Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция социальной рациональности М.Вебера.






Макс Вебер немецкий социолог, историк, экономист, наряду с академической вел активную политическую деятельность (Версальский договор, конституция Веймарской республики). Не принимал деления на науку о природе и о культуре. «Свою общесоциологическую концепцию Вебер назвал понимающей социологией. Центральной е категорией является «социальное действие». В нем субъективный смысл действия соотноситься с поведением другого человека. Совокупность человеческих действий порождает возникновение устойчивых смысловых связей в обществе. Вебер выделяет четыре типа социальных действий: целерациональный, ценностно-рациональный, аффективный и традиционный. Устойчивая связь социальных действий рассматривается им как социальное отношение. Социальные отношения рассматриваемые индивидом как обязательные, обретают статус легитимности. Для исследования социальных отношений Вебер вводит понятие «идеального типа». В идеальном типе фиксируется культурный смысл явления, данное понятие позволяет систематизировать эмпирический материал по степени близости к идеально-типическому. В идеальном типе сконцентрированы ценностные установки своего времени и познавательный интерес ученого. Историческая изменчивость ценностной наполненности идеального типа является залогом безграничного движения социального знания» (философский словарь).

Основные понятия: научное познание, цель научного познания постижение истинны, описание реальности и последующего ее объяснения. Вебер проводил границу между знанием и оценкой, суждением о фактах и суждением о ценностях, между сущим и должным, отстаивая ценностную нейтральность социально-исторического научного знания. Идеальный тип – исследовательская мыслительная модель, конструируемая теоретически и соотносящаяся с эмпирической реальностью в качестве логической нормы.

Объективная значимость научного исследования определяется Вебером, через отнесение к существующим в обществе, в культуре ценностям. Причем ценности не являются доказательством значимости науки, но только способом понять ее значимость для общества. Жизнь сама по себе безгранична и иррациональна, что являет возможность изменения социальных, культурных ценностей и соответственно возможность безграничного расширения, постоянного движения социально-гуманитарного познания.

Важно для Вебера разделить процессы отнесения к ценностям и оценку. Отнесение к ценностям носит с его точки зрения исключительно объективный характер и свидетельствует о безоценочном характере социального познания. Оценку Вебер считает субъективной.

Сосредоточением ценностных установок в конкретных культурно-исторических условиях является в концепции Вебера понятие идеальный тип. Идеальный тип это сугубо теоретический конструкт, соотносящийся с эмпирической реальностью только как логическая норма, идеальный образец.

Понятие идеальный тип Вебер использует как методологическое средство социально-исторического познания. Близость эмпирических данных к идеальному типу определяет в его концепции их рациональную правильность. Вебер рассматривает также понятие понимания. Например понимание социального действия безусловно связано с его соответствием идеальному типу, тогда это действие целерационально. Целерациональное действие рассматривается как ориентированное на средства субъективно представляющиеся адекватными для достижения субъективно однозначно воспринятой цели. Но могут быть поняты и ценносто-рациональное действие как соотнесенное с существующими ценностями, аффективное действие, как соответствующее эмоциональной оценке внешних и/или внутренних обстоятельств, традиционное действие.

Вебер особо подчеркивал роль идеала целерационального действия в становлении и функционировании новой цивилизации, зародившейся в эпоху Ренессанса и Реформации. Этот идеал предполагал особый тип рациональности, основанный на принципах объективности, законодательного регулирования, планирования и расчета. Новая рациональность включалась в самые различные области человеческой жизнедеятельности, организую экономику, право, науку, искусство и повседневную жизнь людей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал