Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три аспекта бытия науки: наука как позн д-ть, как соц инст-т, как особая сфера к-ры.






В лит-ре сущ-ет более двухсот опр-ний н., раск-щих разл. ст-ны н-го пр-са. для обобщения разл. подходов к пон-ю сущности н. н/мо рассм-ть ее в единстве этих трёх аспектов. Наука как позн. Д. д— это целен-я акт-ть. Специфика н. д. закл. в том, что это когнитивная, т.е. позн. Д.Цель- получение нов. н-го зн-я. Чаще всего сч-ся, что целью н. явл-ся истинные знания, т.е. такие знания содержание кот. соот-ет действ-ти. В н.известны три осн. модели изобр-я пр-са н. познания(н. как познават. Д.): 1. эмпиризм, 2. теоретизм, 3. проблематизм. Эмпиризм (Ф. Бэкон) полагает, что н-е познание нач-ся с фиксации эмпирич. данных. Затем выдв-ся гипотеза и на её базе форм-ся теория. Т.о., пр-сс познания ос-ся как дв-е от единич. фактов к общ. полож-м. Теоретизм (Г. Лейбниц, Т. Кун) – исходн. пунктом н-го познания явл. к-то общ. идея. Затем, на базе этой общ. идеи, объяс-ся эмпирич. данные.Проблематизм (К. Поппер) – н.дв-ся от пр-мы к пр-ме. Н. пр-ма — это существен.в-с, ответ на кот.предполагает получение нов.инф-ции. Н. как соц. инст-т. В кач-ве особ. соц. инст-та н. форм-ся лишь в 17-18 вв. Соц. инст-ты предп-т наличие опред. орг-ций, формальн.стр-р. Именно в 17 в. появл. первые академии наук (в Р. — в 18 в.). Нач-т вых-ть спец.н-е журналы. Функцион-ние н. в кач-е соц. инст-та предп-ет также наличие специфич. моральн.норм. Сов-ть этих морал. норм сост-ет этос науки. Согласно учению Р. Мертона, этос н. вкл-т в себя след. осн. ценности (нормы): 1. Универсализм озн-ет объективн. Х-р н-го познания. Н-е зн-е д/о соотв-вать наблюд-ям и ранее удостоверенным н-м зн-м. Универсализм предп-т демократич. и интернациональн. Х-р н. 2. Коллективизм - что плоды н. прин-т вс.общ-ву. Н. явл-ся рез-том коллективн.творч-ва. 3. Бескорыстность - что гл. целью д-ти уч-х явл. служение истине. 4. Организован. скептицизм - что профессион. обяз-тью уч-го явл-ся обяз-сть критиковать н-ные взгляды св. коллег. Истинный уч-й по св. натуре скептик. Н. как особ. сф.к. К.— это все рукотворное, всё, что создано умом и трудом ч-ка. Она - на две части: 1. материальн.к.; 2. дух. к. Н. явл. областью дух. к., кот. св-на с функционированием и разв-ем идей и ценностей. Выд-ся 4 осн.сф. дух. к.: 1. мораль; 2. иск-во; 3. религия; 4. н. Мораль - стремление к добру; искусство – стр-ние к красоте, гармонии; религия –стр-ние к сверхъестественному; н. –стр-ние к истине. Н. как сф. К. взаимод-ет со вс. Др. сф-ми к. Она соприкас-ся с искусством, моралью, ффией, религией. Бол. значение для поним-я специфики н. как ф/мы к. имеет идея К. Поппера о трёх мирах: 1й мир — это реальность, сущ-щая объективно (природа и общество). 2й мир — это состояния чел-го созн-я (мысли, чувства, настроения, интересы и т.д.).3й мир — это мир объективного сод-ния мышл-я. В него вх-т н-е идеи, худож-е произв-я, моральн., религиозн., эстетич. ценности. 3й мир явл. продуктом чел.Д. Но в то же время третий мир относ-но автономен и независим от ч-ка. Рез-ты д. ч-ка нач-т вести самост. жизнь. С н-ми теориями происходит то же, что и с наш. детьми. Они стан-ся в знач. степени независимыми от св. род-лей. 3й мир возм/н тол. на базе сущ-ния языка. Н-е идеи облекаются языковыми ф/ми. 3й мир — это в знач. степени лингвистический мир. 3й мир сп-н к бесконеч. прогрессу, т.к. ч-к с пом. языка пост-но творит нов.идеи, понятия, ценности.

2. Классический позитивизм:

Позитиви́ зм — ффское уч-е и направление в методологии н., опред-щее единствен. источником истинного, действит-го знания эмпирические иссле-ния и отрицающее познават. ценность ффского иссл-ния.

Основоположник- франц. Фф Огюст Конт (1830-е гг.). В программной кн.«Дух позитивной философии» (1844) Конт предст-т чел-во как растущий организм, проход-й в св. р-тии три стадии: детства, юношества и зрелости. Осн. пол-ния. Позитивисты объед-ли логич. и эмпирич. м-ды в единый н-ный м-д., обеспечивающего надежным и достоверн. зн-м законом-тей природы, сущность кот., была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали н-ное миропонимание в осн-м посредством двух опред-щих моментов.. Во-1х, оно явл. эмпиристским и позитивистским: сущ-т тол. опытное познание, кот. осн-ся на том, что нам непосредственно дано. Тем самым уст-ется граница для содержания легитимной н. Во-2х, для н-го миропонимания хар-но применение опред. м-да, а именно метода логич. ан-за».Осн.цель поз-зма — получение объект-го знания.

Отлич. черты поз-зма: Ффия как метафизика – это не н.; Н.содержит позитивн.зн-я – осн-на на фактах; Ффия м/т стать н., если она осн-на на фактах. Такова позиция О. Конта и поз-зма в целом. О. Конт - что позитивист. ффия – это сам.истин. ффия н. 2й этап поз-зма: махизм (от фамилии одного из вед. предст-лей: Мах) или эмпириокритицизм (критика опыта). Поз-м – ффская ориентация, отриц-я познав. роль ффии и вообще всех метанаучных ф/м отражения мира, - в 30-ые годы 19 века на почве: эмпиризма, утверждаемого Бэконом и рационализма, восход-го к Декарту.и оф-сь как с-ма и пол-ла шир. распр-ние в ффии и среди уч-х. Основатель Огюст Конт (1798-1857), отриц. познав.роль метафизики вообще и рассм-щий историю познания как пр-сс перехода от теологич. к метафизич-му, а затем к позитив. зн-ю, кот. и сост-т реальн. предел позн-я вообще. Первый позитивизм (первая половина 19 века): Они рассматривали науку с элитарной точки зрения. В то время наука во Франции быстро развивалась. Основные задачи науки (Конт): знать, чтобы предвидеть. Главная цель науки – предвидеть будущее. Предвидеть можно только с помощью математики (точных вычислений), тогда был акцент на математику.

3. Эмпириокритицизм:

