Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Родство как система взаимоотношений
Родство — отношения между индивидами, основанные на происхождении от общего предка (кровное) или возникшие в результате заключения брака (свойственное), организующие социальные группы и роли. В ранних культурах родство охватывает львиную долю социальных связей, удивляя исследователей разветвленными технологиями повседневных взаимодействий, семейно-общинной обрядности, гендерных (связанных с ролью в обществе лиц мужского или женского пола) и возрастных отношений. Родство как этничность в миниатюре, хорошо выраженное в русском языке связью понятий род–народ, было и остается элементарным основанием устойчивой общности, системой взаимопомощи и безопасности. В этнографическом многообразии оно предстает не только и не столько фактом кровной связи, сколько экзистенциальной философией близости, реализующейся в закрепленных традицией поведенческих практиках. Родство тесно сплетено с мифологией, служащей рабочим инструментом социальности. Родство охватывало не только людей, но и все обитаемое пространство, выражаясь в топонимии и других символах и маркерах территории, от курганов до петроглифов. Родство, распространенное на окружающую среду и ее обитателей, создавало «свою землю» — родину. Движение родства могло расширять и перемещать «родину», причем помимо естественного размножения и расселения родственной группы действовали механизмы так называемого фиктивного, или символического, родства. Р. Г. Лоуи и Б. Э. Петри отметили свойство родства объединять различные по происхождению, изначально неродственные группы.
14. Феномен «Нового родства» Родство — отношения между индивидами, основанные на происхождении от общего предка (кровное) или возникшие в результате заключения брака (свойственное), организующие социальные группы и роли. Экспансия родства была способом колонизации новых земель. В древности, как и позднее, «новое родство» складывалось по территории, еде, войне, колдуну, вождю, культу, мифу, ритуалу. Усложняясь, оно превращалось в сеть отношений, включавших иерархию, систему долгов и обязательств. Выросшие из природной стайно-стадности, схемы родства распределялись в спектре травоядные–хищные и конкурировали между собой в социальном отборе. Простые схемы могли уступать по гибкости и устойчивости сложным синтетическим схемам, например, «схеме пастыря», предполагавшей не только и не столько истребление добычи, сколько ее подчинение. Возможно, именно в конкуренции родства хищные и плотоядные неандертальцы проиграли социально гибким кроманьонцам, и успех sapiens с первых шагов был торжеством социальной инженерии и стратегии родства. · Б. Э. Петри заметил, что помимо генеалогического родства буряты признают родство по территории. Это родство складывается при соседстве родов, владеющих общей землей. Даже в начальный период соседства, еще не называя друг друга родственниками (уела), представители двух родов не берут друг у друга жен, хотя говорят, что брать можно. Позднее хозяева и пришельцы считают себя уже родственниками (уела, уелха) на основании общей территории, общих духов, жертвоприношений, свадеб, гостей и, наконец, общего шамана. · Я. Хогбин обнаружил, что факт совместной трапезы у папуасов Бусама служит для них основанием считать себя братьями и сестрами. Рауль и Лаура Макариусы показали, что наряду с кровным существует так называемое «пищевое родство». Уомаха Северной Америки если враг войдет в жилище и съест кусок пищи, выпьет глоток воды, затянется из трубки табака, он уже не враг и поступает под защиту семьи. (с врагами пищевое общение всячески избегается). У зулусов мужчина не может взять в жены девушку, в краале которой он пил молоко. У вогео нельзя жениться на женщине, с которой ты ел с детства, которая получала пищу из твоих рук. «Общность еды создает общность рода» · С. Чишевский в книге о братании у славян Балкан и России: обряд братания создает более прочное родство, чем родство естественное, кровное. Главные обряды породнения у славян: совместная трапеза, акт связывания веревкой или поясом вместе, поцелуи, имитация родов; кроме того: одновременное принятие христианского причастия, обмен рукопожатиями, обычай заключать друг друга в объятия, обычай вместе ставить ногу на место очага, обмениваться подарками (тканью, одеждой), оружием, золотыми и серебряными монетами, букетами, венками, трубками, кольцами, поцелуями, кровью, христианскими святынями (крестом, свечой, иконой), целовать одни и те же святыни (икону, крест, Евангелие), произносить клятвы. · У викингов обряд братания включал не только произнесение клятвы, но и скрепление ее кровью. Обычно в земле вырывалась неглубокая ямка, в которой смешивалась кровь братающихся. Тем самым между ними как бы устанавливались кровные узы. Побратимы принимали на себя тот же круг обязанностей, что и родные братья, включая кровную месть.
|