Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Книга о вере 19 страница
[Абу Хурайра] сказал: «И я слышал, как посланник Аллаха сказал: " И он старается расширить их, но не может"».
Глава 42. О расходующем и скупом
555 Передают со слов Абу Хурайры , что пророк щ сказал: «Каждый день, когда рабы [Аллаха] просыпаются утром, [с небес] обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: " О Аллах, возмести тому, кто расходует [свои] средства! " [865] — другой же говорит: " О Аллах, приведи скупого к гибели! " [866]»
Глава 43. Надёжный хранитель является одним из двоих подающих милостыню
556 Передают со слов Абу Мусы аль-Аш'ари , что пророк сказал: «Хранитель [хозяйского добра], который исповедует ислам, отличается верностью и выполняет (или: отдаёт) всё, что ему было велено, отдавая всё полностью и от души и вручая [милостыню] тому, кому было приказано [её вручить], является одним из двоих подающих [её]»[867].
Глава 44. Расходуй, не подсчитывай и не припрятывай
557 Передают со слов Асмы бинт Абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен Аллах ими обоими, что [однажды] она пришла к пророку и сказала: «О пророк Аллаха, у меня есть лишь, то, что даёт мне аз-Зубайр, так не совершу ли я грех, если буду выделять небольшие средства [для помощи бедным] из того, что он мне даёт?» [Пророк ] сказал: «Давай, что можешь, и не припрятывай[868], ибо тогда и Аллах спрячет [то, что может тебе даровать]».
Глава 45. О том случае, когда женщина расходует нечто из дома своего мужа
558 Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха сказал: «Если женщина [раздаст в качестве милостыни что-нибудь] из еды, [которая имеется у] неё дома, [никому] не нанося ущерба[869], она получит награду за то, что [раздаст], её муж получит награду за то, что он заработал, и такую же [награду получит] хранитель[870], и награда любого из них никак не уменьшит награды другого».
Глава 46. О том, что раб тратит из имущества своего хозяина
559 Передают, что 'Умайр, вольноотпущенник Абу аль-Ляхма, сказал: «[Однажды] мой хозяин велел мне нарезать для него мясо для сушки, а потом ко мне пришёл какой-то бедняк, и я накормил его, [отдав ему часть этого мяса]. Когда об этом узнал мой хозяин, он избил меня, а я пошёл к посланнику Аллаха и [обо всём] рассказал ему. Он позвал [к себе моего хозяина] и спросил [его]: " Почему ты избил его? " Тот сказал: " Он раздаёт мою еду, не получив на то моего веления". Тогда [посланник Аллаха ] сказал: " Награда [за это будет поделена] между вами"».
560 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха сказал: «Женщина может поститься в присутствии своего мужа[871] только с его позволения и может пускать в дом своего мужа в его присутствии [кого бы то ни было] только с его позволения, если же она израсходует что-то [на милостыню] без его разрешения, половина награды за это достанется ему».
Глава 47. Воздержание и терпение
561 Абу Са'ид аль-Худри передал, что [однажды] люди из числа ансаров попросили [что-то] у посланника Аллаха , и он дал им [это], потом они [снова] попросили у него [что-то], и он дал им [это], когда же [всё], что было у [пророка ], закончилось, он сказал: «Какие бы богатства мне ни достались, я никогда не стану запасать их [для себя и обходить] вас. [Однако запомните, что] того, кто будет стараться воздерживаться ', Аллах сделает воздержанным[872], того, кто не будет нуждаться [ни в ком, кроме Аллаха], Аллах обогатит[873], а того, кто будет проявлять терпение, Аллах укрепит' [в этом], и никто ещё не получал лучшего и более щедрого дара, чем терпение».
Глава 48. О пропитании, которое необходимо для жизни и удовлетворённости
562 Передают со слов 'Абдуллаха ибн 'Амра ибн аль-'Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха сказал: «Преуспеет гот, кто примет ислам, и получит в удел то, чего для него будет достаточно[874], и будет доволен тем, что Аллах дарует ему».
Глава 49. Воздержание от попрошайничества
563 Передают со слов Му'авии [ибн Абу Суфьяна ], что посланник Аллаха т сказал: «Не будьте [слишком] настойчивы в просьбах, ибо, клянусь Аллахом, если кто-нибудь из вас станет просить у меня что-либо и вынудит меня своими просьбами дать ему то, чего я давать не желаю, не будет для него благословенным то, что я ему дам!»
Глава 50. О нежелательности обращений к людям с просьбами
564 Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк сказал: «Любой из вас, кто будет беспрестанно обращаться [к людям] с просьбами[875], встретит Аллаха, не имея ни единого кусочка плоти на лице»[876].
565 Передают, что Абу Хурайра сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: " Любому из вас пойти и нарубить утром дров, [принести их] на спине, [продать], подать милостыню и избавиться от необходимости [обращаться с просьбами к] людям, безусловно, будет лучше, чем просить того или иного человека, который [может] дать ему [что-нибудь], а [может и] отказать. Поистине, высшая рука лучше руки низшей[877], начинай же [давать] с тех, кого ты [обязан] содержать"».
Глава 51. Высшая рука лучше руки низшей
566 'Абдуллах ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что [однажды] посланник Аллаха , [произносивший проповедь] с минбара, упомянул о милостыне и воздержании от попрошайничества и сказал: «Высшая рука лучше руки низшей. Высшая рука — это рука расходующая, а низшая — рука просящая».
567 Передают, что Хаким ибн Хизам сказал: «[Однажды] я попросил [что-то] у пророка , и он дал мне [это], потом я [снова] обратился к нему с просьбой и он дал мне [то, что я просил], потом я [снова] обратился к нему с просьбой, и он дал мне [то, что я просил], а потом сказал: " Поистине, это богатство [подобно] зелёному и сладкому [плоду] — оно становится благословенным для того, кто получает его, [не прибегая к просьбам и не стремясь к нему] душой, а для того, кто [добивается] его, [подчиняясь желаниям] души, благословенным оно не станет, и уподобится он [человеку], который ест, но не насыщается. [Запомни, что] высшая рука лучше низшей"».
Глава 52. Бедным является тот, кто не обладает богатством и ничего не просит у людей
568 Передают со слов Абу Хурайры что [однажды] посланник Аллаха ш сказал: «Не тот беден, кто обходит людей, довольствуясь куском-другим [еды] или одним-двумя финиками». [Люди стали] спрашивать: «Кто же является бедным, о посланник Аллаха?» — и [пророк сказал: «[Истинно беден] тот, кто не обладает богатством, что избавило бы его [от необходимости просить людей], которые не догадываются [о его бедности и поэтому] не подают ему, сам же он ничего у людей не просит».
Глава 53. [Степень] богатства [определяется] не обилием мирских благ
569 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха сказал: «[Степень] богатства [определяется] не обилием мирских благ — [истинным] богатством [обладает тот, кто] богат душой».
Глава 54. Порицание стремления к мирским [благам]
570 Передают со слов Анаса ибн Малика , что посланник Аллаха сказал: «Сын Адама стареет, но остаётся молодым [в том, что касается] двух его [свойств]: желания [обладать] богатством и желания жить».
Глава 55. Будь у сына Адама два вади, [полные] сокровищ, он непременно пожелал бы иметь третье
571 Передают, что Абу аль-Асвад сказал:
[Однажды] Абу Муса аль-Аш'ари послал за чтецами [Корана] из числа жителей Басры, и к нему явились триста человек, читавших Коран. [Абу Муса] сказал: «Вы — лучшие из жителей Басры и вы — их чтецы, так ни в коем случае не [оставляйте Коран] надолго, иначе сердца ваши очерствеют, как очерствели сердца тех, кто [жил] до вас. Прежде мы читали одну суру, которую считали подобной [суре " Бара'а" ][878] по длине и силе, и я [почти полностью] забыл её, однако [всё же] запомнил, [что в ней говорилось]: " Будь у сына Адама два вади, [полные] сокровищ, он непременно пожелал бы иметь третье, и не наполнит утробу сына Адама ничто, кроме земли". Мы также читали суру, которую считали подобной одной из " мусаббихат" [879], и я [почти полностью] забыл её, однако [всё же] запомнил, [что в ней говорилось]: " О те, кто уверовал! Почему говорите вы то, чего не делаете? Это будет записано [в качестве] свидетельства на ваших шеях, и спросится с вас за это в День воскресения"»[880].
Глава 56. О красе мира дольнего, которая будет явлена [людям]
572 Передают, что Абу Са'ид аль-Худри сказал:
[Однажды], посланник Аллаха обратился к людям с проповедью и сказал: «О люди, клянусь Аллахом, страх за вас мне внушает лишь краса мира дольнего[881], которую явит вам Аллах». Один человек спросил: «О посланник Аллаха, неужели благо[882] [может] принести с собой зло?» Помолчав некоторое время, посланник Аллаха спросил: «Как ты сказал?» [Человек, задавший этот вопрос], сказал: «Я сказал: " О посланник Аллаха, неужели благо [может] принести с собой зло? "» Тогда посланник Аллаха сказал ему: «[Истинное] благо приносит с собой только благо». Потом он сказал: «Но благо ли это? Поистине, всё, что [земля] порождает весной, убивает (или: почти губит) [животных, которые набили свои утробы, вызывая у них несварение желудка], кроме тех, что поедают зелень. [Такие животные] едят, пока бока их не раздуются, [после чего] поворачиваются к солнцу[883] и испражняются (или: мочатся), потом пережёвывают то, что отрыгивают, и снова начинают есть[884]. Для того, кто приобретает богатство законным путём, оно будет благословенным, а [человек], приобретающий его незаконно, подобен тому, кто ест, но не может насытиться».
Глава 57. [Человеку] позволяется брать то, что ему дарят, если он [ни о чём] не просил и не домогался [этого]
573 Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха [не раз] делал подарки[885] 'Умару ибн аль-Хаттабу, 'Умар же говорил ему: «О посланник Аллаха, отдай это тем, кто нуждается в этом больше меня», [но однажды] посланник Аллаха сказал ему: «Возьми это и [владей] этим или раздай в качестве милостыни. Бери то, что достаётся тебе из этого имущества, если ты не стремишься [получить его] и [ничего] не просишь, [в противном же случае] не [стремись] к этому!»
Салим[886] сказал: «И поэтому 'Абдуллах [ибн 'Умар тоже] никого ни о чём не просил, но и не отвергал ничего [из того], что ему дарили».
Глава 58. Кому дозволено [обращаться к людям с] просьбами
574 Передают, что Кабиса ибн Мухарик аль-Хиляли сказал: «[Когда- то] я взял на себя обязательства по выплате выкупа[887], а потом пришёл к посланнику Аллаха с просьбой [помочь мне выплатить его]. Он сказал: " Поживи [здесь], пока нам не доставят садаку, и тогда мы велим [выдать] тебе [то, о чём ты просишь]" Потом он сказал [мне]: " О Кабиса, поистине, с [подобными] просьбами[888] позволено обращаться лишь одному из троих: человеку, взявшему на себя обязательства по выплате выкупа, — такому можно просить, чтобы [уплатить долг], после чего он [должен] воздерживаться[889]; человеку, которого постигло какое-нибудь бедствие, погубившее его имущество, — такому можно просить, чтобы получить [средства, необходимые для жизни]; и, наконец, человеку, который впадёт в [такую] бедность, что трое разумных [людей] из числа его соплеменников [скажут]: " Такой-то обеднел [до крайности]" — такому [тоже] можно просить, чтобы получить [средства, необходимые для жизни]. Что же касается всех остальных просьб, о Кабиса, то они запретны, а [тот, кто получит что-либо после обращений с подобными просьбами, будет пользоваться] запретным"».
Глава 59. Одаривание того, кто обращается с просьбой грубо
575 Передают, что Анас ибн Малик сказал: «[Однажды, когда] я шёл [куда-то] вместе с посланником Аллаха , на котором был наджранский[890]плащ с грубой оторочкой, его догнал какой-то бедуин и с силой потянул его [за край] плаща. Я взглянул на плечо пророка [и увидел, что после этого] на нём остался след от подкладки — так сильно он потянул его, [что же касается бедуина, то] он сказал: " О Мухаммад, вели [дать] мне что-нибудь из богатств Аллаха, которые у тебя есть! " [Услышав это, пророк ] повернулся к нему и улыбнулся, а потом велел дать ему [что-то]».
576 Передают, что аль-Мисвар ибн Махрама, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «[Однажды] пророк , разделивший [между людьми] кафтаны, ничего не дал Махраме. [Махрама] сказал [мне]: " О сынок, пойдём со мной к посланнику Аллаха ", и я пошёл с ним. [Когда мы пришли к его дому, Махрама] сказал: " Войди и позови его ко мне" и я позвал к нему [пророка ], который вышел к нему в одном из этих кафтанов и сказал: " Мы припрятали этот [кафтан] для тебя" [что же касается Махрамы, то] он посмотрел на него и сказал: " Махрама доволен" [891]».
8. КНИГА О ПОСТЕ
Глава 1. Достоинство поста
577 Передают со слов Абу Хурайры , что пророк Аллаха сказал: Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Любое дело сына Адама, кроме поста, [совершается им] для себя же, ибо, поистине, [пост соблюдается ради] Меня, и Я воздам за него[892]. Пост является щитом, и пусть любой из вас избегает всего непристойного[893] и не повышает голос в тот день, когда будет поститься. Если же кто-нибудь станет бранить его или [попытается завязать] с ним ссору, пусть скажет [такому]: " Поистине, я — человек, соблюдающий пост". Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, в День воскресения запах изо рта постящегося для Аллаха будет приятнее благоухания мускуса, а постящийся порадуется дважды: разговляясь, он будет радоваться своему разговению, когда же [постящийся] встретится со своим Господом, он порадуется [тому, что постился]».
Глава 2. Достоинство рамадана
578 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха сказал: «Когда наступает рамадан, врата Рая открывают, врата Ада закрывают, а на шайтанов накладывают оковы».
Глава 3. Не поститесь ни за день, ни за два до [наступления] рамадана
579 Передают со слов Абу Хурайры что посланник Аллаха сказал: «Не поститесь ни за день, ни за два до [наступления] рамадана, если только человек не делает это постоянно[894], — [в подобном случае] пусть он постится [и в такие дни]».
Глава 4. [К соблюдению] поста [следует приступать] при виде молодого месяца
580 Передают, что Абу Хурайра сказал: «[Однажды] посланник Аллаха упомянул о молодом месяце и сказал: " Когда увидите его[895], [начинайте] поститься, и когда увидите его[896], прекращайте поститься, если же будет облачно, и вы [его не увидите], отсчитайте тридцать дней" [897]».
Глава 5. Месяц [может состоять из] двадцати девяти [дней]
581 Передают со слов Умм Салямы, да будет доволен ею Аллах, что [однажды] пророк поклялся не входить к некоторым из своих жён [целый] месяц, а по истечении двадцати девяти дней он пришёл к ним утром (или: вечером). Кто-то [из них] сказал ему: «О пророк Аллаха, ты же поклялся не входить [к нам целый] месяц!» — на что он ответил: «[Но ведь] месяц [может] состоять и из двадцати девяти дней».
582 Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк сказал: «Поистине, мы — народ неграмотный, и мы не [умеем] ни писать, ни считать, месяц же [может быть] таким, таким и таким, — и на третий раз он не разогнул большой палец[898] — [но может быть] таким, таким и таким»[899], имея в виду, что [иногда он состоит из] тридцати [дней].
Глава 6. Поистине, Аллах продлил его — [время ожидания наступления рамадана — до тех пор пока не] покажется молодой месяц
583 Передают, что Абу аль-Бахтари сказал:
[В своё время] мы отправились в путь для совершения 'умры, а когда остановились в Батн-Нахле[900], стали смотреть на месяц. Некоторые люди говорили: «Он [появился] три [ночи] назад»[901], другие же говорили: «Он [появился] две ночи назад». Потом мы встретили Ибн Аббаса, [которому] сказали: «Мы увидели молодой месяц, и одни стали говорить, что он [появился] три [ночи] назад, а другие — что две». [Ибн Аббас] спросил: «В какую ночь вы его увидели?» Мы сказали: «В такую-то». Тогда Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха сказал: " Поистине, Аллах продлил [время ожидания наступления рамадана до тех пор, пока не] покажется молодой месяц, [а это значит, что рамадан наступил] в ту ночь, когда вы увидели его"»[902].
Глава 7. Для [жителей] каждого города [рамадан начнётся тогда, когда] они увидят [молодой месяц]
584 Передают со слов Курайба, да будет доволен им Аллах, что [однажды] Умм аль-Фадль бинт аль-Харис[903], да будет доволен ею Аллах, послала его к Му'авие[904], да будет доволен им Аллах, в Шам. Курайб сказал: «Прибыв в Шам, я выполнил то, что ей было нужно, и в то время, когда я находился [там], начался рамадан. Я увидел молодой месяц в ночь [с четверга] на пятницу, в Медину же вернулся в конце месяца. 'Абдуллах ибн 'Аббас стал расспрашивать меня, а потом упомянул о молодом месяце и спросил: " Когда вы увидели молодой месяц? " Я сказал: " Мы увидели его в ночь [с четверга] на пятницу". Он спросил: " Ты сам видел его? " Я сказал: " Да, и [другие] люди [тоже] видели его, [после чего начали] поститься, как и Му'авия". ['Абдуллах] сказал: " А мы увидели его в ночь [с пятницы] на субботу и будем продолжать поститься, пока [не пройдёт] тридцать [дней], или пока мы не увидим [молодой месяц]". Я спросил: " Разве ты не удовольствуешься (или: мы не удовольствуемся) тем, что увидел Му'авия, и [продолжительностью] его поста? " Он сказал: " Нет, [ибо поступать] так велел нам посланник Аллаха "».
Глава 8. Два праздничных месяца не уменьшаются
585 Передают со слов Абу Бакры , что пророк сказал: «Два праздничных месяца — рамадан[905] и зу-ль-хиджжа — не уменьшаются»[906].
Глава 9.0 сухуре во время поста
586 Передают со слов Анаса , что посланник Аллаха сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо, поистине, в сухуре[907] — благодать».
Глава 10. Откладывание [приёма пищи во время] сухура
587 Передают со слов Анаса, что Зайд ибн Сабит сказал: «[Однажды во время рамадана] мы поели перед рассветом вместе с посланником Аллаха , а потом встали на молитву». [Анас сказал]: «Я спросил: " А сколько [времени прошло] между ними? " [908] [Зайд] сказал: " [За это время можно было бы прочитать] пятьдесят аятов"».
Глава 11. Особенности зари, [с появлением] которой постящемуся запрещается есть
588 Передают со слов Самуры ибн Джундаба , что посланник Аллаха сказал: «Пусть вас ни в коем случае не вводит в заблуждение [и не отвлекает от еды] во время сухура ни азан Биляла[909], ни белое [сияние, распространяющееся над] горизонтом вот так[910], пока [заря] не распространится вот так». [Передавая этот хадис], Хаммад [развёл] руки и сказал: «Это значит, что [истинная заря распространяется] вдоль [горизонта]».
Глава 12. О словах Всевышнего «ешьте и пейте, пока не [сможете] отличить белую нить от чёрной»
589 Передают, что Сахль ибн Са'д, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «После того как был ниспослан этот аят, [где сказано] " ешьте и пейте, пока не [сможете] отличить белую нить от чёрной" (2: 187), [каждый] человек из их числа[911], который хотел поститься, привязывал к ногам чёрную и белую нити и продолжал есть и пить, пока не [начинал] различать их. А [через некоторое время] Аллах ниспослал [слово] " зари", и они поняли, что под этим подразумевались ночь и день».
Глава 13. [Когда] Билял ночью возглашает азан, [продолжайте] есть и пить
590 Передают, что 'Абдуллах ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «У посланника Аллаха было два муаззина — Билял и слепец Ибн Умм Мактум, и [однажды] посланник Аллаха Ж сказал: " [Когда] Билял ночью возглашает азан, [продолжайте] есть и пить, пока азан не начнёт возглашать Ибн Умм Мактум"». ['Абдуллах ибн 'Умар] сказал: «А отделяло [один призыв от другого] только [то время, пока] этот спускался, а тот поднимался»[912].
Глава 14. Пост человека, который встретил зарю в состоянии большого осквернения
591 Передают, что жёны пророка 'Аиша и Умм Саляма, да будет доволен Аллах ими обоими, говорили: «Во время рамадана посланник Аллаха нередко встречал утро в состоянии осквернения после близости [с женой][913], а не после поллюции, и постился».
592 Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что [однажды] какой-то человек пришёл к пророку , чтобы спросить у него совета, а она слышала из-за двери, [что он говорит]. [Этот человек] сказал: «О посланник Аллаха, [бывает так, что с наступлением времени утренней] молитвы я нахожусь в состоянии большого осквернения, так соблюдать ли мне пост?» [Выслушав его], посланник Аллаха сказал: «И со мной [бывает так, что с наступлением времени утренней] молитвы я нахожусь в состоянии большого осквернения, но я пощусь». [Человек] сказал: «О посланник Аллаха, ты не таков, как мы, [ведь] Аллах простил тебе [все] твои прошлые и будущие грехи!» [На это пророк ] сказал: «Клянусь Аллахом, поистине, я надеюсь, что больше всех из вас боюсь Аллаха и лучше всех из вас знаю о том, чего мне [следует] остерегаться».
Глава 15. О постящемся, который по забывчивости [что-нибудь] съест или выпьет
593 Передают со слов Абу Хурайры , что пророк сказал: «Если постящийся по забывчивости [что-нибудь] съест или выпьет, пусть доведёт свой пост до конца, ибо, поистине, это Аллах накормил и напоил его».
Глава 16. Если постящегося пригласят к столу, пусть скажет: «Поистине, я пощусь»
594 Передают со слов Абу Хурайры , что пророк сказал: «Если кого-нибудь из вас пригласят к столу, когда он будет поститься, пусть скажет: " Поистине, я пощусь"».
Глава 17. Искупление за грех того, кто совершит половое сношение с женой во время рамадана
595 Передают, что Абу Хурайра сказал: «[Однажды] к пророку , пришёл какой-то человек и сказал: " О посланник Аллаха, я погиб! " [Пророк ай] спросил: " Что же тебя погубило? " Тот сказал: " Я переспал с женой во время рамадана" [914]. [Пророк спросил: " Есть ли у тебя [средства], чтобы отпустить на волю раба? " [Человек] сказал: " Нет". [Пророк ] спросил: " А сможешь ли ты поститься два месяца подряд? " [Человек] сказал: " Нет". [Пророк ] спросил: " А есть ли у тебя [возможность] накормить шестьдесят неимущих? " [Человек] сказал: " Нет" и сел, а [через некоторое время] пророку принесли большую корзину фиников. Он сказал [этому человеку]: " Раздай это в качестве милостыни". Тот сказал: " [Должен ли я раздать это] тем, кто беднее нас? Но [в Медине] нет семьи, которая нуждалась бы больше нашей! " Тогда пророк засмеялся так, что стали видны его зубы[915], а потом сказал: " Иди и накорми [этим членов] своей семьи"».
|