Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Книга о вере 5 страница
Глава 62. Пророк ш попросит открыть врата Рая 95 Передают со слов Анаса ибн Малика , что посланник Аллаха сказал: «В День воскресения я подойду к вратам Рая и попрошу открыть их. Страж [этих врат] спросит: " Кто ты? " Я отвечу: " Мухаммад" и тогда он скажет: " Мне было велено [ждать] тебя и никому не открывать до тебя"». Глава 63. Слова пророка «Каждому пророку [предоставлялась возможность] обратиться к Аллаху с мольбой, на которую [было обещано] дать ответ» 96 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха в сказал: «Каждому пророку [предоставлялась возможность] обратиться к Аллаху с мольбой, на которую [было обещано] дать ответ, и каждый пророк поспешил обратиться со своей мольбой. Я же приберёг свою мольбу, чтобы в День воскресения обратиться с ходатайством за [членов] моей общины[234], и, если пожелает Аллах, [эта мольба] будет принята, [после чего Он помилует] каждого из [них], кто умрёт, ничему не поклоняясь наряду с Аллахом». Глава 64. Мольба пророка ш за его общину 97 Передают, что 'Абдуллах ибн 'Амр ибн аль-'Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: [Однажды] пророк прочитал слова Аллаха Всевышнего, Который поведал, что Ибрахим сказал: «Господь мой, поистине, они[235] ввели в заблуждение многих людей! Поистине, тот, кто последовал за мной, относится ко мне, а кто ослушается меня, [но принесёт покаяние], то... ведь Ты — Прощающий, Милосердный!» (14: 36). [Затем он прочитал тот] аят, [в котором Аллах поведал, что] 'Иса [сказал]: «Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они — рабы Твои, а если простишь их, то, поистине, Ты — Всемогущий, Мудрый!» (5: 118). Затем [пророк воздел руки к небу, воскликнул: «О Аллах, моя община, моя община!», и заплакал. Тогда Аллах велел Джибрилу: «О Джибрил, ступай к Мухаммаду — а Господь твой лучше всех знает [о происходящем], — и спроси, что заставляет его плакать». Джибрил явился к нему и задал этот вопрос, пророк же сообщил ему о том, что он сказал, и о чём Ему[236] было известно лучше всех. [Джибрил передал слова пророка ш], и Аллах Всевышний велел: «О Джибрил, ступай к Мухаммаду и скажи: " Поистине, Мы [поступим с членами] твоей общины так, что ты будешь доволен, и не огорчим тебя"». 98 Передают со слов Джабира , что [когда-то] к пророку пришёл ат-Туфайль ибн 'Амр ад-Дауси и сказал: «О посланник Аллаха, есть ли у тебя надёжное укрепление или крепость? Во времена джахилии у [племени бану] даус было такое укрепление», однако пророк отказался [воспользоваться предложением ат-Туфайля] ради того, что Аллах приберёг для ансаров[237]. Когда пророк переселился в Медину, вместе с ним переселился и ат-Туфайль ибн 'Амр, с которым был один из его соплеменников. Однако им пришёлся не по нраву [воздух] Медины, из-за чего [этот человек] заболел и стал испытывать тревогу. Через некоторое время он взял свои стрелы с широкими наконечниками, отрезал себе фаланги пальцев, истёк кровью и умер, а потом ат-Туфайль ибн 'Амр увидел его во сне в хорошем виде и увидел, что его руки чем-то прикрыты. [Ат-Туфайль] спросил: «Что сделал с тобой твой Господь?» Тот ответил: «Он простил меня за то, что я переселился к Его пророку ». [Ат-Туфайль] спросил: «А почему я вижу, что твои руки прикрыты?» Тот ответил: «Мне было сказано: " Мы никогда не исправим то, что ты испортил"». Ат-Туфайль рассказал об этом посланнику Аллаха , и посланник Аллаха воскликнул: «О Аллах, прости и его руки!» Глава 65. О словах Всемогущего и Великого Аллаха «И увещевай своих ближайших родственников» 99 Передают, что Абу Хурайра сказал: «После того, как был ниспослан аят, [в котором сказано] " И увещевай своих ближайших родственников" (26: 214), посланник Аллаха призвал [к себе] курай- шитов, когда же те собрались, [он обратился] ко всем вместе и к каждому в отдельности. Он сказал: " О бану ка' б ибн лу'айй, избавьте себя от Огня! О бану мурра ибн ка' б, избавьте себя от Огня! О бану 'абд шамс, избавьте себя от Огня! О бану 'абд манаф, избавьте себя от Огня! О бану хашим, избавьте себя от Огня! О бану 'абд аль-мутталиб', избавьте себя от Огня! О Фатима[238], избавь себя от Огня, ибо я никак не смогу избавить вас от [наказания] Аллаха[239], однако [меня связывают] с вами узы кровного родства, и я обязательно буду поддерживать[240] их [и впредь]! "» Глава 66. Чем пророк ш помог Абу Талибу 100 Аль-'Аббас ибн 'Абд-аль-Мутталиб передал, что [однажды] он спросил [пророка «Помог ли ты чем-нибудь [своему дяде] Абу Талибу, который всегда защищал тебя и гневался из-за тебя [на людей]?»[241] — [ив ответ ему пророк ] сказал: «Да, ибо он находится в верхнем слое Огня, а если бы не я, то он непременно оказался бы на самом дне [Ада]». 101 Передают со слов Ибн 'Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха сказал: «Из всех обитателей Огня самые лёгкие муки испытывает Абу Талиб, обутый в сандалии из огня, из-за чего мозг его кипит».
Глава 67. Слова пророка ш «Семьдесят тысяч [членов] моей общины войдут в Рай без расчёта» 102 Передают, что Хусейн ибн 'Абд-ар-Рахман сказал: [Однажды], когда я находился у Са'ида ибн Джубайра, он спросил: «Кто из вас вчера видел, как упала звезда?» Я ответил: «Я», а потом сказал: «Однако я не совершал молитву[242], ибо был ужален». Он спросил: «И что же ты сделал?» Я ответил: «Попросил, чтобы надо мной прочитали заклинание». Он спросил: «А что побудило тебя сделать это?» Я ответил: «Хадис, который передал нам аш-Ша'би». Он спросил: «Что же передал вам аш-Ша'би?» Я ответил: «Он передал нам, что Бурайда ибн аль-Хусайб аль-Аслями сказал[243]: " Заклинания читаются только от сглаза и яда"». [Хусейн передал, что после этого] Са'ид ибн Джубайр сказал: Прекрасно, когда человек усваивает то, что слышит, однако Ибн 'Аббас передал нам, что [однажды] пророк т сказал: «Мне были показаны [все религиозные] общины, и я увидел [одного] пророка, с которым было несколько человек[244], и [другого] пророка, с которым был [всего лишь] один человек или двое, и такого пророка, с которым вообще никого не было. Вдруг передо мной появилось великое множество людей, и я подумал, что они составляют мою общину, однако мне было сказано: " Это — Муса и его народ, но посмотри на горизонт". Я посмотрел [туда], и оказалось, что там находится много людей, после чего мне сказали: " [А теперь] посмотри на другой [край] горизонта", и там тоже оказалось много людей. Потом мне сказали: " Это — твоя община, и среди них находятся семьдесят тысяч [человек], которые войдут в Рай без расчёта и мучений"». После этого [пророк поднялся и вошёл в свой дом, а люди стали говорить о тех, кто войдёт в Рай без расчёта и мучений. Один из них сказал: «Может быть, это те люди, которые были сподвижниками посланника Аллаха ». Другой сказал: «Может быть, ими окажутся [люди], рождённые в исламе и не поклонявшиеся никому, кроме Аллаха», и они высказывали [много других предположений]. [Через некоторое время] посланник Аллаха вышел к ним и спросил: «О чём вы говорите?» — и они рассказали ему, [о чём шла речь]. Тогда он сказал: «Это — те [люди], которые сами не произносят заговоров' и не обращаются за этим к другим, не верят в дурные предзнаменования, судя по полёту птиц[245], и уповают на своего Господа». После этого со своего места поднялся 'Уккаша ибн Михсан и сказал: «Попроси Аллаха причислить меня к ним». [Пророк ] ответил: «Ты — из числа их». А потом со своего места поднялся другой человек и [тоже] сказал: «Попроси Аллаха причислить меня к ним», [но на этот раз пророк щ] сказал: «'Уккаша опередил тебя в этом»[246]. Глава 68. Слова пророка «Поистине, я надеюсь, что вы составите половину обитателей Рая» 103 Передают, что 'Абдуллах ибн Мас'уд сказал: [Как-то раз, когда] около сорока человек из нас находились в одном шатре вместе с посланником Аллаха , посланник Аллаха спросил: «Хотели бы вы составить четверть обитателей Рая?» Мы ответили: «Да!» Он спросил: «А хотели бы вы составить треть обитателей Рая?» — и мы [снова] ответили: «Да!» Тогда он сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, поистине, я надеюсь, что вы составите половину обитателей Рая, ибо войдёт туда лишь человек покорившийся[247], [хотя ныне, находясь] среди многобожников, вы подобны белому волоску на шкуре чёрного быка (или: чёрному волоску на шкуре рыжего быка)».
Глава 69. О том, что Всемогущий и Великий Аллах скажет Адаму: «Выведи из каждой тысячи девятьсот девяносто девять тех, кому суждено оказаться в Огне» 104 Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри , что [однажды] посланник Аллаха сказал: [В День воскресения] Всемогущий и Великий Аллах скажет: «О Адам!» [Адам] откликнется: «Вот я перед Тобой, и я готов служить Тебе, а [всё] благо в Твоих руках! (Аяббай-ка, ва са'дай-ка ва-ль-хайру фи йадай-ка)» [Аллах] велит: «Выведи[248] [тех, кому суждено оказаться в] Огне». [Адам] спросит: «А сколько их?» [Аллах] велит: «[Выведи] девятьсот девяносто девять из каждой тысячи», и после этого поседеют малые дети, и выкинет каждая беременная плод свой, и увидишь ты людей [будто] пьяными, но не пьяны они будут, а [устрашены] суровой карой Аллаха! [249] [Абу Са'ид сказал]: [Люди], которым трудно было слышать это, стали спрашивать: «О посланник Аллаха, а кто из нас будет тем [единственным] человеком [из тысячи, который спасётся от Огня]?» [В ответ им] посланник Аллаха сказал: «Радуйтесь, ибо тысяча будет из [народов] яджудж и маджудж[250], а из вас — [этот единственный] человек!» После этого он сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, я желаю, чтобы вы составили четверть обитателей Рая!» — а мы стали воздавать хвалу Аллаху и восклицать: «Аллах велик!» Потом [пророк сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, я желаю, чтобы вы составили треть обитателей Рая!» а мы стали воздавать хвалу Аллаху и восклицать: «Аллах велик!» Потом [пророк ] сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, я желаю, чтобы вы составили половину обитателей Рая, [хотя ныне, находясь] среди [других] религиозных общин, вы подобны всего лишь белому волоску на шкуре чёрного быка (или: маленькому наросту на ноге осла)».
2. КНИГА О ЧАСТИЧНОМ ОМОВЕНИИ (БУДУ) Глава 1. Аллах не примет молитву без очищения [251] 105 Передают, что Мус'аб ибн Са'д сказал: [Однажды] 'Абдуллах ибн 'Умар пришёл навестить болевшего Ибн 'Амира, и тот попросил: «О Ибн 'Умар, не обратишься ли ты к Аллаху с мольбой за меня?» [В ответ ему Ибн 'Умар] сказал: «Поистине, я слышал, как посланник Аллаха сказал: " Аллах не примет ни молитву без очищения, ни садаку [из средств, добытых путём] обмана", а ты был правителем Басры». Глава 2. Пробудившись ото сна, следует омыть руку, прежде чем погружать её в сосуд
106 Передают со слов Абу Хурайры что пророк сказал: «Когда кто-нибудь из вас встанет ото сна, пусть не погружает руку в сосуд [с водой], пока трижды не омоет её, ибо он не знает, где находилась его рука ночью».
Глава 3. Запрещается удовлетворять нужду на дороге и в тени, [где люди останавливаются на отдых] 107 Передают, что Абу Хурайра сказал: «[Однажды] пророк сказал: " Бойтесь двух [дел, навлекающих проклятия] проклинающих! " [Люди] спросили: «А что это за два [дела], о посланник Аллаха — [и пророк ] сказал: " [Это дела] того, кто удовлетворяет [большую] нужду на дороге, [по которой ходят] люди, и в тени, [где они останавливаются]"». Глава 4. Зачем желательно укрываться для удовлетворения естественных потребностей 108 Передают, что 'Абдуллах ибн Джа'фар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды посланник Аллаха посадил меня в седло позади себя и по секрету сказал мне то, о чём я не расскажу никому из людей. Когда посланнику Аллаха было необходимо удовлетворить свои естественные потребности, он чаще всего выбирал какую-нибудь возвышенность или стену вокруг пальмовой рощи, [чтобы укрыться от чужих глаз]». Глава 5. Что [желательно говорить], если [человек захочет] войти в отхожее место 109 Передают, что Анас сказал: «[Собираясь] зайти в отхожее место, посланник Аллаха обычно говорил: " О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от злых духов[252] обоего пола" (Аллахумма, ин-ни а'узу би-ка мин аль-хубуси ва-ль-хаба'ис)» [253] . Глава 6. Не следует поворачиваться лицом к кибле во время удовлетворения большой или малой нужды 110 Передают со слов Абу Айюба [аль-Ансари] что пророк сказал: «Если кто-нибудь из вас выйдет на открытое место, пусть не обращается к кибле[254] лицом, удовлетворяя малую или большую нужду, и не поворачивается к ней спиной. Поворачивайтесь [лицом] к востоку или западу». Абу Айюб сказал: «Прибыв в Шам[255], мы обнаружили там отхожие места, ориентированные в направлении киблы. [Заходя туда, мы старались] не поворачиваться в эту сторону и просили у Аллаха прощения». Глава 7. О том, что человеку, который находится в помещении, разрешается поступать так [256] 111 Передают, что Васи' ибн Хаббан сказал: [Однажды, когда] я молился в мечети, 'Абдуллах ибн 'Умар сидел там, повернувшись спиной к кибле и прислонившись [к стене]. Закончив молиться, я подошёл к нему со своей стороны, и 'Абдуллах сказал: «Люди говорят, что если ты присядешь по нужде, то не следует поворачиваться лицом ни в сторону киблы, ни в сторону Иерусалима». 'Абдуллах также сказал: «А я однажды забрался на крышу [нашего] дома и увидел посланника Аллаха , присевшего на два необожжённых кирпича, чтобы удовлетворить нужду, и повернувшегося в сторону Иерусалима»[257]. Глава 8. Запрещается сначала мочиться в воду, а потом использовать её для купания 112 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха сказал: «Никому из вас ни в коем случае не следует [сначала] мочиться в стоячую воду, а потом использовать её для купания».
113 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха сказал: «Не мочись в непроточную воду, которую [намереваешься использовать] потом для купания». Глава 9. О том, что необходимо очищаться от мочи и прикрываться от неё 114 Передают, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «[Однажды], пройдя мимо каких-то двух могил, посланник Аллаха сказал: " Их подвергают мучениям, но не за большой грех[258], — один из них распространял сплетни[259], а другой не прикрывался от собственной мочи" [260]. Потом он велел принести свежесорванную голую пальмовую ветвь, разломал её на две части и воткнул одну [часть] на [могилу] одного [из них], а другую — на могилу другого, после чего сказал: " Возможно, это будет облегчать их мучения, пока ветки не засохнут"». Глава 10. Запрещается подмываться правой рукой 115 'Абдуллах ибн Абу Катада передал, что его отец сказал: «Посланник Аллаха сказал: " Пусть никто из вас ни в коем случае не берётся правой рукой за половой член, когда будет мочиться, не подмывается правой рукой после посещения отхожего места и не выдыхает воздух в сосуд [во время питья]"». Глава 11. Подмывание после удовлетворения большой нужды 116 Передают, что Анас ибн Малик сказал: «[Однажды] посланник Аллаха вошёл в сад, а за ним последовал мальчик, который был самым младшим из нас. Он нёс с собой сосуд для омовения и положил его под ююбой[261], что же касается посланника Аллаха то он вышел к нам, удовлетворив нужду и подмывшись водой [из этого сосуда]. Глава 12. Очищение с помощью нечётного количества камней после удовлетворения естественных потребностей 117 Передают со слов Абу Хурайры , что пророк , сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет очищаться с помощью камней, пусть делает это нечётное число раз, когда же кто-нибудь из вас будет совершать омовение (вудупусть набирает в нос воды, а потом с силой выпускает её наружу». Глава 13. Очищение с помощью камней и запрет на использование для этого сухого навоза и костей 118 Сальман [аль-Фариси] передал, что однажды ему сказали! «Ваш пророк научил вас всему и даже тому, как [следует удовлетворять] большую нужду». [Сальман] сказал: «Да, он запрещал нам удовлетворять большую или малую нужду, повернувшись лицом к кибле, подмываться правой рукой, использовать для очищения менее трёх камней и очищаться с помощью экскрементов животных или костей». Глава 14. Использование шкур мёртвых животных 119 Передают, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «[Однажды] вольноотпущеннице Маймуны дали в качестве садаки овцу, которая через некоторое время издохла. Проходивший мимо посланник Аллаха спросил: " Почему же вы не взяли её шкуру, которую вы могли бы выдубить и использовать? " [Люди] сказали: " Она же издохла! " Тогда [пророк ] сказал: " Запретно только есть её [мясо]"».
Глава 15. В результате дубления кожа становится чистой 120 Язид ибн Абу Хубайб передал, что Абу аль-Хайр рассказал ему следующее: [Однажды], увидев, что Ибн Ва'аля ас-Саба'и надел шубу, я стал ощупывать её. Он сказал: «Зачем ты её ощупываешь? Я спрашивал об этом[262]'Абдуллаха ибн 'Аббаса, которому сказал: " Мы бываем в Магрибе вместе с берберами и огнепоклонниками, и нам приносят туши козлов, которых они приносят в жертву, однако мы не едим то, что они приносят в жертву. И они приносят нам бурдюки, в которые кладут жир и требуху" [Выслушав меня], Ибн 'Аббас сказал, что они спрашивали об этом посланника Аллаха , который сказал: " Дубление делает [кожу] чистой"». Глава 16. Пусть человек, сосуд которого оближет собака, вымоет его семь раз 121 Передают, что 'Абдуллах ибн Мугаффаль сказал: «[Сначала] посланник Аллаха велел убивать собак, а потом [отменил своё веление], сказав: " Какое им дело до собак? " Впоследствии он разрешил держать собак для охоты и охраны овец и сказал: " Если собака оближет какой-нибудь сосуд, вымойте его семь раз, а на восьмой протрите землёй"». В той версии этого хадиса, которую передал Яхья ибн Са'ид, [сообщается, что 'Абдуллах ибн Мугаффаль] сказал: «...и он разрешил держать собак для охраны овец, охоты и охраны посевов». Глава 17. Достоинство омовения 122 Передают со слов Абу Малика аль-Аш'ари , что посланник Аллаха сказал: «Очищение[263] — половина веры[264], [награда за произнесение слов] " Хвала Аллаху" (Аль-хамду ли-Ллях) заполнит собой [чашу] Весов[265], [награда за произнесение слов] " Слава Аллаху и хвала Аллаху" (Субхана Ллахи ва-ль-хамду ли-Ллях) заполнит собой [пространство] между небесами и землёй[266], молитва — свет[267], милостыня (садака) — доказательство[268], терпение[269] — сияние[270], а Коран — аргумент за тебя, [если ты следуешь ему] или против, [если не следуешь]. Все люди отправляются утром[271] [по своим делам], и продающий душу[272] свою либо освобождает её [от бесчестья в мире дольнем и от мучений в мире ином], либо губит».
Глава 18. Вода, которой совершается омовение, уносит с собой грехи 123 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха сказал: «Когда раб [Аллаха], исповедующий ислам (или: верующий раб), совершает омовение и омывает лицо, с лица его вместе с водой (или: вместе с последней каплей воды) сходит всё греховное[273], на что он смотрел своими глазами; когда он омывает руки, вместе с водой (или: вместе с последней каплей воды) с рук его сходит всё греховное, что он ими брал[274], а когда он омывает ноги, вместе с водой (или: вместе с последней каплей воды) с ног его сходит всё греховное, к чему они направлялись, [и так продолжается до тех пор], пока не выходит он свободным от грехов». Глава 19. Об использовании зубочистки во время омовения 124 Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что однажды он заночевал у пророка Аллаха . В конце ночи пророк Аллаха т проснулся, вышел [из дома], посмотрел на небо, а потом прочитал те аяты [из суры] «Род 'Имрана», [где сказано]: «Поистине, в сотворении небес и земли, в чередовании ночи и дня — знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и [лёжа] на боках своих и размышляют о сотворении небес и земли, [говоря]: " Господь наш, не напрасно Ты сотворил это, преславен Ты! Защити же нас от мук Огня! "» (3: 190-191). После этого он вернулся домой, почистил зубы зубочисткой (сивак, совершил омовение и встал на молитву. Потом он лёг [и немного поспал], а потом поднялся, вышел [из дома], посмотрел на небо и прочёл те же аяты. Потом он вернулся домой, почистил зубы зубочисткой, совершил омовение и [снова] совершил молитву. 125 Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк [брал в руки] зубочистку, как только заходил в свой дом.
Глава 20. Во время совершения омовения, как и в ряде других случаев, желательно начинать справа 126 Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Совершая омовение, причёсываясь или надевая сандалии, посланник Аллаха предпочитал [начинать] с правой стороны». Глава 21. Как совершал омовение посланник Аллаха 127 Сподвижник 'Абдуллах ибн Зайд ибн 'Асим аль-Ансари передал, что [как-то раз] его попросили: «Соверши для нас омовение так же, как совершал его посланник Аллаха . Тогда он велел принести сосуд [с водой, когда же его принесли], слил воду себе на руки и трижды вымыл их, потом опустил руку [в сосуд] и зачерпнул воду, а потом прополоскал рот и промыл нос этой водой, [набирая её] из одной ладони, и [всё] это он проделал трижды. После этого он снова зачерпнул рукой [воду из сосуда] и трижды омыл лицо, потом снова зачерпнул воду и по два раза омыл руки до локтей, потом снова зачерпнул воду и протёр руками голову, проведя ими [ото лба до затылка] и обратно, потом омыл ноги до щиколоток, а потом сказал: «Так совершал омовение посланник Аллаха ».
Глава 22. Промывание носа 128 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха сказал: «Когда кто-либо из вас будет совершать омовение, пусть втягивает воду в ноздри, а потом с силой выпускает её наружу».
129 Передают со слов Абу Хурайры , что пророк сказал: «Пусть каждый из вас трижды промывает нос после пробуждения ото сна, ибо, поистине, в ноздрях его ночует шайтан».
|