Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Минойская цивилизация. Открытия А. Эванса






Минойская цивилизация — относящаяся к эгейской цивилизация бронзового века острова Крит (2700—1400 гг. до н. э.). Основными очагами культуры и цивилизации были так называемые дворцы — сложные экономико-политические комплексы, крупнейшие из которых существовали в Кноссе, Фесте, Закросе и Тилиссе. Культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, построенного, по легенде, Дедалом. Официальной датой открытия культуры считается 16 марта 1900 года, когда английский археолог Артур Эванс начал проводить раскопки Кносского дворца.

Воссоздание истории дворца принадлежит Артуру Эвансу и многим исследователям, которые исследовали его руины во второй половине ХХ в. Артур Эванс (1851–1941) родился в состоятельной семье, получил образование в лучших университетах Англии и Германии и, в отличие от Г. Шлимана, являлся признанным специалистом по истории Греции.

Но и в его жизни большую роль сыграл случай. Эванс увлекался собиранием древностей и однажды к нему попала печать с изображением головы волка, барана и птиц. Узнав, что она куплена в Афинах, Эванс решил выяснить ее происхождение. Оказалась, что печать найдена на Крите. В конце 19 века Эванс планирует начать раскопки Кносского дворца (недалеко от Ираклиона), однако турецкие власти не разрешают ему этого делать. Лишь в начале 20 века удача сопутствует учёному.

Около тридцати лет посвятил А. Эванс изучению Кносского дворца, а открытая им культура была названа по двум наиболее известным в тот период центрам Крито-Микенской. А. Эванс полагал, что Минойский Крит оказывал существенное влияние на континентальный мир. Дворцовый комплекс («новый» дворец»), открытый Эвансом, оказался грандиознее, чем в Микенах и Тиринфе, и имел более сложный план: многочисленные помещения окружали мегароны царя и царицы. Стены украшали фрески: игры с быком, бытовые сюжеты, торжественная процессия с изумительно исполненными женскими фигурами, рисунки двустороннего топора (как рога быка) – лабриса, что и послужило основанием именовать его лабиринтом уже в Древности. Раскопки Эванса и последующих поколений археологов выявили, что первые дворцы были разрушены землетрясением. «Новый» Кносский дворец имел 3 этажа и несколько сотен хозяйственные и жилых помещений, группировавшихся вокруг центрального двора, который, вероятно, использовался для сакральных празденств, посвященных быку Минотавру (мифическому обитателю лабиринта). Дворец делился на два крыла и не был укреплен. Возможно, потому, что, во-первых, море являлось естественной границей, во-вторых, все расположенные на Крите поселения и другие дворцы к этому времени были подчинены Кносскому. Дворец являлся не только местом обитания правителя и тех, кто обслуживал нужды живших в нем, на нижнем его этаже располагались кладовые, где хранилось все то, что собиралось с подвластного населения.

В «новых» дворцах Крита во время раскопок обнаружены глиняные таблички с линейным письмом «А», которое не дешифровано, поэтому многие детали жизни населения острова, характер связей правителей дворцов, из взаимоотношения друг с другом, как и с островным миром Эгеиды, остаются гипотетичными. Но А. Эвансу удалось доказать, что критяне обладали мощным флотом, имели торговые связи с Сирией, Финикией, Египтом.

3. Ахейская (Микенская) цивилизация. Её открытие Г. Шлиманом

Микенская цивилизация или Ахейская Греция — культурный период в истории доисторической Греции с 16 по 11 век до н. э., бронзового века, часть крито-микенской культуры. Получила свое название по городу Микены на полуострове Пелопоннес. Другими важными полисами этого периода были Афины, Фивы и Пилос. Севернее города Афины наводится город Микены, на месте которого и возникла микенская цивилизация. Открыл Микенскую цивилизацию Генрих Шлиман. Ища Трою в этом регионе, он наткнулся на великолепные дворцовые сооружения, чем и открыл микенскую цивилизацию или как её еще называют архейская культура от названия племени ахейцы.

Генрих Шлиман (1822 - 1890 гг.) - немецкий предприниматель и археолог-самоучка, один из основателей полевой археологии. Прославился пионерными находками в Малой Азии, на месте античной (гомеровской) Трои, а также на Пелопоннесе — в Микенах, Тиринфе и беотийском Орхомене, первооткрыватель микенской культуры. Шлиман, поверив в считавшиеся легендарными свидетельства Гомера, открыл Трою, раскопал Микены и Тиринф. В детстве будущий знаменитый археолог не смог получить систематического образования, его юношеские годы – это борьба за существование. Будучи учеником в лавке, затем рассыльным в небольшой торговой фирме, он начал изучать языки, выработав при этом собственный метод. Судьба привела его в Амстердам, где впервые пригодилось его знание языков. Г. Шлиман, освоивший и русский язык, в качестве представителя одной из фирм приехал в Петербург. Торговый успех сопутствовал ему, и через некоторое время он основал собственное дело. Упрочивший состояние на военных поставках во время Крымской войны, Г. Шлиман закрыл предприятие и совершил в 1864–1866 гг. кругосветное путешествие. В 1868 г. он впервые вступил на землю Древней Эллады, зная к этому времени новогреческий и древнегреческий языки. В 1871 г. начинаются раскопки на холме Гиссарлык.

Он провел раскопки на том холме, на котором стоял Илион (Троя) исторических времен, и который теперь называется Гиссарлыком. На глубине от 6 до 10 метров под пластами земли, отложившимися в течение веков один на другом, и содержащими в себе развалины нескольких поселений, существовавших тут одно после другого, Шлиман нашел развалины, которые, по мнению его и многих ученых, должны считаться развалинами Гомеровской Трои. Во время раскопок Г. Шлимана на холме Гиссарлык было обнаружено семь последовательно сменявших друг друга «городов». Руины одного из них он принял за дворец Приама, мифического правителя Илиона времен Троянской войны. Шлиман не смог правильно интерпретировать археологический материал. После его смерти Вильгельм Дерпфельд (сотрудничавший с ним в последние годы раскопок) установил, что на Гиссарлыкском холме сохранились остатки девяти поселений.

После Трои внимание Г. Шлимана привлекли руины Микен (1874 г.), которые описаны греческим историком Павсанием. Здесь он обнаружил некрополь с шахтными и купольными гробницами. Одна из гробниц получила название «сокровищницы Атрея». Она было огромного размера, богато украшенная резьбой, что свидетельствовало о высоком уровне ахейского строительного искусства. Микены были образцом неприступного городского центра, расположенные на высоком холме, опоясанные несколькими рядами оборонительных стен с хитроумно построенными воротами и высокими башнями, надежно защищавшими дворец и различные хоз. постройки, хранилища, мастерские и жилища ремесленников. Рядом с воротами, которые получили название Львиных ворот из-за того, что их украшали скульптуры львов, находился некрополь для обитателей дворца.

Удачными были и раскопки Тиринфа (1884), родины Геракла. Цитадель Тиринфа поражает монументальными размерами. Ее стены сложены из громадных глыб массой до 12 т (так называемая циклопедическая кладка, которую могли выполнить, по мнению поздних писателей, великаны-циклопы), причем толщина стены достигала в ряде случаев 17 м. В центре цитадели находился царский дворец, защищенный, в свою очередь, особыми оборонительными сооружениями. С южной стороны дворцового комплекса он открыл внутренний дворик, окруженный колоннадой, в центре - прямоугольное помещение (мегарон) с круглым очагом и креслом для правителя (мегароном называют также тронным залом). Удивление вызывали ванная комната, атриум и пропилеи, остатки росписи стен, на которых изображен могучий бык «со всадником». Находки керамики свидетельствует о связях Тиринфа со странами Востока.

 

4. Проблема прогресса и регресса в тёмные века (гомеровский период)

Тёмные века, Гомеровская эпоха, Предполисный период — период в истории Древней Греции, охватывающий 11—9 вв. до н. э., который начался после заката микенской цивилизации и предполагаемого дорийского вторжения и закончился с началом расцвета греческих полисов, называемым архаическим периодом. Период Тёмных веков также называют «Гомеровским» из-за того, что произведения «Илиада» и «Одиссея» легендарного поэта Гомера являются основными письменными источниками об этом времени.

Гомеровский период долгое время был в истории Эллады наименее изученным из-за отсутствия источниковой базы, что привело к такой характеристике, как «тёмные века». В истории существует дискуссионный вопрос о том, был ли этот период прогрессом или регрессом в греческой культуре.

Что произошло: в конце 12 в. до н.э. в Грецию с севера вторглись племена греков-дорийцев. Пройдя Среднюю Грецию, они осели в Мегариде (Коринфский перешеек) и в юго-восточной части Пелопоннеса. Дорийцы также овладели рядом островов, равнинной частью Крита, вытеснив остатки минойско-ахейского населения в горные районы, и юго-западным малоазийским побережьем (Дорида Малоазийская). Считается, что именно это нашествие привело к регрессу (или прогрессу?) всю Грецию.

Регресс:

· Постройки. Микенские дворцы и цитадели были заброшены и лежали в развалинах. За их стенами никто уже больше не селился. Создается впечатление, что в гомеровский период греки разучились строить дома и крепости из каменных блоков, как это делали их предшественники в микенскую эпоху. Почти все постройки этого времени были деревянными или сложенными из необожженного кирпича. Поэтому ни одна из них не сохранилась.

· Общество. С падением ахейских цитаделей на всей территории Греции (в том числе и на не занятых дорийцами) исчезли прежние государственные образования и утвердился первобытно-общинный строй; вновь основной формой поселения стали небольшие бедные родовые поселки. Сокращается численность населения, падает жизненный уровень (погребения).

· Ремесло. Заметно ухудшается качество и стиль производимой продукции (керамики, оружия, украшений). Так в росписи керамики этого времени безраздельно господствует так называемый геометрический стиль. Стенки сосудов покрывает незатейливый узор, составленный из концентрических кругов, треугольников, ромбов, квадратов. Первые, еще очень примитивные изображения людей и животных появляются после длительного перерыва лишь в самом конце 9 в.

· Внешние связи. Прежде всего в погребениях отсутствуют предметы чужеземного, восточного происхождения. Все это говорит о разрыве торговых морских путей, соединявших Микенскую Грецию со странами Ближнего Востока и со всем остальным Средиземноморьем.

· Письменность. Было забыто и линейное слоговое письмо. Весь гомеровский период был периодом в полном смысле этого слова бесписьменным.

Все это, разумеется, не означает, что гомеровский период не внес в культурное развитие Греции ничего нового. История человечества не знает абсолютного регресса, и в материальной культуре гомеровского периода элементы регресса причудливо переплетаются с целым рядом важных новшеств.

· Железо. Важнейшим из них было освоение греками техники выплавки и обработки железа. В микенскую эпоху железо было известно в Греции только как драгоценный металл (кольца, браслеты). Широкое внедрение нового металла в производство означало в условиях того времени настоящий технический переворот. Металл впервые стал дешев и широко доступен (месторождения железа встречаются в природе гораздо чаще, чем месторождения меди и олова — основных компонентов бронзы). Отпала необходимость в опасных и дорогостоящих экспедициях к местам добычи руды.

· Ремесло. Заимствование гончарного круга.

· Строительство. Развилась техника строительства парусных кораблей.

· Растениеводство. Греки переняли у дорийцев культуру выращивания оливы и винограда.

· Общество. Что касается устройства дорийского общества той эпохи, то в начале гомеровского периода оно вернулось к родоплеменным отношениям. Классов как таковых еще не было, но и первобытнообщинным тот строй назвать уже было нельзя, так как в основе общества лежала земледельческая прослойка – «демос» (народ), которая существовала в рамках «полиса» (города – государства). Именно благодаря созданию полиса – уникальной формы социально-экономической и политической организации общества, дорийцы смогли постепенно создать свою собственную цивилизацию. На начальных этапах развития полиса отсутствовала частная собственность на землю, все угодья были общественными, а власть осуществлялась с помощью военной демократии.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал