Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этнографическое кино в современном народоведении⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26
Начальной датой этнографического кино французский этнолог и режиссер Жан Руш определил 4 апреля 1901 г., когда Уолтер Болдуин Спенсер снял ритуальный танец австралийских аборигенов. Правда, есть сведения о еще более ранних этнографических съемках Альфреда Корта Хэддона в ходе экспедиции на Торресовы острова в 1896–1898 гг.Словами Карла Хайдера, «если этнографический фильм был зачат в 1901 г., то его рождение произошло 11 июня 1922 г., когда в Нью-Йоркском театре был показан фильм Роберта Флаэрти “Нанук с севера”». В том же 1922 г., вышли открывшие новую эру в антропологии «Аргонавты Западной Пацифики» Бронислава Малиновского и «Андаманские островитяне» Альфреда Р. Рэдклифф-Брауна. В этих разных по жанру шедеврах немало общего — прежде всего в технологии вживания в изучаемую культуру и способах ее представления через образы и действия реальных людей в конкретных жизненных ситуациях.Нередко представляется, что переворот в кинематографе и антропологии, породивший антропологического кино, совершила легкая кинокамера с синхронным магнитофоном. Действительно, в конце 1950-х кинодокументалисты в Америке и Европе настойчиво искали замену тяжелым кинокамерам, требовавшим усилий нескольких (минимум двух) человек. Благодаря появлению легкой и бесшумной камеры в кинематографе родилась «новая волна», представленная «свободным кино» (free cinema) Англии, «прямым кино» (direct cinema) Америки, «киноправдой» (ciné ma vé rité) Франции (Руш и Морен в честь Дзиги Вертова - пристальное, углубленное, глубоко активное, «наступательное» исследование действительности, искусство подлинной, большой, бескомпромиссной жизненной правды.). С этого времени стала возможной мобильная съемка реальных событий в живом диалоге снимающего и снимаемого. Примечательно, что «прямое кино» было подчеркнуто антропологичным (в том числе этнографичным), направленным на реального человека в противовес сконструированным образам художественного и хроникально-пропагандистского кинематографа. В 1990-е гг. начали складываться две школы российского антропологического кино. Первая, «московская», включающая группу визуальных антропологов во главе с Евгением Александровым, самоопределяется как «созвучная камера» или «камера-посредник». Вторая, «уральская», представляемая автором этой статьи, использует понятия «киноантропология», «антропологическое кино», «этнокино». Их сходство состоит в признании ценности визуальных технологий для антропологии, а данных антропологии — для развития визуальной культуры. Расхождения начинаются на перекрестке науки и искусства: московская «камера-посредник» создает аудиовизуальный документ, фиксируя происходящее в максимально полном объеме для научных и просветительских целей; уральское «этнокино» нацелено на создание фильма как научного исследования и произведения искусства. У фильма должно быть начало, кульминация и конец. (Пример фильма Белоруссовой. 30 часов съёмки, 20 минут фильма.) Прежде чем монтировать, нужно подождать несколько месяцев. Чтобы забыть материал. Смотреть свежим взглядом.
|