Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В-14. Институт конституционного надзора (контроля) (общая характеристика).
Конституционный контроль – это обеспечение соответствия нормативных актов, принимаемых в государстве, Конституции. Институт конституционного надзора – это установленный в большинстве стран мира порядок, когда проводится правовая экспертиза (оценка) соответствия текущего законодательства нормам конституции. Конституционный контроль возможен только там, где действует писаное право (писаные конституции в том числе), положения которой обладают более высокой юридической силой по сравнению с любыми национальными и местными правовыми положениями. Объекты конституционного контроля. 1)обыкновенные законы, 2)внутригосударственные договоры, 3)акты исполнительной власти, 4)соответствие национальных законов международным договорам, 5)проекты международных договоров или подписанные международные договоры до их вступления в силу, 6)расхождения между действующим международным договором и конституцией, 7)акты и действия общественных объединений, на которых государство возложило определенные властные функции, 8)создание и деятельность политических, общественных объединений и прежде всего политических партий.
Системы конституционного надзора. Первый вид – осуществление конституционного надзора судами общей юрисдикции. Эту систему называют американской системой конституционного надзора, или децентрализованной системой. По этой системе любой суд, практически, начиная с низшей инстанции, при рассмотрении конкретного уголовного или гражданского дела может высказать свое мнение не только по сущности этого дела, но и по конституционности или неконституционности того законодательного акта, на который ссылаются стороны по делу. Но, поскольку, суды имеют иерархию судебных органов, то, как правило, после вынесения решения нижестоящим судом, у сторон по делу есть возможность оспорить решение в вышестоящем суде, т.е. обратиться либо с кассационной, либо с апелляционной жалобой. Поэтому, в конечном счете, при конституционном надзоре общими судами, как правило, в абсолютном большинстве случаев, окончательное решение выносит суд, занимающий высшее место в системе судов. Обычно это верховный суд страны, решения которого по вопросу о конституционности закона обязательны для всех судов. Неконституционный закон лишается судебной защиты: формально действуя, он утрачивает юридическую силу. Второй видконституционного надзора – европейская модель (централизованная), при которой создаются специальные судебные органы (суды специальной компетенции) - это конституционные суды (Конституционный Суд Республики Беларусь). Конституционные суды не рассматривают ни уголовных, ни гражданских дел, и были созданы потому, что для оценки законодательства требуются специальные знания, которых иногда не хватало специалистам в области гражданского и уголовного законодательства. Для конституционных судов «надзорная» функция является единственной и основной. Третий вид конституционного надзора – это надзор, осуществляемый несудебными органами, то есть, специальными органами, которые не называются судами. Классическим примером такого органа является Конституционный совет Франции. В Советском Союзе был создан Комитет конституционного надзора. Главной задачей несудебных органов конституционного надзора является проведение экспертизы законодательства. Получив обращение, они могут рассмотреть это дело «за закрытыми дверями», а потом объявить свое решение. Несудебные органы особых процедур, присущих судам, могут не соблюдать. Несудебные органы рассматривают свои дела в упрощенном порядке.
|