Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нарушения поведения у подростков
В подростковом возрасте могут быть многие психические заболевания. Некоторые из них впервые появляются именно в этом возрасте, так как происходит психологическая и гормональная перестройка организма, и многие скрытые заболевания могут обостриться. Некоторые врожденные заболевания существуют уже с раннего детства, а в подростковом возрасте их проявления могут стать более явными. Психические заболевания у подростков имеют отличия от проявлений болезни у взрослых. Эти особенности описаны в главах, посвященных конкретным заболеваниям. Но помимо этого, подростковому возрасту свойственны специфические особенности реагирования на различные внешние воздействия и нарушения поведения, которые могут быть и проявлением имеющегося психического заболевания, но могут наблюдаться и у подростков, не страдающих тяжелыми психическими болезнями. Чаще всего такие нарушения свойственны подросткам с акцентуацией характера. Акцентуация характера — это индивидуальные особенности, не являющиеся патологией, когда в характере доминируют те или иные черты. Варианты акцентуаций характера в целом те же, что и психопатий (возбудимая, истерическая, психастеническая, астеническая и прочие), но все особенности выражены не столь резко, а главное, при акцентуации нет такой социальной дезадаптации, как при психопатиях. Акцентуации характера и особенности поведения в подростковом возрасте подробно описаны А.Е.Личко. Проблема нарушений поведения в подростковом возрасте стала наиболее актуальной в последние десятилетия и во многом связана с таким феноменом как акселерация — то-есть, ускорение физического развития и полового созревания. Хотя большинство современных подростков уже в 13-15 лет по своему внешнему виду и сексуальному развитию соответствуют 18-19-летним юношам и девушкам, в своем поведении и эмоциональных проявлениях многие остаются инфантильными. Несмотря на кажущуюся «взрослость» и высокий рост современных подростков, особенности психики, присущие их возрасту, сохраняются. У многих подростков явный диссонанс между физическим и социальным развитием. Некоторые стороны психического развития «не успевают» за ускоренным физическим развитием, и могут сохраняться детские интересы и неустойчивость выражения эмоций, внушаемость, подверженность чужому влиянию, неразвитое чувство ответственности и долга, причудливо переплетающиеся с внешней кажущейся «взрослостью». В выраженных случаях наблюдается дисгармоничный инфантилизм. Инфантильные подростки не способны критически оценивать себя и свое поведение. Они требуют от взрослых, чтобы к ним относились иначе, так, как они стали внешне выглядеть и каковыми они оценивают себя. Им хочется быть самостоятельными, а они ещё школьники, не имеют возможность самостоятельно зарабатывать, и в материальном отношении зависят от родителей, а в школе их поведение контролируется учителями. Поэтому они находят компенсацию своей зависимости вне дома и школьных стен. Помимо проблем, связанных с диспропорцией физического и психического развития современных подростков, существует и диссонанс между самими подростками одного возраста. У одних физическое и сексуальное созревание происходит быстрее, у других медленнее, и они могут стать предметом насмешек более развитых сверстников. То же самое и в отношении материального достатка семьи — в одном классе или в одном дворе могут быть дети из очень обеспеченных семей и из семей с малым достатком. . Наиболее частыми нарушениями поведения в подростком возрасте являются следующие.
|