Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальное и культурно-историческое время.Социальное время – категория общественного бытия, фиксирующая способ коллективного переживания истории. Календарное время Течет равномерно, ритмично и непрерывно Не зависит от людей Измеряется в секундах, днях, годах Социальное время Прерывисто, относительно, возможно движение вспять Носит субъективный характер Измеряется в эпохах Соц и гум науки ориентированы во времени. Описание времени в соц-гум знании существенно отличается от представлений о времени в естествознании. Различие состоит в том, что развитие знания в науке о духе и культуре имеют в качестве неявной и базовой предпосылки некоторую КМ, включающую естественно-научные представления о времени. Не обращаясь к ним напрямую и не всегда осознавая их неявное присутствие, гуманитарии создают тексты на основе этих предпосылок. В текстах проявляются и формируются и проявляются представления о времени (соц-историческое время). Рассмотрение проблемы времени в гум знании опирается на концепцию Канта об априорности (доопытности) времени, укорененной в культуре и наследуемой. Кант ставит проблему и субъективного времени, длительности внутренних человеческих состояний. Большой вклад в развитие концепта времени внес Бергсон. Время, по Бергсону, это не априорная форма внутреннего созерцания, а непосредственный факт сознания, постигаемый внутренним опытом. Как длительность время предстает неделимым и целостным. Бергсон считает, что время соц, чел, духовного существования – иная реальность, исследуемая и описываемая другими методами нежели физическая реальность. Мертон и Сорокин различают астрономическое и социальное время. В естествознании время связано с пространством и движением, с понятием казуальности, делится на четко ограниченные отрезки. В соц-гум науках время носит исторический характер, связано с внутренним смыслом и памятью, кот служит ориентации в наст и буд. В культ-историч времени ничто не ограничивается и не обособляется, прошлое и будущее одновременно проникнуты друг другом, настоящее всегда включает в себя прошлое и будущее. Социальное время – коллективное перцептуальное время, универсалия культуры, содержание которого лежит в основе концептуального времени.Интерес к теме социального времени связан с культурно-феноменологическим контекстом и продиктован актуальностью этой проблемы в современном российском обществе. Социальное время является внутренним временем общественной жизни – качественная оценка пути, пройденного человечеством, мера изменчивости общественного производства, исторически возникающие преобразования в жизни людей. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными. Родоплеменные общества и пришедшие им на смену первые цивилизации древнего мира на протяжении многих столетий воспроизводили определенный уклад совместной жизни. Социальное время в этих обществах носило квазициклический характер, ориентиром общественной практики служило повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого, которые выступали в форме традиций. Линейно направленное историческое время проявляется наиболее отчетливо в обществе Нового времени, характеризующееся ускорением развития всей системы социальных процессов. Еще в большей мере этот ускорение свойственно современной эпохе. М.М.Бахтин анализ современной цивилизации: пространственно-временные характеристики, отражающие глубокую взаимосвязь культуры и соответствующего «месторазвития» или ландшафта, которые задают пределы вариативности временных ритмов. Каждая локальная цивилизация – хранитель времени, которое отражает соответствующую данной цивилизации историю, связывающую прошлое, настоящее и будущее, а также «вечные» ценности. Хронотопы – общественная взаимосвязь временных и пространственных отношений. Хронотропы концентрируют различные временные реальности: время человеческой жизни, историческое время. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и изменяется временем. Цивилизация хранит время, создавая надчеловеческое, надэтническое, надлокальное измерение времени, выраженное в богатой традиции и характерных представлениях об историческом пространстве и оказывающее значительное влияние и на повседневную жизнь (системы восприятия и отсчета времени, представления о неподвластных времени «вечных» ценностях, образах и смыслах ).Сложное взаимодействие любой цивилизации со своей пространственной средой определяет специфику протекания культуры времени. В различных культурах существуют свои, специфические варианты осмысления времени. В различных культурах и цивилизациях люди ведут отсчет времени сообразно собственным потребностям.Скорость протекания социального времени определяется его насыщенностью социально значимыми историческими событиями. Социальное время характеризуется не только неравномерностью протекания, но и многоуровневой структурой: время (определяющее историю происхождения рода человеческого, образования наций, государств), время развития культур и цивилизаций, время индивидуального бытия человека. Пространство и время представляют собой формы, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних должны определять их основные свойства. В этом отношении диалектика нацеливала науку на поиски зависимости между определенными свойствами пространства и времени и сопутствующими материальными процессами, которые их определяют. Кроме того, наличие у пространства и времени единого содержания — движущейся материи — указывает и на взаимосвязь между самим пространством и временем, на невозможность их существования абсолютно независимо друг от друга.В начале XX в. была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциальной концепции. Теорию относительности можно рассматривать как концепцию, нацеленную на раскрытие диалектических связей в природе. Теория относительности включает в себя две генетически связанные теории: специальную теорию (СТО), основные идеи которой были сформулированы А.Эйнштейном в 1905 г., и общую теорию (ОТО), работу над которой А. Эйнштейн закончил в 1916 г. СТО в озникла как результат попыток А. Эйнштейна распространить действие физического принципа относительности, известного еще со времен Галилея, на законы электродинамики, которые рассматривались как противоречащие последнему. А. Эйнштейн справился с этой задачей, но цена, которую он был вынужден заплатить за обобщение принципа физической относительности и распространение его на все законы физики, заключалась в пересмотре ньютоновских пространственно-временных представлений. СТО показала, что многие пространственно-временные свойства, считавшиеся до сих пор неизменными, абсолютными, фактически являются релятивными. Так, в СТО утратили свой абсолютный характер такие пространственно-временные характеристики, как длина, временной интервал, понятие одновременности. Все эти характеристики оказываются зависящими от взаимного движения материальных объектов. Характерным специфическим свойством времени является его необратимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое. Время течет от прошлого через настоящее к будущему, и обратное течение его невозможно. Необратимость времени связана с необратимостью протекания фундаментальных материальных процессов. Наиболее широкое распространение получила причинная концепция времени; ее сторонники считают, что при обратном течении времени причинная связь оказывалась бы невозможной. Специфично проявление времени и пространства в микромире, живой природе, в социальной действительности, в связи с чем специально анализируется биологическое время, психологическое время, социальное пространство-время и другие виды времени и пространств. Для философского осмысления трудным и интересным оказывается вопрос от соотношении времени и вечности. Касаясь этого вопроса, Н.А. Бердяев отмечал следующее. Время разбивается на прошлое, настоящее и будущее, и если мы подумаем об этих трех частях, то придем к странному выводу о том, что их нет. Настоящее есть лишь какое-то бесконечно мало продолжающееся мгновение, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет, но которое само по себе представляет некую отвлеченную точку, не обладающую реальностью. Прошлое призрачно потому, что его уже нет. Будущее призрачно потому, что его еще нет. Нить во времени разорвана на три части, нет реального времени. Это поедание одной части времени другой приводит к какому-то исчезновению всякой реальности и всякого бытия во времени. Данная страница нарушает авторские права? |