![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В-15. Формы правления.
Форма правления – это организация государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их образования и взаимодействие между собой и населением. Таким образом, форма правления показывает: 1. структуру высших органов государства; 2. как создаются данные органы; 3. какие принципы лежат в основе взаимодействия между высшими органами государственной власти; 4. как строятся отношения между данными органами государственной власти с населением. Истории известны две формы правления - Монархия и Республика. Различие между ними заключается в статусе главы государства. Монархия – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит одному лицу. В различных странах он называется по-разному – князь, король, царь, султан, шах, шейх и т.д. Монарх занимает свой пост, как правило, по наследству, и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, ее органа или населения (избирателей). Порядок престолонаследия закрепляется в Конституции либо в текущих Законах и дополняется правовыми обычаями. Народ подчиняется монарху, как субъекту власти. Монарх осуществляет свои полномочия пожизненно. Существуют две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Абсолютная монархия характеризуется сосредоточием всей власти в руках монарха. При конституционной монархии власть монарха в той или иной мере ограничена конституцией государства или деятельностью парламента. Республика отличается от монархии тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Таким образом, Республика – это форма правления, при которой граждане являются источником власти. Существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная (полупрезидентская). Для всех видов характерно наличие Главы государства, Президента. Кандидат должен быть уроженцем государства. Избирается путем голосования гражданами-избирателями, голосования выборщиков, либо может быть избран специальной избирательной коллегией. Переизбрание на следующий срок ничем не ограничено. В президентской республике президент является главой государства и правительства, он избирается либо непосредственно народом, либо коллегией выборщиков. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. В президентской республике парламент не может отправить в отставку правительство, а президент — распустить парламент. В парламентарной республике центральное место принадлежит парламенту, который формирует правительство. Правительство, в свою очередь, несет ответственность перед парламентом. Президент также избирается парламентом, выполняет роль главы государства, а его обязанности ограничиваются представительскими функциями. В смешанной (полупрезидентской) республике президент и парламент избираются народом. Это форма правления, в наличии которой черты и парламентской, и президентской республик. Главой государства здесь является президент, он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Характерной чертой смешанной республики является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. Форма правления каждой конкретной страны определяется, прежде всего, конституционным статусом главы государства, порядком замещения этого поста, объемом его полномочий, системой взаимоотношений с органами законодательной и исполнительной власти. Особенность определения формы правления в Республике Беларусь проявляется в двух смыслах: политический и юридический. В политическом смысле Республику Беларусь следует рассматривать как президентскую республику. Статья 79 Конституции Республики Беларусь определяет Президента как Главу государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, который олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет страну в международной сфере, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними. Не входя ни в одну из ветвей власти, Президент наделен весьма широким кругом полномочий в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти. Ни один другой государственный орган в нашей стране не обладает полномочиями, сопоставимыми по своей значимости с полномочиями Главы государства. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что глава Конституции, посвященная Президенту, располагается ранее глав, посвященных другим органам государственной власти. Все это определяет Главу государства как наиболее значимого субъекта государственно-властных отношений, и позволяет сделать вывод о президентской форме правления.
В юридическом смысле Республику Беларусь следует определять как смешанную республику. Критерии классификации форм правления, к которым относятся порядок избрания Президента, его место среди ветвей власти, статус и способ формирования правительства, наличие либо отсутствие ответственности правительства перед парламентом, наличие либо отсутствие у главы государства права досрочного роспуска парламента и некоторые другие, Республику Беларусь не позволяют определить как президентскую республику. Так, Президент Республики Беларусь не входит ни в одну из ветвей власти, ему посвящена отдельная глава в Конституции. В то время как в президентской республике президент одновременно является главой исполнительной власти. В Беларуси существует Правительство как самостоятельный орган власти, которому также посвящена отдельная глава Основного Закона. Согласно части второй статьи 106 Конституции Республики Беларусь Правительство подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Президент Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией, вправе досрочно распустить одну или обе палаты Парламента. С другой стороны Палата представителей вправе выразить вотум недоверия Правительству. Таким образом, по всем основным критериям классификации Республика Беларусь является полупрезидентской (смешанной) республикой. Полномочия президента в полупрезидентских республиках весьма обширны, ему принадлежит ведущая роль в управлении страной. Наряду с этим президент при такой форме правления не только осуществляет конкретные управленческие функции, но и олицетворяет государственную власть в целом. Таким образом, глава государства в полупрезидентской республике, как правило, является более влиятельной фигурой, чем в президентской, в которой он возглавляет лишь одну из ветвей власти, а именно власть исполнительную. Таким образом, в Республике Беларусь сложилась одна из разновидностей смешанной формы правления, характеризующаяся ведущим положением Главы государства в системе органов государственной власти
|