольствия (овощи, фрукты) между московскими торговыми компаниями ООО" Фиш-Тайм" и поставщиками (товаропроизводителями) Республики Армения. Правительство Москвы вправе определять основные критерии и требования, предъявляемые к деятельности управляющей организации агропродовольственного кластера, имущественному комплексу, а также к реализации пищевых продуктов и продовольственного сырья на территории агропродовольственного кластера. Данные требования жестко определены нормативными актами Правительства Москвы. С начала 2012 года на продовольственном рынке города баланс спроса и предложения сохранялся по всем товарным группам, уровень поставок позволял обеспечивать потребности организаций розничной торговли и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности города в сельскохозяйственном сырье и продовольствии в полном объеме. Для Москвы обеспечение продовольственной безопасности носит особый характер, так как город зависит от поставок сельскохозяйственного сырья и продовольствия из регионов России и из-за рубежа. Одним из основных направлений работы по обеспечению продовольственной безопасности города Москвы, насыщению московского рынка качественными продуктами питания отечественного производства является укрепление и развитие сотрудничества с субъектами Российской Федерации в рамках межправительственных и отраслевых соглашений. Продовольствие в Москву завозится из 50 регионов Российской Федерации и более 100 зарубежных стран. Между Правительством Москвы и администрациями регионов России подписано 74 соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Наиболее активно осуществляется сотрудничество предприятий Москвы с сельхозпроизводителями областей Центрального федерального округа, из которых завозится в город до 70% от общероссийских поставок мяса и масла животного, более 90% молока, картофеля и овощей. Из регионов Центрального федерального округа поступают практически все основные виды продовольствия. Поставки рыбы и рыбопродуктов на московский рынок осуществляются преимущественно из Сахалинской (доля поставок из регионов РФ - 27%), Калининградской (23%), Мурманской (22%), Московской областей (19%), Приморского края (3, 5%), Камчатской области (1, 5%). Основные страны-импортеры данного вида продовольствия: Китай (9% от импорта), Чили (4%), Вьетнам (3%). Поставки отечественного мяса в Москву осуществляются преимущественно из Центрального федерального округа (61% от общероссийских поставок). Основные регионы - поставщики – Белгородская область (доля поставки из регионов РФ – 46%), Московская область (22%) и Воронежская область (9, 5%). Также среди основных регионов-поставщиков мяса в город Ленинградская и Пензенская области, республики Марий Эл и Мордовия. Основными импортерами говядины, свинины и мяса птицы в Москву являются: Бразилия (58% от общего объема импорта данного сырья), Украина (17%), Парагвай (12%) и Республика Беларусь (9%). Среди импортеров говядины лидирующие позиции занимает Бразилия (48% от общего объема импорта). Поставки говядины из Парагвая в Москву составляют 23% от общего объема импорта, на долю Украины и Республики Беларусь приходится по 13% импортной говядины. Поставки свинины по импорту осуществляются в основном из Бразилии (71% от общего объема импорта) и Украины (25%). Мясо птицы в Москву поставляют Бразилия (60% от общего объема импорта), Республика Беларусь (28%). Следует отметить, что в 2015 году в город начали осуществляться поставки мяса говядины из Индии, доля в общем объеме поставок по данному виду сырья в 1 полугодии составила 6, 5%. В ходе встреч в регионах московскими предприятиями устанавливаются прямые контакты с производителями и поставщиками продовольствия, подписываются документы о намерениях поставки продовольствия на московский рынок, обсуждаются вопросы организации торговли региональными производителями в городе Москве. С начала апреля текущего года состоялись визиты делегаций города Москвы в Республику Беларусь, Республику Армения. При посещении Республики Беларусь согласованы номенклатура и объемы поставок продовольствия из Белоруссии в Москву на 2016 год (45 тыс. тонн мяса, 40 тыс. тонн масла животного, 11 тыс. тонн творога, 32, 7 тыс. тонн молока сухого, 36 тыс. тонн сыра, 45 тыс. тонн картофеля и овощей, 60 тыс. тонн соли и др. продукции). В ходе визита московской делегации в Республику Армения подписаны меморандумы о намерениях в области поставок продовольствия (овощи, фрукты) между московскими торговыми компаниями ООО " Фиш-Тайм" и поставщиками (товаропроизводителями) Республики Армения.
|