Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Книга о вере 14 страница
[Са'д ибн Хишам] сказал: «После этого я пошёл к Ибн 'Аббасу и передал ему слова ['Аиши]. [Выслушав меня], он сказал: " Она сказала правду, и если бы я приближался к ['Аише] или посещал её, то обязательно пришёл бы к ней, чтобы она сама рассказала мне это" Тогда я воскликнул: " Знай я, что ты к ней не приходишь, не стал бы передавать тебе её слова! "» Глава 189. О совершении витра 396 Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «По ночам посланник Аллаха совершал витр [в разное время] — ив начале, и в середине, и в конце ночи, что же касается [последнего раката этой молитвы, то иногда] он завершался незадолго до рассвета». Глава 190. О витре и дополнительной утренней молитве в два раката перед обязательной утренней молитвой 397 Передают, что Анас ибн Сирин сказал: «[Однажды] я спросил Ибн " Умара: " Скажи, следует ли мне долго читать [Коран], совершая два раката перед [обязательной] утренней молитвой? " Он сказал: " Обычно ночная молитва посланника Аллаха зв состояла из парных [ракатов, завершив же её], он совершал витр в один ракат..." Я [перебил его]: " Я ведь спрашиваю тебя не об этом" [на что] он сказал: " Поистине, ты плохо воспитан! Не дашь ли ты мне сказать тебе всё, что я хотел?! Обычно ночная молитва посланника Аллаха состояла из парных [ракатов, завершив же её], он совершал витр в один ракат[650], а перед [обязательной] утренней молитвой он совершал [дополнительную] молитву в два раката [так быстро], будто уже слышал призыв[651]"».
Глава 191. Если человек опасается, что не сможет проснуться в конце ночи, пусть совершит витр в её начале 398 Передают со слов Джабира , что посланник Аллаха сказал: «Пусть тот, кто опасается, что не сможет проснуться в конце ночи, совершит витр в её начале. И пусть тот, кто очень хочет встать в конце ночи, совершит [эту молитву] в конце, ибо, поистине, молитва в конце ночи [совершается] при свидетелях[652], и [совершать её в такое время] лучше». Глава 192. Совершайте витр, прежде чем наступит утро 399 Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри , что посланник Аллаха сказал: «Совершайте витр, прежде чем наступит утро».
Глава 193. Достоинство чтения Корана во время молитвы 400 Передают, что Абу Хурайра сказал: «[Однажды] посланник Аллаха щ спросил: " Хотел бы кто-нибудь из вас вернуться к своей семье и обнаружить [дома] трёх больших беременных жирных верблюдиц? " [Все] мы стали говорить: " Да" и [тогда пророк ] сказал: " Но три аята, которые любой из вас [может] прочесть во время молитвы, лучше трёх больших беременных жирных верблюдиц! "» Глава 194. О двух равных по длине сурах, которые читаются во время совершения одного раката 401 Передают, что Абу Ваиль сказал: «[Как-то раз] после совершения утренней молитвы мы пошли к 'Абдуллаху ибн Мас'уду. Мы поприветствовали его у дверей, и он разрешил нам войти». [Абу Ваиль] сказал: «[После этого] мы некоторое время продолжали стоять у двери, а потом [из дома] вышла рабыня и спросила: " Вы что, не войдёте? " Тогда мы вошли и увидели, что ['Абдуллах] сидит [в комнате], поминая Аллаха. Он спросил: " Почему вы не входили, ведь я разрешил вам? " Мы стали говорить: " Мы просто подумали, что кто- то из твоих домочадцев ещё спит". Он сказал: " [Может быть], вы сочли, что [кто-то из членов] семьи сына Умм 'Абд' проявляет беспечность? " После этого он снова стал поминать Аллаха, а когда решил, что солнце уже взошло, сказал: " О девушка, посмотри, взошло ли солнце" Она посмотрела, и оказалось, что [солнце] ещё не взошло. Тогда он снова стал поминать Аллаха, а когда решил, что солнце уже взошло, сказал: " О девушка, посмотри, взошло ли солнце" и она посмотрела. [На этот раз] оказалось, что солнце уже взошло, и тогда ['Абдуллах] воскликнул: " Хвала Аллаху, Который сегодня простил нас"». Махди[653] сказал: «И я считаю, что ['Абдуллах ибн Мас'уд также] сказал " и не погубил нас за наши грехи"». [Абу Ваиль] сказал: После этого кто-то [из присутствовавших] сказал: «Вчера я прочёл [все суры] муфассаля [654] », на что 'Абдуллах сказал: «[Значит], ты читал очень быстро, как читают стихи, что же касается нас, то мы слышали чтение посланника Аллаха ш, и я точно помню, что он читал по две близких друг к другу [по длине или смыслу] суры из числа восемнадцати сур муфассаля и какие-нибудь две суры из тех, что начинаются с " Ха. Мим" [655]». Глава 195. Что сообщалось о молитвах во время рамадана 402 Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что [однажды] ночью посланник Аллаха вышел [из её комнаты] и стал молиться в мечети, а люди, [которые увидели это], молились, следуя его примеру. Наутро об этом стали говорить, [и к вечеру на молитву] собралось уже больше людей, которые молились, следуя примеру посланника Аллаха , когда он вышел на молитву на вторую ночь. Утром люди рассказывали об этом друг другу, и на третью ночь в мечети собралось множество людей, которые молились по примеру [пророка ], когда он вышел [на молитву]. Когда же настала четвёртая ночь, мечеть не вместила всех [желающих помолиться], но посланник Аллаха не вышел к ним. Некоторые люди принялись [громко] повторять «Молитва!», но посланник Аллаха ш вышел к ним только тогда, когда [настало время] утренней молитвы. Совершив её, он повернулся к людям лицом, произнёс слова свидетельства единобожия и сказал: «А затем, поистине, от меня не укрылось то, чем вы занимались этой ночью[656], однако я побоялся, что ночная молитва будет вменена вам в обязанность[657], а вы не сможете совершать её». В другой версии [этого хадиса сообщается также, что Аиша сказала]: «И это было во время рамадана». Глава 196. О совершении ночных молитв во время рамадана и побуждении к этому 403 Передают, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха всегда побуждал [людей] совершать дополнительные ночные молитвы во время рамадана, но не приказывал им этого категорически, а [только] говорил: " Простятся прежние грехи тому, кто во время рамадана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду Аллаха" И в этом отношении всё оставалось по-прежнему до самой смерти посланника Аллаха , а также во время правления Абу Бакра и в начале правления " Умара». Главы о пятничной молитве Глава 197. Указание относительно пятницы, которое было дано членам мусульманской общины 404 Передают, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха сказал: " Мы — последние[658], [но] в День воскресения [мы станем] первыми и первыми войдём в Рай[659], хотя им[660] Писание было даровано раньше нас, а нам — позже, нежели им. Они разошлись во мнениях об [этом дне], тогда как нам Аллах указал путь к истине, относительно которой они разошлись. Аллах указал нам путь к этому дню[661] ([передатчик этого хадиса] сказал: «[Имеется в виду] пятница»), относительно которого они разошлись во мнениях. День пятницы — для нас, следующий день — для иудеев, а следующий после него — для христиан"». Глава 198. Достоинство пятницы 405 Передают со слов Абу Хурайры , что пророк сказал: «Аучшим из дней, в которые [когда-либо] поднималось солнце, является пятница — в [этот день] был создан Адам, в [этот день] он был введён в Рай, в [этот день] он был удалён оттуда, и Час этот[662] наступит не иначе как в пятницу». Глава 199. Об определённом периоде времени в пятницу 406 Передают, что Абу Хурайра сказал: «[Однажды] Абу-ль-Касим щ сказал: " Поистине, есть в пятницу такой период времени, когда Аллах непременно дарует мусульманину, совершающему [в это время] молитву и просящему Его [даровать ему] нечто благое, то, [чего тот просит]", после чего сделал знак рукой, показывая, сколь короток этот период».. 407 Передают, что Абу Бурда ибн Абу Муса аль-Аш'ари, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: [Как-то раз] 'Абдуллах ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, спросил [меня]: «Не приходилось ли тебе слышать, как твой отец передавал слова посланника Аллаха ш об одном периоде[663] пятницы?» Я сказал: «Да, я слышал, как он сказал, что слышал, как посланник Аллаха сказал: " [Этот период начинается с того момента, когда] имам усаживается [на минбаре], и продолжается до завершения молитвы"». Глава 200. Что из Корана желательно читать во время утренней молитвы в пятницу 408 Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что во время утренней молитвы в пятницу пророк обычно читал «Алиф. Лям. Мим. [Это] Писание, в котором нет сомнения, ниспослано от Господа миров...»[664] и «Разве не прошло для человека то время...»[665] Что же касается пятничной молитвы, то, совершая её, пророк ш обычно читал суру «Аль-Джуму'а»[666] и суру «Лицемеры»[667]. Глава 201. О полном омовении в пятницу 409 Передают, что Абу Хурайра сказал: Однажды, когда 'Умар ибн аль-Хаттаб читал людям проповедь в пятницу, [в мечеть] вошёл 'Усман ибн 'Аффан. Не обращаясь к нему непосредственно, 'Умар воскликнул: «Почему [некоторые] люди опаздывают, [являясь в мечеть] после призыва на молитву?!» 'Усман сказал: «О повелитель правоверных, услышав призыв, я только совершил омовение (вудуа потом пришёл!» Тогда 'Умар воскликнул: «Ещё и омовение! '1 Разве вы не слышали, как посланник Аллаха говорил: " Пусть совершит полное омовение тот из вас, кто [намерен] явиться на пятничную молитву"?»
Глава 202. Использование благовоний и зубочистки в пятницу 410 Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри что посланник Аллаха сказал: «В пятницу полное омовение и использование зубочистки обязательны для каждого [мусульманина], достигшего половой зрелости. [Кроме того, каждому], по возможности, следует использовать благовония». Глава 203. Достоинство заблаговременного прихода на молитву в пятницу 411 Передают со слов Абу Хурайры, что пророк сказал: «С наступлением пятницы у каждой двери мечети [располагаются] ангелы, которые одного за другим записывают [приходящих], когда же имам усаживается [на минбаре, ангелы] сворачивают свои свитки и являются [в мечеть], чтобы послушать [слова] поминания [Аллаха][668]. Человек, который придёт [в мечеть] заблаговременно, будет подобен тому, кто принесёт в жертву [Аллаху] верблюда; [тот, кто придёт на молитву позже], будет подобен тому, кто принесёт в жертву [Аллаху] корову; [тот, кто придёт ещё позже], будет подобен тому, кто принесёт в жертву [Аллаху] барана; [тот, кто придёт ещё позже], будет подобен тому, кто принесёт в жертву [Аллаху] курицу, [а тот, кто придёт ещё позже], будет подобен тому, кто принесёт в жертву [Аллаху] яйцо». Глава 204. Время пятничной молитвы наступает тогда, когда солнце начинает клониться к закату 412 Передают, что Саляма ибн аль-Аква' сказал: «Обычно мы приступали к пятничной молитве с посланником Аллаха тогда, когда солнце начинало клониться к закату, а потом возвращались, [и каждый из нас] следил за [своей] тенью»[669].
Глава 205. О сооружении минбара посланника Аллаха т и стоянии на минбаре во время молитвы 413 Передают со слов Абу Хазима , что [однажды] несколько человек, между которыми возник спор относительно того, из какого дерева был сделан минбар[670] [пророка ], пришли к Сахлю ибн Са'ду [и спросили его об этом]. [В ответ им] он сказал: «Клянусь Аллахом, поистине, я знаю, из какого дерева он был [сделан, и знаю], кто его сделал, и я видел посланника Аллаха щ в тот день, когда он впервые сел на него». [Абу Хазим] сказал: Я попросил: «О Абу аль-Аббас[671], так расскажи нам [об этом]». [Тогда Сахль] сказал: «[В своё время] посланник Аллаха послал [человека] к одной женщине[672], [чтобы тот передал ей]: " Вели своему рабу-плотнику сделать для меня из дерева [возвышение], с которого я буду обращаться к людям" и тот сделал [этот минбар] с тремя ступенями. Потом посланник Аллаха велел, чтобы [минбар] установили на этом месте, а сделан он был из тамариска, [который срубили в] Аль-Габе[673]. И я видел, как посланник Аллаха поднялся на [этот минбар] и произнёс слова " Аллах велик", а вслед за ним такбир произнесли находившиеся позади него люди. Затем он [совершил поясной поклон] и выпрямился, после чего сошёл вниз, пятясь назад[674], и совершил у подножия минбара земной поклон, а затем [снова поднялся на минбар] и довёл молитву до конца. После этого он повернулся к людям и сказал: " О люди, поистине, я сделал это, чтобы вы следовали за мной и учились тому, как я совершаю молитву"». Глава 206. О том, что говорится в хутбе 414 Передают, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «[В своё время] Димад, который был родом из племени азд шануа и умел читать заклинания [от безумия и джиннов], прибыл в Мекку и услышал, как неразумные люди из числа её жителей говорят: " Поистине, Мухаммад — безумец! " [Услышав их речи], он сказал себе: " Почему бы мне не повстречаться с этим человеком? Может быть, Аллах исцелит его через меня" [Некоторое время спустя] он действительно встретился с [пророком ] и сказал: " О Мухаммад, поистине, я умею читать заклинания от [безумия и джиннов], и, поистине Аллах исцеляет через меня, кого пожелает, так не нужно ли тебе это? " [Выслушав его], посланник Аллаха сказал: " Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому обращаемся за помощью! Никому не сбить с пути того, кому Аллах указывает путь, а тому, кого Он сбивает с пути, никто его не укажет. Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник, а затем..." Тут Димад сказал: " Повтори мне эти слова" и посланник Аллаха повторил их ему трижды, после чего Димад сказал: " Я слышал слова прорицателей, колдунов и поэтов, но мне не приходилось слышать ничего, подобного этим твоим словам, которые [могут] достичь самого дна моря! " Затем он сказал: " Дай мне руку, и я принесу тебе клятву на верность исламу! " — после чего дал такую клятву пророку [Выслушав его], посланник Аллаха ж спросил: " Ты приносишь клятву и за твоих соплеменников? " — на что [Димад] ответил: " И за моих соплеменников" После этого посланник Аллаха направил [в Йемен] боевой отряд, [путь которого] пролегал через [места обитания] соплеменников [Димада]. Там командир этого отряда спросил [своих бойцов]: " Не забрали ли вы что-нибудь у этих [людей]? " Один из [бойцов] сказал: " Я взял у них сосуд для подмывания" и тогда [командир] велел: " Верните им [этот сосуд], ибо они — соплеменники Димада"». Глава 207. Громкое произнесение хутбы имамом и её содержание 415 Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда посланник Аллаха обращался к людям с проповедями, глаза его краснели, голос становился г ромким, и он гневался, начиная походить на человека, который предупреждает [людей] о приближении [вражеского] войска словами " Враг придёт к вам утром! " или " Враг придёт к вам вечером! " И он говорил: " Я был направлен [к людям] в то время, когда Час этот[675] стал близок [к ним], как [близки] два этих! " — соединяя указательный и средний пальцы. И он говорил: " А затем, поистине, лучшие слова [содержит в себе] Книга Аллаха, лучшее руководство есть руководство Мухаммада, худшими из дел являются [дела] новоизобретённые[676], а всякое нововведение есть заблуждение! " И он говорил: " Я ближе к каждому верующему, чем его собственная душа[677], и если кто- либо оставит после смерти какое-нибудь имущество, то [оно достанется] его семье, если же кто-либо оставит после себя долг или неимущих родственников, то это — мне, и я должен буду [позаботиться об этом[678]]! "» Глава 208. Обращение к людям с краткой хутбой 416 Передают, что Абу Ваиль сказал: [Однажды] 'Аммар [ибн Ясир] обратился к нам с проповедью, во время которой он говорил недолго, но довёл [до нашего сведения всё, что хотел сказать]. Когда он спустился [с минбара], мы стали говорить: «О Абу аль-Якзан, ты довёл [до нас всё, что хотел сказать], но говорил [слишком] мало. [Как было бы хорошо], если бы ты [говорил] долго!» [В ответ нам] он сказал: «Поистине, я слышал, как посланник Аллаха сказал: " Поистине, продолжительность молитвы и краткость проповеди свидетельствуют о понимании человека[679], так удлиняйте же молитву и сокращайте хутбу, ибо [подчас] красноречие [бывает сродни] колдовству». Глава 209. Чего нельзя упускать во время хутбы 417 Передают со слов 'Ади ибн Хатима , что как-то раз один человек, который произносил проповедь в присутствии пророка , сказал: «Правильным путём идёт тот, кто повинуется Аллаху и Его посланнику, а тот, кто ослушается их, собьётся с пути». [Услышав его слова], посланник Аллаха щ сказал: «Ты плохой проповедник! Говори: " а тот, кто ослушается Аллаха и Его посланника"». Глава 210. Чтение Корана на минбаре во время хутбы 418 Передают, что Умм Хишам бинт Хариса ибн ан-Ну'ман сказала: «В течение двух лет или года с лишним мы пользовались одной печью с посланником Аллаха , и я научилась [суре, в которой говорится] " Каф. Клянусь славным Кораном! '", только от посланника Аллаха , читавшего её с минбара каждую пятницу, когда он обращался к людям с проповедью». Глава 211. Знак пальцем во время хутбы 419 Передают со слов Хусейна [ибн 'Абд ар-Рахмана ас-Сулями], что [однажды], увидев, как Бишр ибн Марван[680] стоит на минбаре с [высоко] поднятыми руками[681], 'Умара ибн Руайба воскликнул: «Да обезобразит Аллах эти руки! Я видел, как [в подобных случаях] посланник Аллаха делал руками только такие движения», и он сделал знак указательным пальцем. Глава 212. Обучение во время хутбы 420 Передают, что Абу Рифа'а [Тамим ибн Усайд] сказал: «[Однажды] я подошёл к пророку , произносившему хутбу, и сказал: " О посланник Аллаха, явился чужеземец[682], который спрашивает о своей религии, ибо не знает, в чём состоит её [суть]" [Услышав это], посланник Аллаха повернулся ко мне, прервал хутбу и подошёл ко мне. После этого ему принесли стул, ножки которого, как мне показалось, были сделаны из железа. Посланник Аллаха сел на него и принялся обучать меня тому, чему научил его Аллах, а потом [продолжил] свою хутбу и довёл её до конца».
Глава 213. О сидении между двумя хутбами во время пятничной молитвы 421 Передают, что Джабир ибн Самурае [сказал]: «[Сначала] посланник Аллаха читал хутбу стоя, потом присаживался, а потом вставал и [продолжал] читать. Что же касается того, кто сообщил тебе, что [пророк ] читал хутбу сидя, то он солгал, ибо, клянусь Аллахом, я молился вместе с ним более двух тысяч раз». Глава 214. Облегчение молитвы и хутбы 422 Передают, что Джабир ибн Самура сказал: «Я часто молился вместе с посланником Аллаха , молитвы и хутбы которого [никогда] не были ни слишком краткими, ни слишком длинными». Глава 215. Тому, кто войдёт в мечеть, когда имам будет произносить хутбу, следует совершить молитву 423 Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «[Как-то раз] в пятницу Сулейк аль-Гатафани явился [в мечеть] в то время, когда посланник Аллаха сидел на минбаре. Сулейк сел, не помолившись, и пророк спросил его: " Совершил ли ты молитву в два раката? " [683] Тот ответил: " Нет" и тогда [пророк ] сказал: " Встань и соверши [эти ракаты]"». Глава 216. Необходимо слушать хутбу молча 424 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха сказал: «Если в пятницу, когда имам будет читать хутбу, ты скажешь своему товарищу " Молчи и слушай [внимательно]" то скажешь лишнее»[684].
Глава 217. Достоинство того, кто внимательно и молча слушает имама в пятницу 425 Передают со слов Абу Хурайры , что пророк сказал: «Тому, кто [должным образом] совершит омовение, явится на пятничную молитву, помолится[685], [совершив столько ракатов], сколько ему было предопределено, и станет слушать [имама], храня молчание, пока тот не закончит хутбу, а потом совершит с ним [предписанную] молитву, простятся [прегрешения][686], которые он совершит между этой и следующей пятничной молитвой, а также в течение ещё трёх дней». Глава 218. О словах Всевышнего «А когда они видят, [что можно заняться] торговлей или [предаться] развлечениям, то расходятся, [устремляясь] к этому, и оставляют тебя стоять» 426 Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что [однажды], когда пророк стоя произносил хутбу, из Шама прибыл караван верблюдов со съестными припасами, и люди стали незаметно покидать [место молитвы, направляясь к этому каравану]. [Это продолжалось до тех пор], пока [в мечети] не осталось только двенадцать человек, и тогда был ниспослан аят, [где сказано]: «А когда они видят, [что можно заняться] торговлей или [предаться] развлечениям, то расходятся, [устремляясь] к этому, и оставляют тебя стоять» (62: 11). Глава 219. Что из Корана читается во время пятничной молитвы 427 Передают, что ан-Ну'ман ибн Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Во время праздничных и пятничных молитв посланник Аллаха обычно читал " Славь имя твоего Высочайшего Господа" [687] и " Дошёл ли до тебя рассказ о Покрывающем? '", а если день праздника приходился на пятницу, то он читал [эти суры] во время обеих молитв». Глава 220. [Дополнительная] молитва в мечети после [обязательной] пятничной молитвы 428 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха сказал: «Если [пожелаете] помолиться после пятничной молитвы, совер шайте молитву в четыре [раката]». В другой версии [этого хадиса сообщается, что] Сухайль сказал: «[Пророк также сказал]: "...если же у тебя будет срочное дело, то соверши два раката в мечети, а ещё два раката — после возвращения [домой]"». Глава 221. [Дополнительная] молитва, [совершаемая] дома после [обязательной] пятничной молитвы 429 Передают, что после пятничной молитвы 'Абдуллах ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, обычно покидал мечеть и совершал [дополнительную] молитву в два раката у себя дома, после чего говорил: «Так всегда поступал и посланник Аллаха ». Глава 222. После пятничной молитвы человеку не следует приступать к дополнительной молитве, пока он не поговорит с кем-либо или не покинет место совершения предыдущей молитвы 430 'Умар ибн 'Ата передал, что [однажды] Нафи' ибн Джубайр послал его к ас-Са'ибу, сыну сестры Намира, чтобы спросить, как совершал молитву Му'авия, чему [ас-Са'иб] был свидетелем. [В ответ на вопрос 'Умара] он сказал: «Да, мне действительно довелось совершить с ним пятничную молитву в отдельном помещении[688], а после того, как имам произнёс слова таслима, я встал на том же месте, где находился, и совершил [дополнительную] молитву. Войдя [в свои покои, Му'авия] послал за мной, [а когда я явился к нему], он сказал: " Больше не делай так. Совершив пятничную молитву, не приступай [к добровольной], пока не поговоришь [с кем-либо] или не покинешь [своё место], ибо, поистине, [поступать так] нам велел посланник Аллаха [Он говорил], чтобы мы не совершали одну молитву сразу же после другой, пока не поговорим [с кем-либо] или не покинем [то место, где была совершена предыдущая молитва]"».
|