Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Три аспекта бытия науки: наука как позн д-ть, как соц инст-т, как особая сфера к-ры.Стр 1 из 40Следующая ⇒
В лит-ре сущ-ет более двухсот опр-ний н., раск-щих разл. ст-ны н-го пр-са. для обобщения разл. подходов к пон-ю сущности н. н/мо рассм-ть ее в единстве этих трёх аспектов. Наука как позн. Д. д— это целен-я акт-ть. Специфика н. д. закл. в том, что это когнитивная, т.е. позн. Д.Цель- получение нов. н-го зн-я. Чаще всего сч-ся, что целью н. явл-ся истинные знания, т.е. такие знания содержание кот. соот-ет действ-ти. В н.известны три осн. модели изобр-я пр-са н. познания(н. как познават. Д.): 1. эмпиризм, 2. теоретизм, 3. проблематизм. Эмпиризм (Ф. Бэкон) полагает, что н-е познание нач-ся с фиксации эмпирич. данных. Затем выдв-ся гипотеза и на её базе форм-ся теория. Т.о., пр-сс познания ос-ся как дв-е от единич. фактов к общ. полож-м. Теоретизм (Г. Лейбниц, Т. Кун) – исходн. пунктом н-го познания явл. к-то общ. идея. Затем, на базе этой общ. идеи, объяс-ся эмпирич. данные.Проблематизм (К. Поппер) – н.дв-ся от пр-мы к пр-ме. Н. пр-ма — это существен.в-с, ответ на кот.предполагает получение нов.инф-ции. Н. как соц. инст-т. В кач-ве особ. соц. инст-та н. форм-ся лишь в 17-18 вв. Соц. инст-ты предп-т наличие опред. орг-ций, формальн.стр-р. Именно в 17 в. появл. первые академии наук (в Р. — в 18 в.). Нач-т вых-ть спец.н-е журналы. Функцион-ние н. в кач-е соц. инст-та предп-ет также наличие специфич. моральн.норм. Сов-ть этих морал. норм сост-ет этос науки. Согласно учению Р. Мертона, этос н. вкл-т в себя след. осн. ценности (нормы): 1. Универсализм озн-ет объективн. Х-р н-го познания. Н-е зн-е д/о соотв-вать наблюд-ям и ранее удостоверенным н-м зн-м. Универсализм предп-т демократич. и интернациональн. Х-р н. 2. Коллективизм - что плоды н. прин-т вс.общ-ву. Н. явл-ся рез-том коллективн.творч-ва. 3. Бескорыстность - что гл. целью д-ти уч-х явл. служение истине. 4. Организован. скептицизм - что профессион. обяз-тью уч-го явл-ся обяз-сть критиковать н-ные взгляды св. коллег. Истинный уч-й по св. натуре скептик. Н. как особ. сф.к. К.— это все рукотворное, всё, что создано умом и трудом ч-ка. Она - на две части: 1. материальн.к.; 2. дух. к. Н. явл. областью дух. к., кот. св-на с функционированием и разв-ем идей и ценностей. Выд-ся 4 осн.сф. дух. к.: 1. мораль; 2. иск-во; 3. религия; 4. н. Мораль - стремление к добру; искусство – стр-ние к красоте, гармонии; религия –стр-ние к сверхъестественному; н. –стр-ние к истине. Н. как сф. К. взаимод-ет со вс. Др. сф-ми к. Она соприкас-ся с искусством, моралью, ффией, религией. Бол. значение для поним-я специфики н. как ф/мы к. имеет идея К. Поппера о трёх мирах: 1й мир — это реальность, сущ-щая объективно (природа и общество). 2й мир — это состояния чел-го созн-я (мысли, чувства, настроения, интересы и т.д.).3й мир — это мир объективного сод-ния мышл-я. В него вх-т н-е идеи, худож-е произв-я, моральн., религиозн., эстетич. ценности. 3й мир явл. продуктом чел.Д. Но в то же время третий мир относ-но автономен и независим от ч-ка. Рез-ты д. ч-ка нач-т вести самост. жизнь. С н-ми теориями происходит то же, что и с наш. детьми. Они стан-ся в знач. степени независимыми от св. род-лей. 3й мир возм/н тол. на базе сущ-ния языка. Н-е идеи облекаются языковыми ф/ми. 3й мир — это в знач. степени лингвистический мир. 3й мир сп-н к бесконеч. прогрессу, т.к. ч-к с пом. языка пост-но творит нов.идеи, понятия, ценности. 2. Классический позитивизм: Позитиви́ зм — ффское уч-е и направление в методологии н., опред-щее единствен. источником истинного, действит-го знания эмпирические иссле-ния и отрицающее познават. ценность ффского иссл-ния. Основоположник- франц. Фф Огюст Конт (1830-е гг.). В программной кн.«Дух позитивной философии» (1844) Конт предст-т чел-во как растущий организм, проход-й в св. р-тии три стадии: детства, юношества и зрелости. Осн. пол-ния. Позитивисты объед-ли логич. и эмпирич. м-ды в единый н-ный м-д., обеспечивающего надежным и достоверн. зн-м законом-тей природы, сущность кот., была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали н-ное миропонимание в осн-м посредством двух опред-щих моментов.. Во-1х, оно явл. эмпиристским и позитивистским: сущ-т тол. опытное познание, кот. осн-ся на том, что нам непосредственно дано. Тем самым уст-ется граница для содержания легитимной н. Во-2х, для н-го миропонимания хар-но применение опред. м-да, а именно метода логич. ан-за».Осн.цель поз-зма — получение объект-го знания. Отлич. черты поз-зма: Ффия как метафизика – это не н.; Н.содержит позитивн.зн-я – осн-на на фактах; Ффия м/т стать н., если она осн-на на фактах. Такова позиция О. Конта и поз-зма в целом. О. Конт - что позитивист. ффия – это сам.истин. ффия н. 2й этап поз-зма: махизм (от фамилии одного из вед. предст-лей: Мах) или эмпириокритицизм (критика опыта). Поз-м – ффская ориентация, отриц-я познав. роль ффии и вообще всех метанаучных ф/м отражения мира, - в 30-ые годы 19 века на почве: эмпиризма, утверждаемого Бэконом и рационализма, восход-го к Декарту.и оф-сь как с-ма и пол-ла шир. распр-ние в ффии и среди уч-х. Основатель Огюст Конт (1798-1857), отриц. познав.роль метафизики вообще и рассм-щий историю познания как пр-сс перехода от теологич. к метафизич-му, а затем к позитив. зн-ю, кот. и сост-т реальн. предел позн-я вообще. Первый позитивизм (первая половина 19 века): Они рассматривали науку с элитарной точки зрения. В то время наука во Франции быстро развивалась. Основные задачи науки (Конт): знать, чтобы предвидеть. Главная цель науки – предвидеть будущее. Предвидеть можно только с помощью математики (точных вычислений), тогда был акцент на математику. 3. Эмпириокритицизм: Термин, введенный Р. Авенариусом, буквально означает критику опыта. Опыт — это данность мира познающему субъекту, зафиксированная в его сознании с помощью утверждений, высказываний. Понять особенности понимания опыта может так называемая " принципиальная координация": нет объекта без субъекта, как нет и субъекта без объекта. Элементы опыта как единства " Я" и " среды" нейтральны, то есть в зависимости от точки зрения они могут рассматриваться и как " физические", и как " психические". Индивид с его нервной системой и окружающая среда образуют реальное единство опыта. 1) в узком смысле — совокупность философских воззрений австрийского физика и философа Э. Маха; 2) в широком смысле — субъективно-идеалистическое направление в философии и методологии науки, разработанное в начале 20в в работах Э. Маха, Р. Авенариуса (Швейцария) и их учеников, а также в работах К. Пирсона (Великобритания) и П. Дюгема (Франция). Отличия от классического позитивизма: В общем, эмпириокритики наследовали антиметафизическую установку позитивизма Конта, Спенсера и Милля (почему это философское учение часто называют также " вторым позитивизмом"), внеся в нее, однако, весьма существенные коррективы. Если " первый позитивизм", расценивая традиционные философские онтологии, с их претензией на роль учения о глубинных основах мироздания, как досадную ошибку, предлагал просто-напросто отбросить всякую " метафизику" с пути научного познания и заменить ее совокупностью наиболее важных достижений конкретных, " позитивных" наук (" физикой" в широком смысле слова), то " второй позитивизм" попытался радикально и навсегда избавить науку от опасности любых " метафизических болезней". В своей работе представители " второго позитивизма" стремились опереться на достижения тогда еще весьма молодой и столь же претенциозной " положительной" науки о человеческом сознании, психологии. На стадии махизма позитивизм ставит в центр внимания такие проблемы, которые приверженцы и продолжатели контовского учения считали слишком «метафизическими»: природа познания, опыта, проблема субъекта и объекта, характер категорий «вещь», «субстанция», природа основных «элементов»действительности, взаимоотношение физического и психического и т. д. 4. Логический позитивизм: Идейным ядром логического позитивизма (неопозитивизма) стала группа философов и учёных, сформированная и организованная профессором Морицом Шликом в 1922 («Венский кружок»). Начальное влияние на развитие раннего логического позитивизма оказали философы науки Эрнст Мах и Людвиг Витгенштейн, рассуждая о метафизике, единстве науки и интерпретации теоретических терминов в науке. Также Мах выдвинул доктрины редукционизма и феноменализма. Витгштейн в своем трактате подчеркнул основные положения логического позитивизма: 1. язык есть граница мышления (то есть они совпадают). 2. есть только один мир, мир фактов и событий. Они описываются различными естественными науками. 3. предложение — картина мира, так как имеет с миром одну и ту же логическую форму. «Если бы мир был нелогичным, его нельзя было бы представить в форме предложения» 4. сложные предложения состоят из элементарных, которые непосредственно соотносятся с фактами; 5. высшее невыразимо (то есть этику, эстетику, религию нельзя познавать фактами). «Одно из самых сильных влияний на развитие логического позитивизма оказал немецкий философ Рудольф Карнап, один из наиболее значимых представителей «Венского кружка». Карнап доказывает, что в различных областях естественных и социальных наук используется один общий метод проверки гипотез и теорий, а понятия, используемые в этих областях, могут быть сведены, с помощью особых «предложений сведения» (операциональных определений и постулатов значения), к одному общему базису — понятиям, которые мы употребляем для описания знакомого всем физического мира, нас окружающего (т. н. физикализм). Важным результатом Карнапа в анализе соотношения теории и опыта является строго формализованная количественная теория логической вероятности, то есть степени индуктивного, или вероятностного, подтверждения теории. Для доказания научности теорий используется верификация. Верификация — процедура проверки истинных знаний. Она предполагает, что сложные предложения нужно разделить на протокольные. Истинность протокольных предложений абсолютно несомненна, так как соответствует наблюдаемой действительности. Форма протокольного предложения выглядит так: «NN наблюдал такой-то и такой-то объект в такое-то время и в таком-то месте». Сведение сложных предложений к протокольным называется редукцией. Таким образом, вся деятельность учёного сводится к проверке протокольных предложений и их обобщению. Концом логического позитивизма можно считать публикацию в 1950-х годах серии статей одного из бывших членов Венского кружка К.Гемпеля, в которых были отмечены принципиальные трудности и даже неясности, связанные с самим ключевым понятием осмысленности.
|