Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности развития Эллады в архаический период
Архаический период в истории Греции – один из важнейших периодов в истории Эллады. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу между периодом геометрического искусства и искусством классической Греции. Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками», наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка. Традиционно принята следующая периодизация: · Ранняя архаика (10 – 9 вв.) · Средняя архаика (8 в.) · Поздняя (высокая) архаика (7 – 6 вв.) Происходившие в течение 11–9 вв. до н. э. изменения, миграционные процессы привели к уничтожению ранних государственных образований. Классовое общество и государство зарождаются в архаический период заново, и итогом этого развития стало появление самоуправляющихся территориальных общин – полисов. Возникновение нового вида государственности произошло в более краткие сроки по сравнению с формированием государств ахейского времени. В значительной мере этому способствовали существенные изменения в жизни населения Эллады, изменения в хозяйственной деятельности, прогресс в которой был вызван широким распространением производства железа. · Большое влияние на развитие общества оказала Великая греческая колонизаци я (8–6 вв. до н. э.), которая высвобождала личность из-под контроля рода, способствуя разложению родовых отношений. Во вновь созданных поселениях сосредоточивались энергичные и предприимчивые люди, утратившие связь со своими родовыми коллективами, полагавшиеся на общину. В новых поселениях смешивались выходцы из различных полисов. На изживание традиций оказывало влияние и соседство с варварским миром. Развитие колонизации, появление новых обширных рынков способствовали развитию и материковой Греции. · В сельском хозяйстве наряду с хлебопашеством распространяются такие высокотоварные отрасли, как оливководство и виноградарство. Они требовали, с одной стороны, более тщательного ухода, следовательно, большего вложения средств и труда, но, с другой, позволяли получать излишки сельскохозяйственного продукта, которые могли быть проданы на рынке. · В архаический период среди земледельцев выделяются несколько категорий: 1. родовая знать, имевшая в силу традиций родового общества лучшие по качеству земельные наделы и темены; 2. рядовые общинники, которые имели наделы, производственный инвентарь и тягловых животных; 3. те, кто в силу каких-либо причин потерял рабочего вола и поэтому вынужден был арендовать его (занимать для обработки своего надела) у соседа. · Более быстрыми темпами развивалось и ремесло. Ремесленники поселяются на одном месте – в городских поселениях. Особенно значительных успехов мастера Эллады достигли в это время в области металлургии и обработки металлов. · Совершенствуется и кораблестроение, что открыло для греков просторы Средиземноморья, способствовало развитию колонизационного движения в западном направлении, где осваивается Сицилия и возникают греческие поселения (апойкии) в юго–западной части Апеннинского полуострова; на север, где образовались такие греческие города, как Одессос, Ольвия, Фанагория, Пантикапей и др. Связи с новыми городами послужили толчком для развития ремесел: во вновь возникшие поселения везли керамические изделия, изделия из металлов, оливковое масло, вино, получая взамен сырье, лес, кожи, рабов. · Одним из результатов развития общества стал переход от натурального хозяйства и обмена к денежным отношениям. В начале 7 в. до н. э. появляется первая монета – сначала в Лидии и на о. Эгина. Это были кусочки из серебра круглой формы, определенного веса, на обеих сторонах которых изображалось божество – покровитель того центра, который ее выпустил (на афинских монетах выбивалось изображение совы – символа богини Афины). · Одновременно с появлением денег зарождается и ростовщичество, а затем и долговое рабство: несостоятельный должник отдавал последнее, если не мог расплатиться с кредитором – детей, жену, затем себя. Наряду с кабальными рабами появляются и рабы–чужеземцы – покупные рабы и не только в хозяйствах аристократов, но и зажиточных землевладельцев. Привлечение труда рабов позволяло свободным гражданам иметь досуг, который они могли посвятить занятиям политикой, искусству, философии. · Развитие торговли и ремесла изменяет соотношение населения, способствуя в свою очередь процессу дальнейшего имущественного расслоения как среди родовой знати, некоторые представители которой начинают заниматься торговлей, так и среди рядовых общинников: появляются лица, благосостояние которых строилось на доходах от торговли. Рост богатства у демоса (народа), обеднение земледельцев не могли не привести к социальной борьбе, к выступлению против родовой знати, являвшейся хранительницей традиций общества, из среды которого происходили те, кто руководили общественными делами. В этой борьбе рождались институты, которые в последующем оформили полисную структуру. Этот путь имел отличия в каждом отдельном государстве, однако, общая тенденция была близкой – в сторону развития республики (яркие примеры – Афины и Спарта).
|