Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Становление герменевтики как теории
Герменевтика как универсальная теория понимания (Ф.Шлейермахер) Особое место в истории герменевтики принадлежит Фридриху Шлейермахеру (1768-1834) - крупному протестантскому богослову, философу и переводчику (ему принадлежит канонический перевод Платона на немецкий язык). Шлейермахер превратил герменевтику в универсальную теорию понимания. Предмет этой теории - тексты самого разного рода, без отбора “достойных” истолкования из множества “недостойных” истолкования. Разработанные Шлейермахером “правила понимания” не специфицируются в зависимости от типа текста (прежде считалось, что к различным произведениям - “священным”, " классическим" и " авторитетным" - надлежит применять различные правила интерпретации). Цель герменевтики, по Шлейермахеру, состоит в прояснении условий возможности понимания письменных дукументов. Любой письменный документ представляет собой “языковое обнаружение”, имеющее двоякую природу. С одной стороны, он является частью общей системы языка, с другой - продуктом творчества некоторого индивида. Перед герменевтикой стоит поэтому двоякая задача: исследование языкового обнаружения в качестве элемента определенной языковой системы и вместе с тем - как обнаружения стоящей за ним уникальной субъективности. Первую часть задачи выполняет " объективное" (или " грамматическое") истолкование, вторую - " техническое" (или " психологическое"). Грамматическое истолкование анализирует текст как часть определенной лексической системы, психологическое же - индивидуальный стиль, т.е. комбинации выражений, не заданные лексической системой. В поздних работах, Шлейермахер отдавал, правда, предпочтение разработке " технической", т.е. субъективной, психологической интерпретации. Основной процедурой психологической интерпретации является " вживание" (Einleben) толкователя в душевный мир автора. “Вживание” и “эмпатия” (вчувствование) в принципе возможны потому, что и исследователь текста, и его автор суть индивидуальные выражения одной и той же сверх-индивидуальной жизни (" духа"). К Шлейермахеру восходит также важное различение между " компаративными" и " дивинаторными" процедурами интерпретации: если в первом случае высказывания, составляющие определенный письменный документ, истолковываются в сравнении с языковым и историческим контекстом (т.е. с иными текстами соответствующей эпохи), то во втором случае дело заключается в интуитивном схватывании смысла произведения. Шлейермахер обратил внимание на круговой характер процесса понимания (так назывемый " герменевтический круг "): понимание части (например, отдельного слова) невозможно без понимания целого (в частности, того предложения, в которое это слово входит), но понимание целого, в свою очередь, предполагает понимание частей. Надо отметить, что герменевтическая теория Шлейермахера оставлена им лишь в рукописных фрагментах. Это затрудняет ее “объективное”, беспристрастное изложение и открывает широкий простор для манипуляций с ее отдельными положениями. Наследие Шлейермахера сделалось в результате ареной борьбы. Одни видят в нем основоположника великой традиции, нашедшей продолжение в конце XIX - начале XX века и нуждающейся в лишь в систематизации, другие заостряют отдельные положения его герменевтики в противовес последующей герменевтической традиции. К числу первых относится прежде всего итальянский историк права Эмилио Бетти, к числу вторых - немецкий философ Ханс-Георг Гадамер.
54. Структурализм: принципы и тенденции эволюции Структурализм – совокупность научных и философских идей, связанных с применением структурного метода, первоначально разработанного в лингвистике, а затем распространенного на другие области гуманитарного знания (этнографию, литературоведение). Возникнув в 20-е годы прошлого столетия, наибольшее распространение получил в 60-е годы. Основными представителями структурализма являются Леви-Сторс, Фуко, Дерида, Лакакн. Основу структурного метода образует понятие структуры – это совокупность неизменных отношений внутри системы, несмотря на некоторые возможные преобразования последней. Поэтому внимание фиксируется не на элементах системы или их свойствах, а на взаимоотношениях между ними. Основные процедуры структурного метода включают: 1. Выделение некоторого множества элементов, в котором можно предположить наличие единой структуры. 2. Разложение объектов на такие простые части, которые связывают разнородные группы элементов. 3. Раскрытие отношений преобразования между частями, построение абстрактной структуры. 4. Выведение из структуры всех теоретически возможных следствий. Свое применение структурный метод нашел в области гуманитарного знания, в том числе в филологии, философии языка, лингвистике. В изучении структур языка и художественных произведений появилось стремление к точности, формализации, созданию строгих понятий, привлечению математических и формально-логических методов. Структурный аспект вычисляется на какой-то знаковой системе. Структурализм пытается обнаружить и раскрыть внутренние структуры, механизмы знаковых систем, которые скрыты за нашим использованием знаков, символов, образов. Объект изучения конкретно-научного структурализма – культура как совокупность знаковых систем как универсальный язык. В состав этого языка входят также наука, искусство, наука, религия, мифология. В этих сложных объектах анализ позволяет обнаружить скрытые закономерности, которым подчинены человеческое мышление и его историческая деятельность. В философском плане структурализм представлен как идеями самих ученых структуралистов, так и особой идеологией структурализма, распространившейся во Франции в середине 60-х годов прошлого века. Философские идей ученых структуралистов сформировались в процессе перехода некоторых разделов гуманитарного знания на теоретический уровень, в поисках существенных системных абстракций. Эти идеи имели ярко выраженное кантианское влияние, поскольку в них делался акцент на бессознательные структуры, управляющие мышлением и историей, одновременно ставились рациональному познанию самого человека, его духовной и общественной жизни. Философский структурализм представляет собой определенный мировоззренческий подход к пониманию глобальных проблем человека и истории. При этом зачастую абстракция, антигуманная структура, зачастую противопоставляется человеку и истории. За это структурализм подвергался критике со стороны таких философских течений как экзистенциализм, персонализм. Постструктурализм не только критически переосмыслил принципы структурализма, но и осуществил глубокую «переоценку ценностей», подвергнув критике саму возможность создания обобщающей теории и выявления общих закономерностей прогресса знаний и общества. Литературоведческой разработкой постструктурализма является деконструктивизм (Ж.Деррида, М.Фуко, М.Кристева) – особый тип анализа текста, состоящий в выявлении скрытых от читателя и даже от автора «остаточных смыслов», сохранившихся от дискурсивных практик прошлого и мыслительных стереотипов. Это выявление в сказанном несказанного, прочтение текста прежней эпохи в контексте нашей.
Эволюционное мышление привело в большинстве случаев к новым взглядам. Для Линнеевской " Системы природы", из-за принятой константности видов, предикаты " похожий" и " родственный" (экстенсионал) были равнозначными. Сегодня они строго разделяются: родственные животные фактически имеют общего предка. Похожие животные - необязательно должны быть родственными, а родственные необязательно похожими. Точно также в строении тела и поведении различают аналогичные и гомологичные признаки. Аналогичные структуры, случайно или в ходе приспособления к реальности, конвергировали (напр., глаза); гомологичные структуры, напротив, сводятся к общему родоисторическому происхождению, являются родственными (напр., плавник, крыло, лапа, рука). Это различие действует также по отношению к культурным элементам, таким как письмо, символы. Также и языки бывают не только сходными, но родственными в генеалогическом смысле - они имеют даже целое " древо родства", разветвляются и отмирают. Фазы, которые проходят многие науки, по аналогии с физикой можно назвать статической, кинематической, динамической. Статика исследует законы, которые действуют в покоящихся системах, кинематика - поведение, зависимое от времени, динамика изучает силы, которые действуют в системах. Динамическая является последней и труднейшей стадией теории. - астрономия - биология - психология - эволюция человека
|