Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Книга о вере 12 страница
Глава 124. О достоинстве общей молитвы 325 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха сказал: «Общая молитва на двадцать пять [ступеней] превосходит молитву, совершаемую любым из вас в одиночестве».
Глава 125. Общая молитва относится к числу обычаев правильного пути 326 Передают, что 'Абдуллах ибн Мас'уд сказал: «Никто из нас[564]не пропускал [общую] молитву, кроме лицемера, известного своим лицемерием, или больного, [но иногда], чтобы прийти на [общую] молитву, [больной] передвигался [с помощью] двух человек». ['Абдуллах также] сказал: «Поистине, посланник Аллаха т учил нас обычаям {сунан) правильного пути, а [совершение общей] молитвы в мечети, в которой возглашается азан, относится к числу обычаев правильного пути». Глава 126. Об ожидании молитвы и достоинстве общей молитвы 327 Передают, что Абу Хурайра сказал: Посланник Аллаха сказал: «Общая молитва, [в которой принимает участие] человек, превосходит молитву, [совершаемую] им у себя дома или на рынке, более чем на двадцать ступеней. Объясняется это тем, что если любой [из мусульман] совершит омовение должным образом, а затем явится в мечеть, стремясь только к совершению молитвы и не желая ничего иного, кроме молитвы, то за каждый шаг он непременно будет возвышаться на одну ступень, и с него будет сниматься одно прегрешение, пока он не войдёт в мечеть. Когда же [человек] войдёт в мечеть, [будет считаться, что он занят] молитвой всё то время, пока [лишь] молитва будет удерживать его [там][565]. [Кроме того], ангелы будут возносить за него мольбы и говорить " О Аллах, окажи ему милость, о Аллах, прости его, о Аллах, прими его покаяние" пока [человек] будет оставаться на месте [совершения общей] молитвы, [при том условии, что он [никому] не причинит обиды и не осквернится[566]». Глава 127. Достоинство общих вечерних и утренних молитв 328 Передают, что 'Абд-ар-Рахман ибн Абу 'Амра сказал: [Однажды] 'Усман ибн 'Аффан в одиночестве сидел в мечети, куда он вошёл после закатной молитвы. Я сел рядом с ним, и он сказал: «О сын моего брата, я слышал, как посланник Аллаха сказал: " [Человек, который] принял участие в общей вечерней молитве, [подобен тому, кто] молился половину ночи[567], а [человек], принявший участие в общей утренней молитве, [подобен тому, кто] молился всю ночь"».
Глава 128. Наказание за отказ от участия в общих вечерних и утренних молитвах 329 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха сказал: «Для лицемеров нет молитв более тяжких, чем утренняя и вечерняя, но если бы они знали, [какая награда ждёт людей за совершение] двух этих [молитв], то обязательно являлись бы на них [в мечеть] даже ползком! [Бывало так, что] я хотел велеть объявить о начале молитвы, потом [поручить] кому-нибудь провести её с людьми, а потом отправиться вместе с [другими] людьми, у которых будут вязанки дров, к тем, кто не приходит на молитву, и сжечь их дома дотла!» В другой версии [этого хадиса сообщается, что пророк также сказал]: «Если бы кто-нибудь из них узнал, что найдёт здесь кость с куском жирного мяса, он непременно явился бы на [общую вечернюю молитву]!»
330 Передают со слов 'Абдуллаха ибн Мас'уда , что [однажды] посланник Аллаха сказал о людях, которые не являлись на пятничную молитву: «[Бывало так, что] я хотел велеть кому-нибудь провести молитву с людьми, а потом сжечь дома тех, кто не является на пятничную молитву!»
Глава 129. Разрешается отсутствовать на общей молитве по уважительной причине 331 Передают, что Махмуд ибн ар-Раби', ссылавшийся на 'Итбана ибн Малика, сказал: Я приехал в Медину, встретился с 'Итбаном и сказал [ему]: «Дошёл до меня [один] рассказ о тебе». Он сказал: «[Когда] у меня ослабло зрение, я отправил к посланнику Аллаха [человека, чтобы тот передал ему от меня следующее]: " Я хочу, чтобы ты пришёл ко мне и совершил в моём доме молитву, [а потом] я буду молиться [на том месте, где помолишься ты]" И пророк пришёл ко мне вместе с теми своими сподвижниками, кого Аллаху было угодно [привести с ним], вошёл в дом и стал молиться. Его сподвижники, которые в это время разговаривали друг с другом, стали возлагать основную вину[568] на Малика ибн Духшума и говорить: " Пожелайте, чтобы он призвал на него проклятие, и [Малик] погиб, пожелайте, чтобы его постигло дурное! " Что же касается посланника Аллаха , то после молитвы он спросил: " Разве он не свидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха? " [Люди] стали говорить: " Он действительно произносит [такие слова], но в его сердце их нет! " [На это пророк ] сказал: " [Если] кто-нибудь засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха, он не войдёт в Огонь (или: Огонь не поглотит его)"». Анас сказал: «Поскольку мне понравился этот рассказ, я велел своему сыну: " Запиши его", и он его записал». Глава 130. Веление совершать молитву как можно лучше 332 Передают, что Абу Хурайра сказал: Однажды, проведя с нами молитву, посланник Аллаха сказал: «О такой-то, почему ты не [стараешься] совершать молитву хорошо? Разве во время молитвы молящемуся не следует обращать внимание на то, как он молится? Он ведь молится только для себя! Клянусь Аллахом, поистине, тех, кто находится позади меня, я вижу так же, как и тех, кто находится передо мной!» Глава 131.0 том, что все основные элементы молитвы, которую следует совершать полностью, должны быть равны друг другу по продолжительности 333 Передают, что аль-Бара ибн 'Азиб сказал: «Совершая молитву вместе с Мухаммадом ш, я наблюдал [за тем, как он молится], и обнаружил, что [продолжительность] его стояния[569] была примерно равна [продолжительности] поясного поклона, выпрямления после поясного поклона, [первого] земного поклона, сидения между двумя земными поклонами, [второго] земного поклона и сидения после таслима до оставления [места молитвы]». 334 Передают, что Анас говорил: «Поистине, совершая с вами молитву, я делаю всё возможное, чтобы молиться так же, как с нами молился посланник Аллаха ». [Передатчик этого хадиса] сказал: «И Анас всегда делал то, чего, как я вижу, не делаете вы. Выпрямившись после поясного поклона, он стоял [так долго], что кто-нибудь говорил: " Он забыл [о земном поклоне]" Выпрямившись же после [первого] земного поклона, он продолжал [сидеть так долго], что кто-нибудь говорил: " Он забыл [о втором поклоне]"». Глава 132. Лучшей является та молитва, [во время которой человек] долго стоит [перед поясным поклоном] 335 Передают, что Джабир сказал: [Однажды] посланника Аллаха спросили: «Какая молитва является лучшей?» — и он сказал: «[Та, совершая которую человек] долго стоит [перед поясным поклоном]»[570].
Глава 133. Веление сохранять спокойствие во время молитвы 336 Передают, что Джабир ибн Самура сказал: «[Однажды] посланник Аллаха вышел к нам и сказал: " Почему вы поднимаете руки подобно хвостам, [что задирают] норовистые лошади? Сохраняйте спокойствие во время молитвы! " Выйдя к нам [в другой раз] и увидев, что мы [собрались отдельными] кружками, он сказал: " Почему вы разделились? " Выйдя к нам [в третий раз], он сказал: " Не выстроиться ли вам рядами так же, как ангелы выстраиваются рядами пред своим Господом? " Мы стали спрашивать: " О посланник Аллаха, а как ангелы выстраиваются рядами пред своим Господом? " — на что он ответил: " Они до конца заполняют первые ряды и смыкают все ряды"». Глава 134. Во время молитвы ответом на приветствие [может] служить знак рукой 337 Передают, что Джабир сказал: «[Однажды] посланник Аллаха т послал меня с каким-то поручением, а [на обратном пути] я догнал его, когда он уже находился в пути[571], и поприветствовал его. [В ответ пророк у] сделал мне знак рукой, закончив же [молиться], подозвал меня и сказал: " Недавно ты поприветствовал меня, но я был занят молитвой" [572], и в это время лицо его было обращено к востоку»[573]. Глава 135. Во время молитвы следует отказаться от разговоров 338 Передают, что Му'авия ибн аль-Хакам [ас-Сулями] сказал: «[Однажды], когда я молился вместе с посланником Аллаха [574], кто- то из людей чихнул, а я сказал: " Да помилует тебя Аллах", после чего люди стали бросать на меня [осуждающие] взгляды. Я воскликнул: " Да лишится меня моя мать! [575] Что вы так смотрите на меня? " — и тут они принялись бить себя руками по бёдрам. Увидев, что они стараются заставить меня замолчать, я [рассердился, но всё же] умолк. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует и да станут отец мой и мать выкупом за него, закончил молиться, [он обратился ко мне], и не встречал я такого прекрасного наставника ни до, ни после него! Клянусь Аллахом, он не накричал на меня, не ударил и не обругал, а [только] сказал: " Поистине, во время этой молитвы не подобает произносить слова, которые [обычно] произносят люди! Молитва — это только прославление и возвеличивание Аллаха и чтение Корана", или же посланник Аллаха ш сказал нечто подобное. [После этого] я сказал: " О посланник Аллаха, совсем недавно я был язычником, а потом Аллах [даровал нам] ислам, но среди нас всё ещё есть люди, которые ходят к прорицателям (куххан)" [576] . [Пророк ] сказал: " А ты не ходи к ним". Я [также] сказал: " И есть среди нас люди, которые верят в дурные предзнаменования", [на что] он сказал: " Они [лишь] ощущают подобное в своих сердцах[577], но это ни в коем случае не должно останавливать их" [578]». Ибн ас-Саббах[579] сказал: «Пусть это ни в коем случае не останавливает и вас». [Му'авия ибн аль-Хакам] сказал: «[Потом] я сказал: " И есть среди нас люди, которые чертят линии" [580]. [Пророк ] сказал: " Был среди пророков один[581], который [тоже] чертил линии, и кто [может делать это] так же, как он, [пусть делает]"»[582]. [Му'авия ибн аль-Хакам сказал]: «У меня была рабыня, которая пасла для меня овец близ [горы] Ухуд и Джавванийи''. Однажды я [решил] узнать, [сколько овец у меня в стаде], и оказалось, что одну овцу унёс волк. Я — такой же человек, как и другие люди, и я огорчаюсь, так же как и они, но я ещё и дал [своей рабыне] пощёчину. После этого я пришёл к посланнику Аллаха ш, [которому рассказал о том, что случилось], и он [назвал мой поступок большим грехом]. Тогда я спросил: " О посланник Аллаха, не освободить ли мне её? " Он сказал: " Приведи её ко мне" Когда я привёл её к [пророку ], он спросил: " Где Аллах? " Она ответила: " На небе" Он спросил: " Кто я? " Она ответила: " Ты — посланник Аллаха" и тогда [пророк т] сказал: " Освободи её, ибо, поистине, она — верующая"». 339 Передают, что Зайд ибн Аркам сказал: «[Сначала] мы обычно разговаривали во время молитвы, и [каждый мог] разговаривать со своим товарищем, который находился рядом. [Так продолжалось до тех пор], пока не был ниспослан [аят, где сказано] " и стойте пред Аллахом смиренно" (2: 238), после чего нам было велено хранить молчание и запрещено вести разговоры». Глава 136. Произнесение слов «Субхана-Ллах!» во время молитвы в случае необходимости 340 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха сказал: «[В случае необходимости][583] мужчинам во время молитвы [следует произносить] слова " Субхана Ллах! ", а женщинам — хлопать в ладони».
Глава 137. Во время молитвы запрещается поднимать глаза к небу 341 Передают со слов Абу Хурайры , что [однажды] посланник Аллаха сказал: «Люди, обращающиеся к Аллаху с мольбами во время молитв, должны прекратить поднимать глаза к небу, иначе они непременно лишатся зрения!» Глава 138. Строго запрещается проходить перед молящимся 342 Буср ибн Са'ид передал, что [однажды] Зайд ибн Халид аль-Джухани послал его к Абу Джухайму, чтобы спросить, что тот слышал от посланника Аллаха т о человеке, который проходит перед молящимся. Абу Джухайм передал [ему], что посланник Аллаха сказал: «Если бы проходящий перед молящимся человек знал, какой [грех он берёт] на себя, он [понял бы], что ему лучше простоять на месте сорок, чем пройти перед [тем, кто совершает молитву]!» Абу ан-Надр[584] сказал: «И я не знаю, что именно он сказал — сорок дней, месяцев или лет». Глава 139. Препятствование тому, кто проходит перед молящимся 343 Передают, что Абу Салих ас-Самман сказал: Однажды, когда я совершал пятничную молитву вместе с Абу Са'идом аль-Худри , который молился, отгородившись чем-то от людей, какой-то юноша из племени бану абу му'айт хотел пройти перед ним[585], однако [Абу Са'ид] толкнул его в верхнюю часть груди. Посмотрев [по сторонам], этот юноша увидел, что [достичь того места, куда он направлялся], он может, только если пройдёт перед Абу Са'идом, и повторил [свою попытку], но тот толкнул его ещё сильнее. [Юноша] остановился и принялся поносить Абу Са'ида, а потом [вокруг них] собралось много людей. Тогда [юноша] вышел [из мечети], явился к Марвану[586] и пожаловался на то, что ему [пришлось претерпеть]. Вслед за ним Абу Са'ид также пришёл к Марвану, который спросил его: «Что произошло между тобой и сыном твоего брата? Он пришёл с жалобой на тебя». Абу Са'ид сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: " Если любой из вас станет молиться, [обратившись лицом] к тому, что будет отделять его от людей, а кто-нибудь захочет пройти перед ним [в это время], пусть [молящийся] толкнёт его в верхнюю часть груди, и если тот откажется [подчиниться], пусть он сразится с ним[587], ибо это — не кто иной, как шайтан! " [588]» Глава 140. Что может служить преградой перед молящимся 344 Передают, что Тальха ибн " Убайдуллах сказал: «Обычно, когда мы молились, перед нами проходили животные. Мы рассказали об этом посланнику Аллаха , и он сказал: " Пусть перед каждым из вас [во время молитвы] будет нечто [высотой] с заднюю часть седла[589], и тогда [животные, которые] будут проходить перед ним, не повредят ему"». Глава 141. Молитва перед копьём 345 Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что, выходя [на молитву] в день праздника, посланник Аллаха приказывал, чтобы [в землю] перед ним воткнули короткое копьё, после чего совершал перед ним молитву, а люди молились позади него. Так же он поступал, находясь в пути, а потом этот обычай переняли и другие правители.
Глава 142. Молитва перед верблюдицей 346 Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк нередко [опускал на землю] перед собой свою верблюдицу и молился, обратившись к ней лицом. Глава 143. Прохождение перед преградой, которая отделяет молящегося от людей 347 'Аун ибн Абу Джухайфа передал со слов своего отца, [Абу Джухайфы Вахба ибн 'Абдуллаха ], что тот видел посланника Аллаха в шатре из красной кожи. [Абу Джухайфа] сказал: «И я видел, как Билял вынес воду, [которой посланник Аллаха ж совершил] омовение, и я видел, как [после этого] люди устремились к этой воде[590], и тот, кому доставалось [хоть немного], обтирался ею, тот же, кому ничего не досталось, прикасался к влажной руке своего товарища. И я видел, как Билял вынес [из шатра] палку с заострённым концом[591] и воткнул её [в землю], после чего наружу вышел посланник Аллаха , одетый в одежду красного цвета, [полы] которой были подобраны [до середины голеней]. Затем [посланник Аллаха ж обратился лицом в сторону] этой палки и совершил с людьми молитву в два раката, и я видел, как люди и животные проходили перед ней»[592]. Глава 144. Во время молитвы запрещается возлагать руки на бока 348 Абу Хурайра передал, что пророк запрещал молиться, возлагая руки на бока.
Глава 145. Запрещается плевать перед собой во время молитвы 349 Передают со слов Абу Хурайры что однажды, увидев мокроту на [стене] мечети, [ориентированной на] киблу, посланник Аллаха повернулся к людям и сказал: «Почему один из вас становится [на молитву] и обращается лицом к своему Господу, а потом плюёт перед собой? Разве кому-нибудь из вас понравится, если кто-то повернётся к нему и плюнет ему в лицо?! Когда кому-либо из вас захочется сплюнуть, пусть сплюнет налево себе под ногу, а если [такой возможности] у него не будет, пусть сделает так». И аль-Касим[593] [показал, как следует поступать в подобных случаях]. [Взявшись за край] своей одежды, он сплюнул [на него], а потом растёр [плевок другой частью этого края]. Глава 146. Во время молитвы желательно подавлять зевоту 350 Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри что посланник Аллаха сказал: «Если кто-нибудь из вас [захочет] зевнуть во время молитвы, пусть подавляет зевоту, сколько сможет, ибо [иначе] шайтан проникнет [в него]». В другой версии [этого хадиса сообщается, что пророк сказал]: «...пусть прикроет рот рукой, ибо [иначе] шайтан обязательно проникнет [в него]». Глава 147. Во время молитвы разрешается держать на руках детей 351 Передают, что Абу Катада аль-Ансари сказал: Я видел, как посланник Аллаха проводил молитву с людьми, держа на плече Умаму бинт Абу аль-'Ас, дочь дочери посланника Аллаха Зайнаб. [Собираясь] совершить поясной поклон, он опускал [девочку на землю], а когда поднимался после земного поклона, [снова сажал] её [на плечо].
Глава 148. Очищение земли от камешков во время молитвы 352 Передают, что Му'айкиб сказал: «[Однажды в присутствии] пророка кто-то упомянул об очищении места совершения земных поклонов от мелких камешков, и он сказал: " Если тебе необходимо сделать это [во время молитвы, сделай], но [только] один раз"». Глава 149. Растирание плевка сандалией 353 Передают, что 'Абдуллах ибн аш-Шиххир сказал: «[Однажды] я молился вместе с посланником Аллаха ш и видел, как он сплюнул и растёр плевок сандалией». Глава 150. Заплетённые в косу волосы молящегося 354 Передают, что [однажды], заметив, что волосы молящегося 'Абдуллаха ибн аль-Хариса заплетены в косу сзади, 'Абдуллах ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, встал и начал распускать их. Закончив молиться, ['Абдуллах ибн аль-Харис] подошёл к Ибн 'Аббасу и спросил его: «Что тебе до моей головы?» [В ответ ему Ибн 'Аббас] сказал: «Поистине, я слышал, как посланник Аллаха ш сказал: " Такой [человек][594] подобен тому, кто молится связанным'"». Глава 151. Совершение молитвы после того как будет подана еда 355 Передают со слов Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха сказал: «Если ужин подадут тогда, когда настанет время молитвы, поужинайте, прежде чем совершать закатную молитву, и не торопитесь во время [еды]». Глава 152. Веление совершать земные поклоны в случае проявления невнимательности во время молитвы 356 Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри , что посланник Аллаха сказал: «Если во время молитвы кто-нибудь из вас будет сомневаться, не зная [точно], три или четыре [раката] он совершил, пусть отринет сомнения и основывается на том, в чём он уверен[595], а потом, перед таслимом, совершит два земных поклона [в качестве искупления за проявление невнимательности]. Если человек [по ошибке] совершит [обязательную молитву в] пять ракатов, то [благодаря совершению этих двух поклонов общее количество совершённых им ракатов] станет чётным, если же он [по ошибке] совершит [вышеупомянутые поклоны] после четырёх ракатов, [эти поклоны] унизят шайтана». 357 Передают, что Абу Хурайра сказал: «[Однажды] посланник Аллаха проводил с нами одну из двух предвечерних молитв — либо полуденную, либо послеполуденную. Совершив два раката, он произнёс слова " Мир вам и милость Аллаха", подошёл к бревну, которое находилось у [стены, ориентированной на] киблу, и облокотился на него, [а нам показалось, что] он гневается. Среди [участников этой молитвы] находились Абу Бакр и 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, которые [не решились] заговорить с [пророком ] из крайнего почтения по отношению к нему. Между тем самые торопливые из людей стали покидать [мечеть, говоря]: " Молитву укоротили", и тогда со своего места поднялся один человек по прозвищу Двурукий[596]. Он спросил: " О посланник Аллаха, [теперь] молитва стала короче, или ты забыл [что-нибудь]? " Пророк посмотрел направо и налево, а потом спросил: " Что говорит Двурукий? " [Люди стали] говорить: " Правду, ведь ты совершил только два раката". Тогда [пророк ] совершил два [пропущенных] раката и произнёс слова " Мир вам и милость Аллаха", а потом сказал: " Аллах велик" — и совершил земной поклон. Затем он снова сказал: " Аллах велик" — и поднял [голову][597], потом снова произнёс сказал: " Аллах велик" — и совершил земной поклон, после чего снова произнёс слова " Аллах велик" и поднял [голову]». [Ибн Сирин][598] сказал: «Мне сообщили, что 'Имран ибн Хусайн, [со слов которого передавали нечто подобное], говорил: "...а затем произнёс слова Мир вам и милость Аллаха'». Глава 153. О совершении земного поклона во время чтения Корана 358 Передают, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда пророк читал [в нашем присутствии] такую суру Корана, в которой упоминалось о земном поклоне, он совершал земной поклон[599], а мы кланялись вместе с ним, [и иногда получалось так, что] некоторым из нас не удавалось найти [на полу] места, которого можно было бы коснуться лбом». 359 Передают, что Абу Рафи сказал: «[Однажды] я принимал участие в вечерней молитве вместе с Абу Хурайрой который совершил земной поклон, прочтя " Когда небо расколется" [600]. Потом я спросил его: " Что за земной поклон [ты совершил]? " — и он сказал: " Я совершал поклоны [в таких случаях во время молитв], когда находился позади Абу аль- Касима[601], и я буду совершать их, пока не встречу его" [602]».
Глава 154. Обращение к Аллаху с мольбой во время утренней молитвы 360 Передают, что Абу Хурайра сказал: «[Был такой период, когда во время] совершения утренней молитвы посланник Аллаха как обычно [сначала] читал Коран, [потом] произносил слова " Аллах велик" [а потом совершал поясной поклон] и выпрямлялся со словами " Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу; Господь наш, а Тебе — хвала" после чего говорил стоя: [603] " О Аллах, спаси аль-Валида ибн аль-Валида, Саляму ибн Хишама, 'Айяша ибн Абу Раби'у[604] и слабых из числа верующих! О Аллах, подвергни суровому наказанию [людей из племён] мудар[605] и сделай так, чтобы для них оно продолжалось столько же, сколько лет [длилась засуха] во времена Юсуфа! [606] О Аллах, прокляни [убийц из племён] лихьян, ри'ль, закван и 'усайя[607], которые ослушались Аллаха и Его посланника! " А потом до нас дошло, что после ниспослания [аята, в котором сказано]: " Не тебе решать — [это Аллах] либо примет их покаяние, либо подвергнет их наказанию. Поистине, они несправедливы! " (3: 128), [пророк ] перестал делать это».
|