Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Северный шаманизм
Шаман с тунгусского языка – волшебник. Урал и Алтай – важнейшие очаги освоения пространства. Горы в истории чел-ва значили много (убежища, контроль пространства на горе), Для Евразии горы-дороги (между гор, вдоль). Шаманом-северным магом человек может только по наследству — чтобы шаман, был в роду. Часть посвящения в служение северной магии — так называемая " шаманская болезнь", ставящая человека на грань смерти и жизни. Такая болезнь может случиться в любом возрасте: после 40 лет, в середине жизни, или в детстве. Считается, что духи такой болезнью испытывают душу человека, и, если она оказалась достаточно сильной, он выживает и становится магом-практиком — шаманом. Сон при болезни-падает на скалу и просыпается. И раньше жизнь шамана всегда была тяжелой. Шаман не должен отказать человеку в помощи и, в любом случае. Если к нему обратились за помощью, он должен ее дать. Если засуха, то шаман просто обязан вызывать дождь, пусть даже это займет несколько дней. Можно отметить, что основная задача шамана — это лé карство. Шаман может делать совершенно удивляющие действия. Например, старый уже шаман может часов пять танцевать и петь непрерывно. И молодому здоровому это может быть не по силам. Шаманы - посредники между людьми и другими мирами. Один их миров - Навь, нижний мир, в котором находятся луши умерших. В основном духи не помогают, но и не мешают, они как бы сопровождают дух шамана в путешествии. Но встречаются и зловредные духи, которые могут запутывать дорогу, или обманывать шамана, или даже попытаться убить его. Бубны он изготавливает сам, не дает чужим в руки — это священный атрибут северной магии, использующийся при камлании. Традиционно после смерти шамана его бубны уничтожаются, чтобы не навлечь несчастий на других людей, не оставить проход из Нижнего мира в наш, Явный мир. К шаману обращались в случаях опасности (войны, голода, эпидемий, падежа оленей), неудачи в промыслах, тяжелых болезней и проводах души умершего, гадании о будущем, необходимости обнаружить пропажу и найти вора, толковании снов. Шаман одновременно мог быть предсказателем и целителем, он был наделен способностью предвидеть, предугадывать, предчувствовать, ощущать болезнь и лечить ее. Шаманы принимали участие в руководстве общественными праздниками, в жертвоприношениях. Как бы внешне не выглядели священнодействия шамана — бессвязным речитативом под удары бубна, рассудительным предсказанием жизненных удач или неудач, протыканием собственного тела пикой или ножом — они посвящены спасению, излечению, охране людей своей общины, своего народа. Боги, к которым обращается шаман в священной песне, призваны охранять рубежи обжитого пространства от болезней, природных стихий и вражеских вторжений. Шаман выражает их волю то в предсказаниях и советах, то в действиях, становясь вождем своего рода или народа. Семеричный шаманский мир создан для того, чтобы оберегать людей от безысходности и страха. Шаман - (Власть над собственной судьбой, превращения шамана, колдуна; колдовство – достижение духовного экстаза. Ямало-ненецкий округ. Избранники духов.) 33. Полевая этнография: методы и средства Основным методом этнографии является непосредственное наблюдение быта и нравов народов земного шара, их расселение и культурно-исторические взаимоотношения, с последующим их анализом. Поскольку этнография изучает современные народы не только в их существующем, но и в их историческом и культурном развитии, этногенезе и истории становления социальных институтов, то используются также и письменные и вещественные источники. Методом непосредственного наблюдения является работа этнографа на территории его исследования, и именуется полевым этнографическим исследованием - исследования, ведущиеся среди живых народов с целью сбора первоначальных этнографических данных об отдельных структурных компонентах традиционно-бытовой культуры и их функционирования как определенной системы. Все полевые этнографические исследования можно разделить на два типа:
Во время полевых этнографических исследований используют следующие методы:
Используемые этнографией методы по своему назначению относятся к трем различным уровням: сбору материала, его обобщению и интерпретации. этнографический источник - опредмеченная информация, полученная методом непосредственного наблюдения и характеризующая реально бытующую традиционно-бытовую, культуру этнической общности. Первичные источники (основной вид этнографического источника) - овеществленные явления культуры или этнографические предмета. Они объективны в связи с тем, что созданы самим народом и не предполагают информационного и языкового барьеров между предметом и исследователем историком. Вторичные источники создаются самими исследователями-этнографами в виде полевых записей личных наблюдений и сведений о явлениях культуры собранных путем опроса. В общей классификации исторические источники представлены в следующем виде: письменные, вещественные, лингвистические, фольклор, этнографические, кино-фото-фонодокументы. Основу инструментария при сборе полевого этнографического материала, составляют этнографические вопросники и анкеты. Наличие двух разновидностей инструментария связано с двумя видами опроса, применяемых в этнографии. Во-первых, интервьюирование или опрос «лицом к лицу». Оно проводится этнографом-исследователем с использованием этнографического вопросника. Во-вторых, анкетирование или заочный опрос, в котором анкета предоставляется информанту для самостоятельного заполнения. Вопросник стесняет инициативу как исследователя, так и информанта, он затрудняет восприятие явления в бытовой ситуации, в своеобразии и вариативности традиции. Вопросник - это жесткая схема, за рамками которой исследователь должен оставить факты, неучтенные в процессе составления вопросника. Вопросник полезен для начального этапа исследования, поскольку он ориентирует в этнографической действительности. Вопросник отражает определенную систематику уже известного материала и даже его научную интерпретацию. От вопросника будет зависеть полнота и качество собранных материалов. В настоящее время в опросных методиках используются две разновидности вопросников, которые отличаются по способу внутренней организации. Стандартизированные вопросники, которые применяются в стандартизированном интервью. В таких вопросниках количество, расположение и состав вопросов заранее определены и изменять их формулировку или порядок расположения нельзя. Стандартизированные вопросники направлены на получение сопоставимой, унифицированной информации. Она в целом как бы нейтральна как в отношении информанта, так и в отношении исследователя. Вопросы, которые применяются в стандартизированном вопроснике, являются программируемыми или кодированными. Другим типом вопросников являются не стандартизированные, которые включают только план интервью, что обеспечивает гибкость беседы, и не стесняет инициативы исследователя. Стандартизированный вопросник дает сопоставимый материал, но сам имеет жесткие границы заданности по объему информации. Процесс интервьюирования носит официальный оттенок. Не стандартизированный вопросник позволяет провести опрос в более естественной обстановке, варьировать формулировку вопросов, гибко реагировать на информацию, получать более глубокие и разнообразные сведения. Но материалы не стандартизованного интервью плохо сопоставимы, неудобны как массовый источник. Вопросы в таком интервью могут быть ошибочны в формулировках, сложен целенаправленный контроль за беседой. Другой особенностью этнографических вопросников является то, что они в основном тематические, ориентированные на сбор материала по одной теме. Для этнографического интервью, которое ведется с использованием нестандартизированных и полустандартных вопросников, применяются открытие вопросы. Их соответствие методу непосредственного наблюдения заключается в том, что они не являются руководством к ответу, а стимулируют изложение информации. Анкета - опросный лист для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе, анкеты используются в анкетировании, как техническое средство организации заочного опроса. В полевой этнографии используются несколько разновидностей анкет. Рассыльные анкеты — распространяются по почте или публикуются в печати. Эта разновидность анкет не предполагает участие исследователя в процессе анкетирования. Анкеты исследователя применяются при групповом анкетировании, когда они заполняются информантами, собранными в одном месте. В этом случае исследователь может контролировать процесс анкетирования. Анкетирование, как способ сбора материала в полевом исследовании никогда не был ведущим при сборе этнографического материала: процент возврата анкет остается невысоким, что снижает репрезентативность материала, собранного методом анкетирования; стандартизированный характер затрудняет получение сведений о вариативности явления; отсутствие посредника-исследователя между анкетой и информантом, не позволяет корректировать беседу, перепроверять получаемые сведения и тем самым получать более глубокую по содержанию информацию. В качестве положительных сторон анкетирования обычно рассматривается вероятность более объективной информации, что связано с анонимностью процесса анкетирования при заочном опросе, отсутствием исследователя, влияющего на ответы. Кроме того, анкетирование, как и стандартизированное интервью, обеспечивает возможность сбора массового и сопоставимого материала. Основное условие научного наблюдения – объективность (возможность и необходимость контроля полученных результатов методов повторного наблюдения или иными методическими приемами. Основное требование, которое предъявляется к наблюдению, является непрерывность. Наблюдение представляется ценным для полевого исследования потому, что оно дает целостное, обобщенное представление об изучаемом явлении. Выбор способа наблюдения: невключенное и включенное. Невключенное наблюдение предполагает предварительное знакомство населения с задачами исследовательской работы. Включенное наблюдение носит скрытый характер. Включенное наблюдение часто считается более предпочтительным, поскольку оно устраняет информационное и поведенческое «возмущение», порождаемое знанием о присутствии и намерениях наблюдателя-исследователя. Включенное наблюдение способствует получению более объективной информации. Эксперимент в этнографии - искусственное моделирование действия или ситуации, которые в настоящее время уже не бытуют, то есть утратили культурное значение, не несут в себе этнической функции. Сам этнографический эксперимент предназначается для описания и фиксации воспроизводимого явления.
|