Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Книга о вере 2 страница
[Передатчик этого хадиса] сказал: «[Говоря это, Абу Хурайра] держал за руку одного человека, а потом он сказал: " Правду сказали Аллах и Его посланник, [ибо] один уже спрашивал меня [об этом], а это — второй"». Глава 8. О вере в Аллаха и следовании прямым путём 19 Передают, что Суфьян ибн 'Абдуллах ас-Сакафи сказал: [Однажды] я попросил [пророка ]: «О посланник Аллаха, скажи мне об исламе [такие] слова, [чтобы] после тебя я уже не спрашивал об этом никого другого»[84]. Он сказал: «Говори " Я уверовал в Аллаха" а потом придерживайся прямоты (истаким) [85] ». Глава 9. О знамениях, явленных пророком , и вере в него 20 Передают со слов Абу Хурайры что посланник Аллаха зе сказал: «Не было ни одного пророка, которому не даровались бы знамения, [благодаря которым] люди [начинали] верить в него. Мне же были дарованы откровения, ниспосылавшиеся Аллахом, и я надеюсь, что в День воскресения у меня окажется больше последователей, чем у [любого из] них».
21 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, если какой-нибудь иудей или христианин из этой общины[86] услышит обо мне, а потом умрёт, не уверовав в то, с чем я был послан, он обязательно окажется [одним] из обитателей Огня!»
22 Салих ибн Салих аль-Хамдани передал об аш-Ша'би следующее: Я слышал, как один человек из Хорасана, который задавал аш-Ша'би вопросы, сказал [ему]: «О Абу 'Амр, кого бы из хорасанцев мы ни принимали, все они говорят, что человек, который освободил свою рабыню, а потом женился на ней, подобен тому, кто ездит на своей жертвенной верблюдице (бадана)»[87]. [На это] аш-Ша'би сказал: «Абу Бурда ибн Абу Муса передал мне со слов своего отца[88], что посланник Аллаха сказал: " Троим награда будет дана дважды: человеку из числа людей Писания, который веровал в своего пророка, а [потом] застал [этого] пророка[89], уверовал в него, последовал за ним и поверил ему, — ему [достанется] двойная награда; подневольному рабу, который выполнял свои обязанности как по отношению к Аллаху Всевышнему, так и по отношению к своему хозяину, — ему [достанется] двойная награда; и человеку, который, имел рабыню, хорошо кормил её и дал ей хорошее воспитание, а потом освободил её и женился на ней, — ему [достанется] двойная награда"». А потом аш-Ша'би сказал [этому] хорасанцу: «Возьми этот хадис бесплатно, а [другие] люди приезжали в Медину и за меньшим»[90]. Глава 10. Сладость веры ощутит тот, в ком [соединятся] три [качества] 23 Передают со слов Анаса , что пророк сказал: «Сладость веры ощутит тот, кому [присущи] три [качества]: тот, кто любит Аллаха и посланника Его больше всего остального, и любит [того или иного] человека только ради Аллаха, и не желает возвращения к неверию после того, как Аллах спас его от [неверия], как не желает, чтобы его ввергли в огонь».
24 Передают со слов Анаса , что посланник Аллаха сказал: «Не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем своих детей, отца и всех остальных людей».
25 Передают со слов Анаса , что пророк сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не уверует раб [Аллаха полностью], пока не станет желать своему соседу (или брату [в исламе]) того же, чего желает самому себе».
Глава 11. Вкус веры ощутит тот, кто будет доволен Аллахом как Господом
26 Передают со слов аль-'Аббаса ибн 'Абд-аль-Мутталиба[91] что он слышал, как посланник Аллаха сказал: «Вкус веры ощутит тот, кто будет доволен Аллахом как Господом, исламом — как религией и Мухаммадом — как посланником». Глава 12. Человек, которому присущи четыре качества, является лицемером в полном смысле этого слова 27 Передают со слов 'Абдуллаха ибн 'Амра ибн аль-'Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк сказал: «[Человек], которому присущи четыре [качества], является лицемером[92] в полном смысле этого слова, тот же, кому присуще хотя бы одно из них, будет обладать одним из качеств лицемерия до тех пор, пока не избавится от него. «[Это — качества того], кто лжёт, когда рассказывает [о чём- либо], поступает вероломно, заключив договор, нарушает обещания, которые он даёт, и действует незаконно в случае возникновения расхождений с кем-либо»[93]. 28 Передают со слов Абу Хурайры что посланник Аллаха , сказал: «Лицемера отличают три признака: рассказывая [о чём-либо], он лжёт, обещая [что-либо], он нарушает [своё обещание], а когда ему доверяются, он предаёт[94]». Глава 13. Верующий подобен ростку, а лицемер как и неверный, — кедру 29 Передают со слов Ка'ба ибн Малика , что посланник Аллаха сказал: «Верующий подобен ростку[95], который ветер раскачивает [направо и налево], то валя его [на землю], то выпрямляя, пока он не засыхает. Что же касается неверного, то он подобен твёрдо стоящему на своих корнях кедру, которого ничто не может раскачать, пока он не будет вырван с корнем единым духом»[96]. В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк сказал: «...то выпрямляя, [и так продолжается], пока не наступит его срок. Что же касается лицемера, то он подобен твёрдо стоящему на своих корнях кедру, на которого ничто не может подействовать». 30 Передают, что 'Абдуллах ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «[Однажды], когда мы находились у посланника Аллаха , он сказал: " Скажите мне, какое дерево, листья которого не опадают и которое приносит свои плоды в любое время, подобно мусульманину? "» Ибн 'Умар сказал: «Мне пришло в голову, что это пальма, но я увидел, что Абу Бакр и 'Умар хранят молчание, и решил ничего не говорить[97], а потом 'Умар сказал: " Поистине, если бы ты сказал, [что это пальма], [98] это было бы для меня дороже того-то и того-то! "» Глава 14. Стыдливость — от веры 31 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха сказал: «Вера [включает в себя] более[99] семидесяти (или шестидесяти) ответвлений, лучшим из которых является [произнесение] слов " Нет бога, кроме Аллаха" [100], а наименьшим — устранение с пути того, что наносит вред [людям], стыдливость (хайа) же есть [одно из] ответвлений веры». 32 Передают, что Абу Катада сказал: «Однажды, когда мы с несколькими людьми, среди которых был и Бушайр Ибн Ка'б, находились у 'Имрана ибн Хусейна, 'Имран передал нам, что посланник Аллаха сказал: " В стыдливости нет ничего, кроме блага". [Услышав это], Бушайр ибн Ка'б сказал: " А мы видим, что в некоторых книгах (или: мудрых [книгах]) сказано (или: что некоторые люди говорят), что [стыдливость] способствует проявлению спокойствия и достоинства пред Аллахом Всевышним и что [иногда она является проявлением] слабости". Тут 'Имран разгневался так, что глаза его налились кровью, и воскликнул: " Я передаю тебе слова посланника Аллаха , а ты не соглашаешься с ними! " После этого 'Имран передал тот же хадис ещё раз, и Бушайр опять сказал то, что сказал. 'Имран снова разгневался, и мы ещё долго говорили ['Имрану о Бушайре]: " Поистине, он — [один] из нас, о Абу Нуджайд, поистине, нет в нём ничего дурного"». Глава 15. Поддержание добрососедских отношений и обыкновение оказывать хороший приём гостю — от веры 33 Передают со слов Абу Шурайха аль-Хуза' и что пророк ckазал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает благодеяния своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает хороший приём своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или хранит молчание». Глава 16. Не войдёт в Рай тот человек, сосед которого не находится в безопасности от его зла 34 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха сказал: «Не войдёт в Рай человек, сосед которого не находится в безопасности от его зла». Глава 17. Признаком веры являются попытки изменить порицаемое руками, языком или сердцем 35 Передают, что Тарик ибн Шихаб сказал: Марван [ибн аль-Хакам][101] был первым, кто стал читать хутбу[102]перед молитвой в день праздника. [Когда он приступил к чтению], к нему подошёл какой-то человек и сказал: «[Праздничную] молитву следует совершать перед хутбой». [Марван] сказал: «Теперь так уже не делают». [Услышав это], Абу Са'ид [аль-Худри ] сказал: «Что касается этого [человека], то он выполнил свой долг, ибо я слышал, как посланник Аллаха сказал: " Пусть тот из вас[103], кто увидит [нечто] порицаемое[104], изменит это собственноручно[105]. Если он не сможет [сделать] этого, [пусть изменит порицаемое] своим языком[106], а если не сможет [и этого], то — своим сердцем[107], что будет наиболее слабым [проявлением] веры».
36 Передают со слов 'Абдуллаха ибн Мас'уда , что посланник Аллаха сказал: «Какого бы пророка ни направлял Аллах до меня к тому или иному народу, у него всегда были апостолы[108] и сподвижники, которые следовали его сунне и выполняли его веления, а на смену им приходили люди, говорившие о том, чего они не делали[109], и делавшие то, что им не велено было [делать][110]. [Человек], борющийся с такими [людьми] собственноручно, является верующим, и тот, кто борется с ними своим языком, является верующим, и тот, кто борется с ними своим сердцем, является верующим, а за этим нет веры и [на вес] горчичного зерна!» Глава 18. Только верующий будет любить'Али, и только лицемер будет ненавидеть его
37 Передают, что 'Али ибн Абу Талиб сказал: «Клянусь Тем, Кто расщепил зерно и создал душу, поистине, неграмотный (умми)[111] пророк и пообещал мне, что лишь верующий будет любить меня, и лишь лицемер будет меня ненавидеть». Глава 19. Признаком веры является любовь к ансарам, а признаком лицемерия является ненависть к ним 38 'Ади ибн Сабит сказал: «Я слышал, как аль-Бара [ибн 'Азиб] передал, что пророк сказал об ансарах [следующее]: " Только верующий любит их, и только лицемер ненавидит их. Аллах любит того, кто любит их, а того, кто их ненавидит, Аллах ненавидит"».
Глава 20. Поистине, вера вернётся в Медину 39 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха сказал: «Поистине, вера вернётся в Медину[112] подобно тому, как змея возвращается в свою нору [в случае опасности]». Глава 21. Вера и мудрость — в Йемене 40 Передают, что Абу Хурайра сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: " Пришли [к вам] люди из Йемена, сердца которых являются более тонкими и мягкими, [чем сердца других людей]. Вера — в Йемене и мудрость — в Йемене; [113] спокойствием отличаются владельцы овец, а гордость и высокомерие свойственны [владельцам лошадей и верблюдов, бедуинам], которые живут там, где восходит солнце" [114]».
41 Передают со слов Джабира ибн Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк сказал: «Чёрствость сердец и грубость присущи [людям, живущим] на востоке, верой же обладают жители Хиджаза[115]». Глава 22. Праведные дела не принесут пользы тому, кто не уверует 42 Передают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: [Однажды] я сказала [пророку ]: «О посланник Аллаха! Во времена джахилии' Ибн Джуд'ан поддерживал связи с родственниками и кормил неимущих, так принесёт ли это ему пользу?» [В ответ на это пророк ] сказал: «Это не принесёт ему пользы, ведь он никогда не говорил " Господь мой, прости мне грех мой в День воздаяния! " (Рабби гфир ли хаты'ати йаума д-дин)».
Глава 23. Вы не войдёте в Рай, если не уверуете 43 Передают со слов Абу Хурайры , что [однажды] посланник Аллаха сказал: «Вы не войдёте в Рай, пока не уверуете [в полной мере], а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте приветствия[116] между собой!» Глава 24. Когда прелюбодей совершает прелюбодеяние, верующим он не является 44 Передают со слов Абу Хурайры что посланник Аллаха сказал: «Когда прелюбодей совершает прелюбодеяние, верующим он не является, и когда вор совершает кражу, верующим он не является, и когда человек пьёт вино, верующим он не является»[117]. Обычно Абу Хурайра добавлял к этому, [что пророк также сказал]: «...и когда грабитель силой отнимает у кого-то что-нибудь ценное на глазах у людей, верующим он не является». [Передают, что пророк также сказал]: «...и когда кто-нибудь из вас присваивает часть военной добычи, верующим он не является, так остерегайтесь же делать это, остерегайтесь же делать это!» Глава 25. Верующего не ужалят дважды из [одной и той же] норы 45 Передают со слов Абу Хурайры , что пророк сказал: «Верующего не ужалят дважды из [одной и той же] норы»[118]. Глава 26. О наущениях шайтана, касающихся веры 46 Передают, что Абу Хурайра сказал: «[Однажды] к пророку пришли люди из числа его сподвижников и сказали ему: " Поистине, [иногда] мы ощущаем, что в наших душах [происходит нечто такое], о чём мы не осмеливаемся даже говорить" [Пророк ] спросил: " Так вам приходилось ощущать это? " Они ответили: " Да", и тогда он сказал: " Это и [указывает на] чистоту веры"»[119]. Глава 27. Величайшим грехом является придавание Аллаху сотоварищей 47 'Абд-ар-Рахман ибн Абу Бакра передал, что его отец сказал: «[Однажды], когда мы находились у посланника Аллаха , он трижды спросил [людей]: " Не сообщить ли вам, какие грехи являются наиболее тяжкими? " — а потом сказал: " [Это — ] придавание Аллаху сотоварищей, проявление непочтительности по отношению к родителям и лжесвидетельство (или: лживые речи)" [Говоря это], посланник Аллаха полулежал, опираясь на руку, а потом он сел и продолжал повторять [эти слова], пока мы не стали говорить: " О, если бы он умолк! "»[120]
48 Передают, что Абу Хурайра сказал: «[Однажды] посланник Аллаха сказал: " Избегайте [совершения] семи губительных [грехов]". [Люди] спросили: " О посланник Аллаха, а что это [за грехи]? " Он сказал: " Поклонение другим наряду с Аллахом, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать, иначе как по праву[121], ростовщичество, проедание имущества сироты, отступление в день наступления и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, которые [даже] не помышляют [о подобном]"». Глава 28. Не становитесь после меня неверными, которые рубят друг другу головы 49 Передают со слов 'Абдуллаха ибн " Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что во время прощального паломничества[122] пророк сказал: «Горе вам, не становитесь после меня неверными[123], которые рубят друг другу головы!»
Глава 29. Впадёт в неверие [124] тот, кто откажется от собственного отца 50 Передают, что Абу " Усман сказал: Когда Зияд стал утверждать, что [его отцом был не тот, кто являлся им на самом деле], я встретился с Абу Бакрой и сказал ему: «Что это вы сделали?! [125] Поистине, я слышал, как Са'д ибн Абу Ваккас сказал, что он собственными ушами слышал, как посланник Аллаха сказал: " Рай [станет] запретным для того, кто, приняв ислам, будет объявлять себя сыном не своего отца, зная о том, что [этот человек] его отцом не является"»[126]. Абу Бакра сказал: «И я слышал это от посланника Аллаха Зё». Глава 30. О том, кто назовёт своего брата неверным 51 Передают со слов Абу Зарра, что он слышал, как посланник Аллаха сказал: «Любой [человек], который называет себя сыном не своего отца, зная об этом[127], неизбежно впадёт в неверие; притязающий на то, что ему не принадлежит[128], не имеет к нам отношения, и пусть он займёт своё место в Огне; что же касается того, кто назовёт кого-нибудь неверным или скажет [ему] " Враг Аллаха", то, если это не так, [слова его] обязательно вернутся к нему же». Глава 31. Какой грех является тягчайшим 52 Передают, что 'Абдуллах ибн Мас'уд сказал: «Один человек спросил: " О посланник Аллаха, какой грех Аллах считает тягчайшим? " Он ответил: " Приравнивание кого бы то ни было к Аллаху, Который создал тебя". [Человек] спросил: " А после этого? " Он ответил: " Убиение своего ребёнка из страха перед тем, что он будет есть вместе с тобой" [129]. [Человек] спросил: " А после этого? " Он ответил: " Совершение прелюбодеяния с женой твоего соседа" и в подтверждение этих слов Всемогущий и Великий Аллах ниспослал аят, [в котором сказано] "... и [рабами Милостивого являются] те, которые не взывают [ни к какому иному] богу наряду с Аллахом, и не убивают человека, которого Аллах запретил [убивать], иначе как по праву, и не прелюбодействуют. Тот же, кто поступит так, понесёт наказание" (25: 68)». Глава 32. Войдёт в Рай тот, кто умрёт, не поклоняясь наряду с Аллахом ничему иному 53 Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «[Однажды] к пророку пришёл какой-то человек и спросил: " О посланник Аллаха, каковы две причины, [неизбежно приводящие к определённым следствиям]? " [Пророк сказал: " Войдёт в Рай тот, кто умрёт, не поклоняясь наряду с Аллахом ничему иному, а тот, кто умрёт, поклоняясь наряду с Ним чему бы то ни было, войдёт в Огонь"». 54 Абу аль-Асвад ад-Дийли передал, что Абу Зарр сказал ему: [Однажды, когда] я пришёл к пророку , оказалось, что он спит, и на нём была белая одежда. Через некоторое время я снова пришёл к нему, но он ещё спал, а потом я снова пришёл к нему, когда он уже проснулся. Я сел рядом с ним, и он сказал: «Любой раб [Аллаха], который скажет " Нет бога, кроме Аллаха" а потом умрёт, не отступившись от этого, непременно войдёт в Рай». Я спросил: «Даже если он прелюбодействовал и даже если воровал?!» [Пророк сказал: «Даже если он прелюбодействовал и даже если воровал!» Я опять спросил: «Даже если он прелюбодействовал и даже если воровал?!» — и [пророк снова] сказал: «Даже если он прелюбодействовал и даже если воровал!» [Потом я снова задал тот же вопрос, на который он дал тот же ответ], а на четвёртый раз добавил: «Хотя это и не нравится Абу Зарру». [Абу аль-Асвад] сказал: «А после это Абу Зарр вышел, повторяя: «Хотя это и не нравится Абу Зарру». Глава 33. Не войдёт в Рай [тот человек], в сердце которого [останется] высокомерие [весом хотя бы] с пылинку 55 Передают со слов 'Абдуллаха ибн Мас'уда , что [однажды] пророк т сказал: «Не войдёт в Рай [человек], в сердце которого [останется] высокомерие [весом хотя бы] с пылинку»[130]. [Услышав это], кто-то воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и сандалии были красивыми!» [На это пророк ] сказал: «Поистине, Аллах прекрасен[131], и Он любит прекрасное, [что же касается] высокомерия, то это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям»[132]. Глава 34. Поношение происхождения [других] и громкие причитания по покойному являются [признаками] неверия 56 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха сказал: «Два [дела, совершаемые] людьми, [указывают на] их неверие[133]: [обыкновение] порочить происхождение [других] и громкие причитания по покойным»[134]. Глава 35. Неверным является тот, кто сказал: «Дождь был послан нам благодаря [такой-то] планете» 57 Передают, что Зайд ибн Халид аль-Джухани сказал: В аль-Худайбие[135] посланник Аллаха совершил с нами утреннюю молитву после прошедшего ночью дождя, закончив же [молиться], он повернулся к людям и спросил: «Знаете ли вы, что сказал Господь ваш?» Они ответили: «Аллах и посланник Его знают [об этом] лучше». [Тогда пророк ] сказал, что [Аллах] сказал: «Это утро [кто-то] из рабов Моих встретил верующим в Меня, а [кто-то] — неверным. Что касается сказавшего " Нам был послан дождь по милости Аллаха и милосердию Его" то он верует в Меня и не верит в планеты. Что же касается сказавшего " Дождь был послан нам благодаря [такой-то] планете" то он не верует в Меня и верит в планеты». Глава 36. Впадёт в неверие тот раб, который сбежит [от своего хозяина] 58 Аш-Ша'би передал, что он слышал, как Джарир [ибн 'Абдуллах сказал: «Любой раб, который сбежит от своих хозяев, впадёт в неверие[136], [и будет оставаться неверным], пока не вернётся к ним». Мансур сказал: «Клянусь Аллахом, он передавал слова пророка щ, но я не хочу, чтобы это передавали с моих слов здесь, в Басре»[137]. 59 Передают со слов Джарира , что пророк сказал: «Не будет приниматься молитва раба, если он сбежит [от своего хозяина]».
Глава 37. Моим Покровителем является Аллах, и [моими покровителями] являются праведные верующие 60 Передают, что 'Амр ибн аль-'Ас сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха открыто и не таясь говорил: " Поистине, члены семейства Абу [Талиба] отца[138] не являются моими покровителями. Моим Покровителем является лишь Аллах, и [моими покровителями] являются праведные верующие" [139]». Глава 38. Верующий получит воздаяние за свои добрые дела в обоих мирах, а неверный — только в мире этом 61 Передают со слов Анаса ибн Малика , что посланник Аллаха сказал: «Поистине, Аллах не обойдётся несправедливо с верующим, [который совершит] какое-либо доброе дело, но дарует ему за [каждое из] них [удел] в мире этом и воздаст ему за [каждое из] них в мире вечном. Что же касается неверного, то за добрые дела, совершённые ради Аллаха, он получит [свой удел] в мире этом, но, когда окажется в мире ином, [в запасе] у него не будет ни одного доброго дела, за которое он получит воздаяние».
|