Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура государственных органов Афинского полиса в классический период
1. Народные собрания (экклесия) со времен Клисфена становятся регулярно созываемым верховным органом государства: только на них могли быть приняты новые законы. · Народное собрание являлось и законодательным, и высшим судебным органом. · Здесь избирались также магистраты, которые отчитывались за свою деятельность перед ним. · Народное собрание могло подвергнуть штрафу магистратов. · Любой гражданин мог обратиться и в суд присяжных, и в Народное собрание, с жалобой на несправедливое решение магистрата. · Кроме законов (номос), н.с. принимало псефизмы – постановления по отдельным вопросам, не противоречащие номосу. · К н.с. можно было обратиться с заявлением пробола («осуждение») – досудебное заявление о совершенном каким-либо частным лицом преступлении. Другой вид исков – исангелия («донос») предъявлялся частным лицом в случае подозрения совершения государственного преступления. 2. Суды: в классический период, унаследовавший органы управления Клисфеновой конституции, сохранились коллегия архонтов и Ареопаг, но значение их постепенно уменьшалась (раньше они контролировали всю деятельность н.с., а затем решали лишь самые тяжкие судебные дела). В коллегии эфетов («предводителей») рассматривались дела о лишении жизни, не относившиеся к компетенции Ареопага. Для решения имущественных споров можно было прибегнуть к суду посредников – диэтэтов. Высшей законодательной и судебной инстанцией являлась гелиэя: уголовные и гражданские дела (кроме дел, связанных с убийством), гелиасы проводили документационную проверку избранных магистратов, занимались рассмотрением дел «графэ параномон» (графе параномон усиливал ответственность тех, кто выступал с предложениями новых законов. Если оказывалось, что новый закон противоречит существующим, то предложивший его должен был отправиться в изгнание), и жалобами на решения других судебных инстанций. 3. Сменивший совет из 400 представителей Совет 500 готовил дела для Народного собрания, предварительно обсуждал все предложения и проекты законов. Избрание в Совет и гелиэю производилось по жребию из выдвинутых филами кандидатов. При замещении магистратур учитывался имущественный ценз. Феты, низший разряд солоновой конституции, могли участвовать только в работе гелиэи. Прямым открытым голосованием избирались члены коллегии 10 стратегов – военачальников. 4. Архонт–полемарх с этого времени решал в основном дела, связанные с метеками – свободными, но не гражданами Афинского полиса. 5. С конца VI в. до н. э. возникает система литургий. Суть ее состояла в следующем: на Народном собрании объявлялось о текущих делах, требующих расходов, например, о ремонте оборонительных стен, организации театральных зрелищ и т. д. Каждый, кто желал, имея достаточное для этого имущество, мог взять на себя расходы по выполнению литургии, либо кто-то из сограждан мог предложить кандидата для ее выполнения. В некоторых случаях литургии требовали значительных расходов собственных средств. Позднее возникла практика обмена имуществом: если предложенный кандидат отказывался от выполнения литургии (если его имя было названо), так как считал, что его средства недостаточны, он должен был поменяться имуществом с тем, кто назвал его имя. Литургии приводили обязанности и права граждан в соответствие с имущественным цензом. Среди литургий необходимо отметить важнейшую – участие в военном ополчении в качестве гоплитов или служба в кавалерии, снаряжение судов. Выполнение литургий было почетно, а необходимость их существования обусловливалась отсутствием регулярных поступлений в полисную казну, так как граждане в мирное время налогов не платили. Выполнение литургий было почетной обязанностью состоятельных граждан, способствуя удовлетворению агональной (соревновательной) черты жизнедеятельности гражданина. Вывод: Литургии, графе параномон до некоторой степени консервировали установленные порядки, обеспечивая господство победившего демоса. Вместе с тем они свидетельствуют о том, что возникает личная ответственность гражданина за происходящее в полисе. Как задача государства состоит в обеспечении счастливой жизни граждан, так и граждане должны, активно участвуя в управлении им, в обсуждении законов, не разрушать необдуманными действиями существующие конституционные установления. Безусловно, названными выше не исчерпываются появившиеся в полисе магистраты; для контроля за рынком избирался агораном; гимнасием руководил гимнасиарх, качество продукции ремесленников (прежде всего объем амфор – тары для жидких и сыпучих продуктов) должен был удостоверить своим клеймом астином. 12. Ранняя история Спарты. Становление «общины равных» Во 2 т.л. до н.э. Лаконика, ставшая в последующем территорией спартанского полиса, как и остальные районы Пелопоннеса, входила в зону микенской цивилизации, где существовало значительное количество ахейских поселений. По легенде, при распределении земель между потомками Геракла Лаконика досталась сыновьям Аристодема – Эврисфену и Проклу, которые стали родоначальниками двух царских родов в Спарте. В ходе переселений, длившихся почти полтора века дорийцы-пришельцы обосновались в долине Еврота – в Лаконике (Лакедемоне). На начальном этапе расселения, скорее всего, возникло несколько поселений (деревень, или ком) или же несколько гнезд поселений (например, Амикла, Спарта). Между ними могли находиться поселки «старого» местного населения. Однако, до конца 9 в. не существовало преобладания ни одной из дорийских общин. В конце столетия начинается возвышение Спарты, обусловленное рядом факторов: · Наличие наиболее плодородных земель в центральной части долины Еврота. · Удаленность от моря – защита от пиратов. Спартанская синполития – объединение в полис при сохранении прежнего места проживания. В отличие от Афин для Спарты не существует последовательно излагающего события источника. Сложность представляет и хронология событий. Военная экспансия: первоначально к северу и северо-востоку – к границам Аркадии, где захвачена область Эгитида: центр – Эгис был разрушен, а жители обращены в рабство. Около середины 8 в. до н. э. началось наступление на лежавшие в центре долины Амиклу, Фарис и Геронтры. Вскоре Амикла была включена в состав Спарты – возник религиозно-политический союз двух общин дорийской Спарты и Амикл (обителями которой являлись в основном ахейцы), а Амикла стала одной из об полиса. Старое племенное деление на филы сочеталось с территориальным – на обы. Первоначально было 4 обы, 5-й стала Амикла, культ которой – змея Гиакинфа стал общим культом для Спарты. Социальная структура: · Дорийцы и спартиаты · Ахейцев, среди которых выделяли Þ Периэков - лишённых политических прав, но лично свободных и имеющих право на владение собственностью, Þ Илотов — лишённых своих земельных участков и обращённых в рабов. Около середины 8 в. до н.э. в Спарте начинает ощущаться недостаток земли. Выходом стало завоевание юго-западной части Пелопоннеса – Мессении. 743 – 724 – Первая Мессенская война. Завершилась победой спартанцев, которые заставили побежденных отдавать половину урожая со своих полей победителям. В середине 7 в. до н. э. мессенцы восстали, что послужило началом ко Второй Мессенской войне. После подавления восстания все жители Мессении превращены в илотов, а земли их стали собственностью государства и были поделены на наделы. В середине 7 в. до н. э. создается стабильная система землепользования, которая основывалась на принципе строгого соответствия числа граждан и наделов. Возникновение «общины равных» с характерными для нее ограничительными мерами приписывают спартанскому законодателю Ликургу, согласно античной традиции, заложившему основы государственности, которые просуществовали долгое время: 1. Раздел земель Лаконики и Мессении на 6–9 тыс. клеров, равных по доходности. Надел (клер) являлся потомственным владением спартанской семьи, его нельзя было дробить при передаче по наследству, запрещалась продажа участков. 2. Илоты, как и клеры, разделены между семьями, причем на каждом наделе проживало и обрабатывало его несколько семей илотов. Ежегодно илоты отдавали установленную часть урожая (она составляла примерно половину) своему господину. Илоты, как и земля, считались собственностью государства. 3. Угроза восстаний илотов, численно превосходивших спартиатов, требовала от последних максимальной сплоченности. После Мессенских войн и проведения реформ спартанская община превращается в замкнутую корпорацию воинов-гоплитов, «общину равных». 4. Была разработана система мер, которая исключала личное обогащение, возникновения имущественного неравенства: · это совместные трапезы взрослых спартиатов – сисситии. Для их устройства ежемесячно должна была быть выделена определенная часть продуктов, которые производились на клерах. Те, кто не мог внести равной для всех доли для совместных трапез, выбывали из числа граждан. · Спартанцы должны были носить одинакового покроя простую одежду, в сисситиях ели одинаковую пищу. · Спартанцам запрещалось заниматься ремеслом и торговлей (периэки-ремесленники изготовляли все необходимое) · Не разрешался ввоз в Спарту иноземных изделий. · В Спарте не пользовались золотой и серебряной монетой: денежной единицей являлись железные тяжелые оболы. 5. Большое значение уделялось воспитанию достойных граждан – воинов. Все мальчики с семи лет отдавались в специальные лагеря – агелы, где им прививались качества, необходимые воину: умение приказывать и повиноваться, выносливость, хитрость.
|