![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия как интегральная форма научных знаний.
Многие выдающиеся философы считали философию наукой о науке. Ее называли наукоучением, метанаукой (наукой о науке), а в западной традиции – эпистемологией (учением о знании) или философией науки. Философия – фундаментальное основание теоретической науки. Философия науки – это область, лежащая на границе философии и конкретного научного (математического, естественнонаучного, гуманитарного, социального, технического) знания. Это область, где интересы двух областей человеческого познания «перекрещиваются», где становится очевидным, что всеобщее, составляющее предмет философского познания, существует не в чистом, «выкристаллизованном» виде, а в неразрывном единстве с особенным и конкретным, т. е. предметом научного познания. Нельзя понять в полной мере всеобщее в отрыве от особенного и конкретного. И наоборот, нельзя по-настоящему понять конкретное, если не рассматривать его в единстве с особенным и всеобщим. Как известно, существуют различные науки: математика, естествознание, гуманитарные, социальные и технические науки. Количество и уровень знания в любой научной дисциплине непрерывно изменяются в ходе ее исторического развития благодаря как творческим усилиям людей, занятых в науке, так и достаточно тесной взаимосвязи с состоянием культуры и общественной жизни в целом. Изменения особенно заметны в современной науке с присущими ей тенденциями дифференциации и специализации знаний. Поэтому возникает потребность философского осмысления особенностей научного познания как в науке в целом, так и в отдельных научных дисциплинах. Так что вместе с изменениями научного знания происходят изменения и в философии науки. Уже на протяжении XX в. складывались специализированные области знания в философии науки. Например, можно отметить существование философии математики, или исследований в области философских вопросов математики, философии физики (философских вопросов физики), философии биологии (философских вопросов биологии) и т. д. Равным образом философское осмысление материала гуманитарных и социальных наук приводит к появлению, например, философской антропологии, или исследований в области философских вопросов дисциплин антропологического цикла, философии языка (философские вопросы языкознания), философии истории (философские вопросы исторической науки) и т. д. При всей специфичности технических наук, обусловленной их взаимосвязями с самой техникой и инженерно‑ техническим творчеством, философское осмысление их материала тоже порождает вполне особенную область философии технических наук, среди которых в настоящее время интенсивно развивается философия информатики. Разумеется, ни о каком «жестком водоразделе» здесь говорить нельзя: где, так сказать, заканчивается общая философия науки и начинаются философские вопросы конкретных наук? Во всяком случае, в настоящее время существует огромное количество содержательных философских положений, уместных при осмыслении материала любой науки.
42. Этапы развития социально-гуманитарных наук:
Формирование социально-гуманитарных наук: Эти науки в своем развитии прошли ряд этапов: классический, неклассический, постнеклассический. Классический этап в развитии социально-гуманитарного знания начинается с XVI века по вторую половину XIX века. Этому этапу характерно то, что развитие механики и математики создало эталон научного знания, идеал, к которому стали стремиться гуманитарные науки. Позиция эта в науке называется натурализм. Суть его в том, что природные закономерности принимаются за универсальный принцип объяснения всех явлений, происходящих в обществе и связанных с человеческим бытием. Все это породило принципы жесткой причинно-следственной связи и количественной оценки в изучении духовных явлений и всего социума, стремление к созданию единственно верной науки о природе, человеке и обществе. Неклассический этап (XIX - начало XX века), характеризуется тем, что в социально-гуманитарных науках происходит переход от натурализма к антинатурализму. В науках об обществе стала доминировать направленность знания на изучение жизни людей, а не жизни природы.Социально-гуманитарные науки на этом этапе используют новые методы исследования, которых не было на этапе классики. Это, прежде всего, философский и герменевтический методы, которые способны прояснить индивидуально-личностные, неформализуемые, интуитивно выражаемые стороны социального. Понимать, иметь здравый смысл иногда важнее, чем знать. Естествоиспытатель знает, а философ - понимает. Постнеклассический этап в обществознании приходится на 50-70 гг. ХХ века, который в литературе называют постмодернизмом. Этот этап связан с именами известных западных ученых (Р.Барт, Ж.Батай, Ж.Делез, Ж.Доррида, Ж.Лиотар, М.Фуко и др.). Главными чертами постнеклассического социально-гуманитарного знания явились: идея ценности хаоса и беспорядочного мира; мир теряет свой стержень, теряет свой смысл, теряет порядок и разумность; новое понимание свободы как свободы от всяких норм и традиций в жизни общества; деконструкция всех философских оснований и введение в культуру некую гибридность, метафоричность, эклектизм, неопределенность и т.п., создание «философии сингулярности», «философии желания».однако главная идея постнеклассики - деконструкция не привела к созданию новых позитивных идей и выродилась в разрушение различных систем и структур ради самого разрушения. Сегодня постнеклассика в развитии социально-гуманитарного знания себя практически исчерпала 43. Социально-гуманитарные науки как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение. Российский контекст применения социального знания: Предыстория возникновения и развития социально-гуманитарного знания: Вербальные формы знания об окружающем мире; Знания, аккумулированные в мифах, в религиозных верованиях, магии, фольклоре, обрядах, обычаях, мистериях, здравом смысле СГЗ участвует в формировании социума и наполняет собой его культуру: Впервые в чистом виде выделены Аристотелем – в дальнейшем развивается в качестве учебных дисциплин и теософии-философии, Институционализация СГЗ в 18-19вв.История сгз: В первой пол. XIX в. конституциировалась объектно-предметная область СГЗ, лоистая по своей конституции, что и определило структуру наук, а именно выделение социальных наук (экономика, политология, социология, юриспруденция и т. д.) и гуманитарных (филология, история, культурология, философия и др.), имеющих различие в предмете, методе и функциях. Предметом социальных наук стало общество, законы его развития, общественные отношения и пр.Предметом гуманитарных наук стала внутренняя духовная жизнь человека, ее глубинные смыслы.Как отражение запада: Социальные науки отвечали уровню западной рациональности и служили целям западной модернизации: в концептуально-мировоззренческом смысле (источники легитимности социального развития), в социально-технологическом (обеспечение функционирования социальной системы). Распространение наук и их развитие в других странах стало частью усвоения западного опыта или процесса модернизации в целом. Российский контекст применения социального знания Социально-гуманитарные науки являются феноменом, зародившимся на Западе, так как, во-первых, наука вообще возникла в техногенных цивилизациях, во-вторых, именно техногенные общества больше всего нуждались в разработках рекомендаций по реформированию данных обществ. С вовлечением традиционных обществ Востока в общие мировые процессы социально-гуманитарные науки приобрели общечеловеческое значение. Большим значением они стали обладать и в России, так как именно в России в последнее время происходили масштабные общественные преобразования. Характерным для России является постоянная смена парадигм социально-гуманитарных наук: например, в конце 20 – начале 21 веков многие российские обществоведы перешли от идеи приоритета общества над человеком к идее о приоритете человека над обществом, от материалистической теории общества – к идеалистической, от конфликтной теории общества – к солидаристской. В 20 – начале 21 веков социально-гуманитарные науки продолжают развиваться, они уточняют свой предмет исследования, более точно определяют цели по отношению к общественной практике, активнее применяют методы математики и компьютерного моделирования, конвергируются с естественно-техническими науками. 44. Сходства и различия наук о природе и наук об обществе. Современные трактовки проблемы: В настоящее время существует несколько тысяч различных наук, каждая из которых имеет свой предмет и свое особое содержание. Вошло в традицию разделять науки на естественные, изучающие природу, и общественные (или социально-гуманитарные), изучающие общество. Однако четко и однозначно провести грань между естественными и общественными науками сложно. Есть немало наук, занимающих пограничное, промежуточное положение между естественными и общественными науками. Например, география включает в себя изучение и природы (физическая география), и общества (экономическая география). На стыке естественных и общественных наук находится экология, изучающая взаимодействие общества и природы. Кроме этого, естественные и общественные науки не охватывают всего множества наук. Существуют науки, которые не являются ни естественными, ни общественными. Сюда относится комплекс технических наук, а также логика и математика.
|