Термин, введенный Р. Авенариусом, буквально означает критику опыта. Опыт — это данность мира познаю­щему субъекту, зафиксированная в его созна­нии с помощью утверждений, высказываний. Понять особенности понимания опыта может так называемая " принципиальная координа­ция": нет объекта без субъекта, как нет и субъ­екта без объекта. Элементы опыта как един­ства " Я" и " среды" нейтральны, то есть в зави­симости от точки зрения они могут рассматри­ваться и как " физические", и как " психиче­ские". Индивид с его нервной системой и ок­ружающая среда образуют реальное единство опыта. 1) в узком смысле — совокупность философских воззрений австрийского физика и философа Э. Маха; 2) в широком смысле — субъективно-идеалистическое направление в философии и методологии науки, разработан­ное в начале 20в в работах Э. Маха, Р. Авена­риуса (Швейцария) и их учеников, а также в работах К. Пирсона (Великобритания) и П. Дюгема (Франция). Отличия от классического позитивизма: В общем, эмпириокритики наследовали анти­метафизическую установку позити­визма Конта, Спенсера и Милля (почему это философское учение часто называют также " вторым позитивизмом"), внеся в нее, однако, весьма существенные коррективы. Если " пер­вый позитивизм", расценивая традиционные философские онтологии, с их претензией на роль учения о глубинных основах мироздания, как досадную ошибку, предлагал просто-на­просто отбросить всякую " метафизику" с пути научного познания и заменить ее совокупно­стью наиболее важных достижений конкрет­ных, " позитивных" наук (" физикой" в широком смысле слова), то " второй позитивизм" попы­тался радикально и навсегда избавить науку от опасности любых " метафизических болезней". В своей работе представители " второго пози­тивизма" стремились опереться на достижения тогда еще весьма молодой и столь же претен­циозной " положительной" науки о человече­ском сознании, психологии. На стадии ма­хизма позитивизм ставит в центр внимания такие проблемы, которые приверженцы и про­должатели контовского учения считали слиш­ком «метафизическими»: природа познания, опыта, проблема субъекта и объекта, характер категорий «вещь», «субстанция», природа основных «элементов»действительности, взаимоотношение физического и психического и т. д.

4. Логический позитивизм:

Идейным ядром логического позитивизма (неопозити­визма) стала группа философов и учёных, сформированная и организованная профессо­ром Морицом Шликом в 1922 («Венский кру­жок»).

Начальное влияние на развитие раннего логи­ческого позитивизма оказали философы науки Эрнст Мах и Людвиг Витгенштейн, рассуждая о метафи­зике, единстве науки и интерпретации теоре­тических терминов в науке. Также Мах выдви­нул доктрины редукционизма и феномена­лизма. Витгштейн в своем трак­тате подчеркнул основные положения логи­ческого позитивизма: 1. язык есть граница мышления (то есть они совпадают). 2. есть только один мир, мир фактов и событий. Они описываются различными естественными науками. 3. предложение — картина мира, так как имеет с миром одну и ту же логическую форму. «Если бы мир был нелогичным, его нельзя было бы представить в форме предло­жения» 4. сложные предложения состоят из элементарных, которые непосредственно соот­носятся с фактами; 5. высшее невыразимо (то есть этику, эстетику, религию нельзя познавать фактами). «Одно из самых сильных влияний на развитие логического позитивизма оказал немецкий философ Рудольф Карнап, один из наиболее значимых представителей «Венского кружка». Карнап доказывает, что в различных областях естественных и социальных наук используется один общий метод проверки гипотез и теорий, а понятия, используемые в этих областях, мо­гут быть сведены, с помощью особых «пред­ложений сведения» (операциональных опреде­лений и постулатов значения), к одному об­щему базису — понятиям, которые мы упот­ребляем для описания знакомого всем физиче­ского мира, нас окружающего (т. н. физика­лизм). Важным результатом Карнапа в анализе соотношения теории и опыта является строго формализованная количественная теория логи­ческой вероятности, то есть степени индуктив­ного, или вероятностного, подтверждения теории. Для доказания научности теорий используется верификация. Верификация — процедура про­верки истинных знаний. Она предполагает, что сложные предложения нужно разделить на протокольные. Истинность протокольных предложений абсолютно несомненна, так как соответствует наблюдаемой действительности. Форма протокольного предложения выглядит так: «NN наблюдал такой-то и такой-то объект в такое-то время и в таком-то месте». Сведение сложных предложений к протокольным назы­вается редукцией. Таким образом, вся деятель­ность учёного сводится к проверке протоколь­ных предложений и их обобщению.

Концом логического позитивизма можно счи­тать публикацию в 1950-х годах серии статей одного из бывших членов Венского кружка К.Гемпеля, в которых были отмечены принци­пиальные трудности и даже неясности, связан­ные с самим ключевым понятием осмысленно­сти.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал