Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новые медждународные форматы сотрудничества. Межрегиональная система БРИКС.






В мире после депрессии происходит перераспределение сил и влияния в пользу развивающихся стран, в том числе стран БРИКС, что приведет мир к подъему и новым экономическим трансформациям. Особое место среди государств с быстроразвивающимися рынками занимают страны БРИКС, которые выступают против сложившегося миропорядка.

как и с чего начинался БРИКС. Термин-акроним «БРИК» был предложен Goldman Sachs в 2001 г. в документе Building Better Global Economic BRICs, Global Economics Paper, № 66, автором которого является лично Джим О'Нилл, руководивший на тот момент отделом глобальных экономических исследований компании. Следует отметить, что сначала были объединены четыре страны - Бразилия, Россия, Индия и Китай, однако в 2010 г. к данной группе стран присоединилась Южно-Африканская Республика, в связи с чем появился термин БРИКС.

С 2001 по 2003 г. акроним не привлекал серьезного внимания ни журналистов, ни экспертов, ни тем более инвесторов, он оставался просто удобным сокращением. С 2003 г. начинается процесс формирования дискурсов вокруг концепта БРИК как среди экономистов из стран-участниц блока, так из других государств. Анализ этих дискурсов показывает, что позиции политического руководства стран-участниц, а также позиции экономистов и экспертных сообществ можно ти-пологизировать как позиции «БРИК-энтузиастов» и «БРИК-скептиков». Следует в первую очередь отметить, что экономистов и аналитиков Goldman Sachs относят к «энтузиастам».

В 2003 г. Goldman Sachs опубликовал документ Dreaming With BRICs: The Path to 2050, Global Economics Paper, № 99. Основной идеей данного

исследования является прогноз об утрате странами «Большой семерки» экономического лидерства к 2050 г. В документе представляется концепция, согласно которой экономики или рынки стран БРИК продолжат свой бурный рост и станут играть еще более важную роль в глобальной экономике в самом ближайшем будущем.

По мнению Джима О'Нилла, самые быстрые темпы роста ВВП для БРИК будут наблюдаться в течение ближайших 30 лет, а потом рост замедлится. При этом наибольшим потенциалом в плане экономического роста обладает Индия, для которой в течение последующих 30 - 50 лет ежегодные темпы прироста ВВП составят около 5%. Это связано с тем, что Индия обладает самым молодым в возрастном отношении населением из всех четырх стран. Поэтому сокращение трудоспособного населения в Индии произойдет позже, чем в других странах БРИК.

Вступивший в острую фазу осенью 2008 г. мировой финансовый кризис и состоявшийся летом

2009 г. саммит стран БРИК в Екатеринбурге стали ключевыми моментами в радикальной трансформации структуры концепта БРИК. По-видимому, эти события стали основополагающими факторами трансформации «картин мира» и моделей будущего стран-участниц блока, что, естественно, нашло отражение и в существенной трансформации дискурса вокруг концепта БРИК.

Ключевым элементом произошедших изменений становится появление метафоры «хорошего кризиса», который трансформирует существовавший до этого «несправедливый» мировой экономический и политический порядок и представляет собой «шанс» для формирования нового глобального порядка, то есть для восстановления справедливости [1, с. 45].

Следует отметить, что феномен восхождения стран-гигантов исторически ненов. Достаточно сослаться на прецедент США. Исторический факт заключается в следующем: эффект восхождения одних сопровождается эффектом абсолютного либо относительного нисхождения других. В сложившейся ситуации мирового экономического кризиса в 2008 - 2011 гг. можно отметить относительное торможение экономического роста и технологического обновления в старых странах (США и другие страны «Большой семерки») на фоне опережающего развития экономик стран БРИКС. По прогнозам зарубежных и отечественных аналитиков (сделанным до кризиса 2008 г.), через три десятилетия по абсолютному объему ВВП в лидирующей семерке останутся только США и Япония.

В рамках этих рассуждений, по мнению автора, будет логично ответить на вопрос: «Почему в так называемых «старых» странах возобладала нисходящая тенденция, а в странах БРИКС - восходящая?». Во-первых, из-за перегрузки экономики непроизводительными расходами (особенно в случае США), в силу избыточной сатурации внутреннего рынка, из-за растущего разрыва между «виртуальной» и «реальной» экономикой, когда «виртуальная» плодит производные производных финансовых инструментов в отсутствие соответствующих институциональных регуляторов [3, с. 9]. Во-вторых, из-за расхождений между мотивациями действий политического руководства и мотивацией поведения бизнеса в условиях глобализации, приводящей к эмиграции производства и соответственно к утере рабочих мест. Еще одно обстоятельство - изменение структуры издержек производства, которое ведет к понижению уровня конкурентоспособности в центрах мировой экономики.

Причиной же восхождения, проявляющегося в странах БРИКС, является ранее упомянутое ключевое значение «критической массы» ресурсного обеспечения, а также структуры издержек производства, которая более благоприятна для высокой динамики экономического роста по сравнению со структурой, присущей традиционным полюсам [4, с. 73]. Несмотря на огромный потенциал, которым обладают страны БРИКС, следует отметить, что каждое из государств имеет как свои особые преимущества, так и слабые места. Очевидные слабые места в российском случае - неблагоприятная демографическая обстановка, малая плотность и низкое качество базовой инфраструктуры. В Китае, Индии и Бразилии - массовая бедность и отсталость в распространении образования.

Общий фон пяти стран - большая степень социальной дифференциации и территориальная диспропорциональность экономического развития. При высоком ресурсном обеспечении и в Китае, и в Индии ограничителем роста остается энергодефицитность экономики. Еще недавно тем же характеризовалась и ситуация в Бразилии. Но недавнее открытие в этой стране крупных месторождений нефти и газа обещает переход к ситуации энергоизбыточности [3, с. 9]. Конечно же, Россия превосходит остальные страны по обеспечению как энергетическим сырьем, так и многими другими природными ресурсами. Другое преимущество Российской Федерации, так же как и ЮАР, - это достаточно высокий уровень грамотности населения, а также развитие науки.

В Китае и Индии низкий уровень образованности компенсируется наращиванием численности специалистов высшей квалификации, что позволяет решать задачи кадрового обеспечения на перспективных направлениях экономического развития. Также Китай, Индия и Бразилия проявляют в последнее десятилетие способность к преодолению отставания в научно-технической области. Что касается военно-технической области, то здесь лидирующие позиции занимает Россия. К ней приближается Китай. Также догоняет эти страны Индия, которая де-факто становится ядерной державой. Бразилия, хотя и владеет полным циклом ядерной технологии, все-таки придерживается сдержанной позиции.

Если рассматривать страны БРИКС с точки зрения динамики экономического роста, то несомненным лидером уже в течение последних двух десятилетий будет Китай (7, 8-2012 г., 9, 2%-2011 г., 10, 4%-2010 г.) Менее высокие темпы роста, но превосходящие среднемировые демонстрируют Россия (3, 4% - 2012 г., 4, 3% - 2011 г., 4, 3% -2010 г.) и Индия (6, 5% - 2012 г., 6, 8% - 2011 г., 10, 1% - 2010 г.). На фоне показателей этих трех стран темпы экономического роста в Бразилии и ЮАР были наименьшими. В 2010 г. темпы роста Бразилии повысились до 7, 5%, однако в 2011 г. опять снизились до 2, 7%, в 2012 г. составили всего 1, 3%. В ЮАР темпы роста ВВП в 2011 г. составляют 3, 1%, в 2012 г.-2, 6% [9].

Немаловажным является и тот факт, что в условиях мирового кризиса торможение роста ВВП происходит во всех странах группы БРИКС, в Китае и Индии - практически вдвое. В России, не успевшей завершить до кризиса консолидацию своей хозяйственной системы, разбалансирован-ной в 1990-х гг. и не сумевшей предпринять стратегический разворот в сторону инновационной модели, также наблюдался заметный спад (темпы роста ВВП в 2009 г. составляли - 7, 8%) [9].

Также в группе БРИКС имеется ряд общих преимуществ, значение которых особенно возросло в условиях мирового экономического и финансового кризиса. Автор выделяет следующие наиболее важные преимущества: - многоотраслевой промышленный комплекс; - ключевая роль внутреннего рынка; - особо значимая, исторически обусловленная и направляющая роль государства.

Еще недавно считалось, что общей слабостью экономик стран БРИКС, препятствующей вхождению в круг мировых лидеров, являлось отсутствие мощных структур транснационального бизнеса, выросших на национальной почве. Но в последнее время данная ситуация меняется. Примерами тому являются компьютерный гигант Lenovo и финансовая группа CITIC (Китай), промышленная группа TATA Industries и нефтегазовая компания ONGC (Индия), горнодобывающая ТНК CVRD и нефтегазовая Petrobras (Бразилия). Гигант в сфере телекоммуникаций MTN Group и в розничной торговле Steinhoff International (ЮАР). В России можно выделить такие компании, как «Газпром», «Лукойл», «Русал», «Северсталь», ВымпелКом и «Норникель».

Несмотря на то что количество корпораций и банков из стран БРИКС в списке мировых гигантов еще пока невелико, их доля увеличивается с каждым годом. Западные аналитики с тревогой стали говорить, что темпы роста транснационалов из зоны БРИКС существенно превосходят темпы роста ТНК, базирующихся в старых центрах мировой экономики [3, с. 11]. Показательным фактом является то, что сфера деятельности этих корпораций не сосредоточена только на развивающихся рынках, а все больше распространяется на рынки развитых стран. Пошатнувшиеся в США, Канаде, Западной Европе активы скупаются китайскими, индийскими и бразильскими ТНК. Есть примеры подобных инвестиций и со стороны российских и южноафриканских компаний.

Страны БРИКС могут рассматриваться как эффективный механизм политической координации и экономического сотрудничества без жестко формализованной структуры. Данный механизм обеспечивает гибкость и динамизм деятельности группы в деле выработки общих позиций по наиболее важным международным вопросам - без ущерба для собственной повестки дня каждой страны и, принимая во внимание, что каждое государство по-разному представлено в различных международных организациях.

Институционализация взаимодействия, формирование консультационного механизма

исходили от разных отправных точек. На евроазиатском пространстве происходило сближение Китая и России, институционально реализовавшееся в рамках ШОС. Затем к процессу подключилась Индия, получив статус наблюдателя. Это благоприятствовало возникновению механизма постоянных политических консультаций в формате РИК (Россия - Индия - Китай) на уровне министров иностранных дел [5, с. 55].

С 2005 г. ежегодно проводятся встречи министров иностранных дел на Генассамблее ООН в формате БРИК (а с 2011 г., после присоединения ЮАР, в формате БРИКС). Решающим рубежом следует считать совещание министров иностранных дел Бразилии, России, Индии и Китая, проведенное в мае 2008 г. в Екатеринбурге. На нем было согласовано проведение скоординированной политики по ключевым глобальным проблемам. В конце 2008 г. в Бразилии прошла встреча министров финансов «четверки». А 16 июня 2009 г. прошел первый официальный саммит БРИК в Екатеринбурге. По итогам саммита главы государств группы БРИК приняли Совместное заявление, а также отдельный документ по глобальной продовольственной безопасности.

Второй саммит БРИК прошел в столице Бразилии - Бразилиа 15 апреля 2010 г. Среди региональных вопросов были иранская ядерная программа, ближневосточное урегулирование и ситуация на Гаити. По итогам консультаций лидеры БРИК приняли Совместное заявление, в котором отразили общее видение современного этапа мирового развития. Кроме того, в рамках саммита Внешэкономбанк, Банк развития Китая, Национальный банк социально-экономического развития Бразилии и Экспортно-импортный банк Индии подписали Меморандум о сотрудничестве. В документе идет речь о взаимодействии уполномоченных государственных финансовых инструментов стран-членов БРИК по вопросам финансирования проектов, в том числе в сфере высоких технологий, инноваций, энергосбережения. Меморандум стал первым практическим документом в формате БРИК, ориентированным на создание инфраструктуры финансового обеспечения многостороннего торгово-экономического и инновационного сотрудничества четырех стран.

14 - 16 апреля 2011 г. в Китае прошел первый саммит в формате «пятерки» - с участием ЮАР. Из итогов саммита необходимо в первую очередь выделить следующее. На встрече в Санье лидеры БРИКС определили место этого форума в современной международной системе, сформулировали принципы его функционирования. «БРИКС служит одной из главных платформ диалога и сотрудничества в сферах экономики финансов и развития.

Основной акцент в своей деятельности на данном этапе БРИКС делает на финансово-экономических вопросах, входящих в компетенцию «Группы двадцати». Это вполне обоснованно. Во-первых, в данной сфере у всех стран БРИКС сложилась общность интересов стратегического характера. Партнеры по форуму выступают за глубокую реформу финансово-экономической архитектуры, за ее приведение в соответствие с новыми реалиями мировой экономики, в которой появились и успешно развиваются сразу несколько новых центров силы. Образно говоря, БРИКС - это альянс реформаторов международных финансово-экономических отношений. Указанный мощный коренной интерес служит мощным стимулом к долговременному сотрудничеству государств, расположенных на четырех континентах и имеющих разную историю.

Во-вторых, как показали события глобального финансово-экономического кризиса, от «конструкции» мировой финансово-экономической системы в огромной мере зависит уже не только международная экономическая безопасность, но и международная безопасность в широком смысле слова. Сохранение архаичной системы, которая не смогла ни предвидеть кризис, ни предпринять эффективные меры для его предотвращения или хотя бы локализации, просто рискованно. Ведь мировое сообщество не может позволить себе второго глобального кризиса схожих масштабов, особенно с учетом того, что социальные и экономические последствия кризисных событий 2008 -2009 гг. еще не ликвидированы полностью, а их глубинные причины не устранены [7, с. 32].

Помимо расширения географического охвата происходит расширение поднимаемых проблем в рамках форума. Если раньше на первый план выходили экономические вопросы, теперь в повестке дня стали выделяться и международные вопросы, например поддержка Японии, пострадавшей после землетрясения и угрожающей региону ядерным заражением.

В настоящее время основная роль в резервных активах современной валютно-финансовой системы принадлежит американскому доллару. В странах БРИКС, ставших крупнейшими держателями международных резервов (42% мировых резервов и 62% резервов развивающихся стран), преобладающая часть валютных резервов содержится в долларах (58%). Соответственно повышение спроса на долларовые активы по мере роста мировой экономики (в частности, в секторе БРИКС) приводит к избыточному накоплению задолженности США и увеличивает мировые дисбалансы. Это ставит под сомнение устойчивость существующей системы в долгосрочном плане. Таким образом, увеличение использования других валют в качестве резервных активов и сокращение доли доллара США должны послужить ключевыми ориентирами в деле реформирования мировой финансовой архитектуры.

Теоретически юань может стать мировой резервной валютой на горизонте 10 - 15 лет. Но для этого потребуется более энергичное формирование зарубежных рынков юаня. До сих пор они складывались в основном в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Россия, Бразилия и Ин-дия уже начали создавать условия для создания крупных рынков юаня на своих «площадках» (на ММВБ контракты на юань начали торговаться еще в 2010 г.). Формат БРИКС адекватен для интенсификации переговоров на эту тему.

Объединение БРИКС стало одним из ключевых факторов современной системы международных отношений. Более того, речь должна идти об объективных предпосылках возвышения его позиций в мировой иерархии, поскольку в этом формате сочленяются интересы и представления новых центров мировой экономики и мировой политики.

Проект БРИКС - продукт переходной эпохи, предполагающей постепенный перевод мирового порядка на полицентричную основу. Однако наивно рассчитывать на прямолинейную смену лидерства, на бесконфликтную «смену караула». Необходимость минимизации издержек перехода требует рождения эффективных механизмов глобального регулирования, тем более что «коллективный Запад» не намерен покорно сдавать господствующие позиции. В США и Евросоюзе вызревают новые стратегические планы соответствующего структурирования планетарного пространства. Речь идет, с одной стороны, о создании своего рода «экономического НАТО» -Евро-Атлантической зоны свободной торговли, а с другой стороны, о тихоокеанском торгово-экономическом альянсе при лидерстве Вашингтона и отсутствии КНР и России.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал