Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга о вере 32 страница






 

Глава 2. О награде, которую человек будет получать и после смерти

1010 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха ска­зал: «Когда человек умирает, [все] его дела прекращаются[1388], за исклю­чением трёх: непрерывной милостыни[1389], знания, которым смогут пользоваться [другие люди], или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него».

Глава 3. Садака, [раздаваемая] за того, кто умер, не оставив завещания

1011 Передают со слов 'Аиши, да будет доволен Аллах ими обоими, что [однажды] к пророку пришёл какой-то человек и сказал: «О по­сланник Аллаха, моя мать внезапно умерла, не оставив завещания, но я думаю, что если бы она [успела что-то] сказать, то [велела бы] раз­дать милостыню, так [получит] ли она награду, если милостыню за неё раздам я?» — и пророк сказал: «Да»[1390].

 

 

23. КНИГА ОБ ОБЕТАХ

Глава 1. [Следует] выполнить обет, [если тот, кто его дал, не выйдет из] повиновения Аллаху

1012 Ибн " Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что, когда посланник Аллаха вернулся из Таифа и находился в Джи'ране[1391], " Умар ибн аль-Хаттаб сказал ему: «О посланник Аллаха, ещё во времена джа­хилии я дал обет уединиться на день в Священной мечети, так что ты об этом думаешь?» [Пророк ] сказал: «Ступай и уединись на день».

[Ибн 'Умар] сказал: «Посланник Аллаха подарил ['Умару] рабыню, [взяв её] из пятой части [военной добычи, которой он мог распоряжаться по своему усмотрению]. Когда же посланник Аллаха освободил пленных, 'Умар ибн аль-Хаттаб услышал голоса [этих людей], которые говорили: " Посланник Аллаха освободил нас! " ['Умар] спросил: " Что это? " [Ему] сказали: " Посланник Аллаха осво­бодил пленных" Тогда 'Умар сказал: " О 'Абдуллах, иди к этой рабыне и отпусти её на свободу"».

Глава 2. Веление выполнять обет

1013 Передают, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, ска­зал: «Са'д ибн 'Убада обратился к посланнику Аллаха м за советом отно­сительно обета своей матери, которая скончалась, [не успев] выполнить его, и посланник Аллаха сказал: " Так выполни за неё [этот обет]"».

 

Глава 3. О том, кто дал обет добраться до Каабы пешком

1014 Передают, что " Укба ибн 'Амир , сказал: «[Когда-то] моя сестра дала обет дойти до Дома Аллаха босиком и велела мне спросить, что ей [об этом] скажет посланник Аллаха . Я спросил его, и он сказал: " Пусть и идёт, и едет верхом"».

1015 Передают со слов Анаса , что [однажды] пророк увидел старца, который шёл, опираясь на двух своих сыновей, и спросил: «Что случилось с этим [старцем]?» [Ему] сказали: «Он дал обет идти пешком». Тогда [про­рок ] сказал: «Поистине, Всемогущий и Великий Аллах не нуждается в том, чтобы он подвергал себя мучениям», и велел ему ехать верхом.

Глава 4. Запрещение давать обеты [и указание на то, что обет] ничего отвратить не [может]

1016 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обо­ими, что пророк запретил давать обеты и сказал: «Поистине, [обет] не приносит блага, а служит лишь [средством], позволяющим [полу­чить что-нибудь] от скупого».

1017 Передают со слов Абу Хурайры , что пророк сказал: «Поис­тине, обет не приблизит к сыну Адама того, что Аллах ему не предо­пределил, однако [бывает так, что] обет совпадает с предопределением и становится [средством] извлечения из скупого того, [с чем] он не хотел [расставаться]».

Глава 5. Обет не [следует] выполнять, ни [в том случае, когда для этого потребуется] ослушаться Аллаха, ни [тогда, когда] раб [Аллаха пообещал распорядиться] тем, что ему не принадлежит

1018 Передают, что 'Имран ибн Хусейн, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «[Племя] сакиф и [племя] бану 'укайль были союзни­ками. [Однажды] сакифиты взяли в плен двух сподвижников[1392] послан­ника Аллаха , а сподвижники посланника Аллаха пленили одного человека из [племени] бану 'укайль, захватив вместе с ним к аль-'Адбу[1393]. Посланник Аллаха пришёл к этому человеку, который был свя­зан верёвками, и тот сказал: " О Мухаммад! " Тогда [пророк ] подо­шёл к нему [ближе] и спросил: " Что случилось? " Тот сказал: " Почему ты захватил меня и почему ты захватил ту, что опережает [караваны паломников, направляющихся в] хаджж? " [1394] [Сочтя это важным, про­рок ] сказал: " Я захватил тебя за преступление, [которое совершили] твои союзники-сакифиты" и отошёл от него. [Этот человек снова] обра­тился к нему: " О Мухаммад! О Мухаммад! " — и [поскольку] посланник Аллаха был милосердным и мягким [человеком], он вернулся к нему и спросил: " Что случилось? " Тот сказал: " Поистине, я — мусульма­нин" [1395]. [Пророк ] сказал: " Если бы ты сказал это, когда [был свободен], то преуспел бы полностью" [1396], и отошёл от него. [Этот человек снова] обратился к нему: " О Мухаммад! О Мухаммад! " [Пророк ] подошёл к нему [ближе] и спросил: " Что случилось? " Тот сказал: " Я голоден — накорми меня, и я жажду — дай мне напиться", [и пророк ] сказал: " [Вот то, в чём] ты нуждаешься", а [некоторое время спустя этого плен­ника] отдали в качестве выкупа за тех двоих [сподвижников, которых захватили сакифиты]».

['Имран ибн Хусейн также] сказал: «[А потом] в плен попала одна женщина из числа ансаров, и [вместе с ней] была захвачена аль-'Адба. Эту женщину держали связанной, что же касается скота людей, [которые её захватили], то они оставляли его на отдых перед своими домами. [Однажды] ночью [женщине удалось] освободиться [от верё­вок], и когда она приблизилась к верблюдам, они начали реветь. Тогда она [удалилась] от них и подошла к аль-'Адбе, которая не заревела, поскольку была обученной верблюдицей. [Потом] она села ей на круп, прикрикнула на неё и двинулась [в путь]. [Узнав об этом, люди, у кото­рых она находилась, пустились за ней вдогонку, но аль-'Адба бежала так быстро, что] измотала [верблюдов преследователей]. И [эта женщина] дала Всемогущему и Великому Аллаху обет, что принесёт [аль-'Адбу] в жертву, если Аллах спасёт её, [а когда она вернулась домой, люди] пришли к посланнику Аллаха и рассказали ему об этом. [Выслушав их, пророк ] воскликнул: " Преславен Аллах! Как плохо вознагра­дила её [эта женщина], давшая Аллаху обет, что принесёт [аль-'Адбу] в жертву, если Аллах спасёт её! Обет не [следует] выполнять, ни [тогда, когда для этого потребуется] ослушаться Аллаха, ни [тогда, когда] раб [Аллаха пообещал распорядиться] тем, что ему не принадлежит"».

Глава 6. Об искупительных действиях за [невыполнение данного] обета

1019 Передают со слов 'Укбы ибн 'Амира , что посланник Аллаха сказал: «Искупление за [невыполнение данного] обета [должно быть таким же, как] искупление за [нарушение] клятвы»[1397].

 

24. КНИГА О КЛЯТВАХ

Глава 1. Запрещается клясться отцом

1020 Передают со слов 'Умара ибн аль-Хаттаба , что посланник Аллаха сказал: «Поистине, Всемогущий и Великий Аллах запре­щает вам клясться вашими отцами». 'Умар сказал: «И клянусь Алла­хом, с тех пор, как я услышал, что посланник Аллаха ш запретил это, я больше [никогда] не давал таких клятв сам [и не передавал слова тех, кто давал их]».

1021 Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха сказал: «Пусть тот, кто [захочет] поклясться, не клянётся никем [и ничем], кроме Аллаха». [Ибн 'Умар сказал]: «[Обычно] курайшиты клялись своими отцами, [пророк же ] сказал: " Не клянитесь вашими отцами"».

Глава 2. Запрещается клясться идолами

1022 Передают со слов 'Абд-ар-Рахмана ибн Самуры что послан­ник Аллаха сказал: «Не клянитесь ни идолами (таваги) [1398] , ни вашими отцами».

 

Глава 3. Пусть тот, кто поклянётся аль-Лат [1399] или аль-'Уззой [1400] , скажет: «Нет бога, кроме Аллаха»

1023 Передают со слов Абу Хурайры что посланник Аллаха сказал: «[Если] кто-нибудь из вас [захочет] поклясться и, давая клятву, [по забывчивости] скажет: " Клянусь аль-Лат", пусть [тот­час же] произнесёт слова " Нет бога, кроме Аллаха", а тот, кто ска­жет своему товарищу: " Давай-ка я сыграю с тобой" [1401], пусть подаст милостыню»[1402].

В [другой] версии [этого хадиса сообщается, что послан­ник Аллаха : сказал]: «...кто [по забывчивости] поклянётся аль-Лат и аль-'Уззой».

Глава 4. [Давая] клятву, желательно [сказать: «Если захочет Аллах»]

1024 Передают со слов Абу Хурайры , что пророк сказал: [Однажды] пророк Аллаха Сулейман, сын Давуда, мир им

обоим, сказал: «Этой ночью я непременно посещу семьдесят [своих] жён, и каждая из них родит мальчика, который будет сражаться на пути Аллаха». [Человек (или: ангел)], который сопровождал его, ска­зал: «Скажи " Если захочет Аллах"». Но [Сулейман ничего] не ска­зал, забыв [об этом], и не родила ни одна из его жён, кроме одной, родившей [только] половину ребёнка, а если бы он сказал " Если захочет Аллах", то не нарушил бы клятву и достиг [того, что ему было] нужно».

 

Глава 5. Клятву, которую даёт человек, [следует толковать, исходя из того, что] подразумевает тот, кто требует её принести

1025 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха ска­зал: «Клятву, которую даёт человек, [следует толковать, исходя из того, что] подразумевает тот, кто требует её принести»[1403].

Глава 6. Огонь непременно [послужит убежищем] тому, кто с помощью [ложной] клятвы присвоит то, что по праву принадлежит другому мусульманину

1026 Абу Умама аль-Хариси передал, что [однажды] посланник Аллаха сказал: «Аллах непременно [ввергнет в] Огонь и сделает запретным Рай для того, кто с помощью [ложной] клятвы[1404] присвоит то, что по праву принадлежит другому мусульманину». [Какой-то] чело­век спросил: «Даже если это будет что-то незначительное, о посланник Аллаха?» — [и пророк ] сказал: «Даже если это будет прутик арака[1405]».

1027 Передают, что Ваиль ибн Худжр сказал: «[Как-то раз] к по­сланнику Аллаха пришли два человека — [один] из Хадрамаута[1406]и [один] из [племени] кинда. Уроженец Хадрамаута сказал: «О по­сланник Аллаха, этот [человек] одолел меня [в тяжбе] за мою землю, которая [раньше] принадлежала моему отцу». Киндит же сказал: «Эта земля принадлежит мне, и я обрабатываю её, а у него прав на неё нет. Пророк спросил уроженца Хадрамаута: «Есть ли у тебя доказатель­ство?» Тот сказал: «Нет». [Пророк ] сказал: «Тогда тебе [придётся довольствоваться] его клятвой». [Уроженец Хадрамаута] воскликнул: «О посланник Аллаха, но ведь этот человек — нечестивец, которому безразлично, в чём клясться, и который ничего не боится!» — [однако пророк ] сказал: «Ничего, кроме этого, тебе от него не полагается». Затем киндит [подошёл], чтобы принести клятву, а когда он уходил, посланник Аллаха сказал: «Если [этот человек] поклялся, чтобы при­своить его имущество, [Аллах непременно] отвернётся от него, [когда] он встретит Аллаха Всевышнего».

Глава 7. Если тот, кто дал клятву, увидит [нечто] лучшее, пусть искупит нарушение своей клятвы и сделает то, что лучше

1028 Передают, что Абу Муса аль-Аш' . И сказал: «[Перед похо­дом на Табук] я пришёл к пророку вместе с несколькими другими аш'аритами[1407], [и мы стали] просить у него [верблюдов][1408]. [Выслушав нас, пророк сказал: «Клянусь Аллахом, я не [дам] вам никаких [верхо­вых животных, ибо] мне нечего [давать]». [После этого] мы провели [в ожидании столько времени], сколько было угодно Аллаху, а потом к [пророку ] пригнали верблюдов, и он велел дать нам трёх верблю­дов с белыми горбами. Двинувшись в путь, мы стали говорить [или: говорить друг другу): «Аллах не сделает [этих верблюдов] благосло­венными для нас, [ведь] мы пришли к посланнику Аллаха , чтобы попросить у него [верблюдов], и он поклялся, что [ничего не даст] нам, а потом [дал]!»[1409] После этого они пришли к [пророку ] и пере­дали ему [содержание своих разговоров]. [В ответ им пророк сказал: «Это не я [дал] вам их, а Аллах. Поистине, клянусь Аллахом, если захо­чет Аллах, [отныне] после того, как я дам клятву [сделать что-нибудь], а потом увижу нечто лучшее, я непременно буду искупать [нарушение] своей клятвы и делать то, что лучше».

1029 Абу Хурайра передал, что [как-то раз] один человек засиделся у пророка до поздней ночи, а потом вернулся к себе [домой] и уви­дел, что дети уже заснули. Жена принесла ему еду, но он поклялся, что не будет есть из-за детей, а [через некоторое время] ему пришло на ум, [что надо поесть], и он поел. Потом он пришёл к посланнику Аллаха и рассказал ему об этом, и посланник Аллаха , сказал: «Пусть тот, кто поклянётся [сделать что-нибудь], а потом увидит нечто лучшее, сделает [то, что лучше], и искупит [нарушение] своей клятвы».

Глава 8. Об искуплении клятвы

1030 Передают со слов Абу Хурайры что посланник Аллаха ска­зал: «Поистине, [если] кто-нибудь из вас будет проявлять настойчи­вость, [желая поступить] с близкими сообразно своей клятве, это ста­нет более тяжким грехом пред Аллахом, чем [нарушение клятвы и] предписанное Аллахом искупление за это»[1410].

 

 

25. КНИГА О [НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ

ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ГДЕ] УПОМИНАЕТСЯ О ВОЗДАЯНИИ

РАВНЫМ (КИСАС) И ВИРЕ ЗА КРОВЬ (ДИЯ)

Глава 1. Неприкосновенность жизни, имущества и чести

1031 Абу Бакра передал, что пророк сказал: «Время вернулось, [при­няв тот] вид, [который оно имело] в тот день, когда Аллах создал небеса и землю[1411]. Год [состоит из] двенадцати месяцев, четыре из которых явля­ются священными[1412]. Три из них — зу-ль-ка'да, зу-ль-хиджжа и мухаррам следуют друг за другом, а [четвёртым] месяцем является раджаб мудара[1413], [занимающий своё место] между [месяцами] джумада [сания] и ша'баном»[1414]. [Затем пророк спросил]: «Что это за месяц?» Мы сказали: «Аллах и Его посланник знают об этом лучше». [После этого пророк ] хранил молчание так долго, что мы подумали, что он назовёт его [как-нибудь иначе, но] он спросил: «Разве это не зу-ль-хиджжа?» Мы сказали: «да». [Потом] он спросил: «А что это за город?» Мы сказали: «Аллах и Его посланник знают об этом лучше», и [пророк снова] молчал так долго, что мы подумали, что он назовёт его [как-нибудь иначе, но] он спросил: «Разве это не [священный] город?» Мы сказали: «Да». [Потом] он спро­сил: «А что это за день?» Мы сказали: «Аллах и Его посланник знают об этом лучше», и [пророк снова] молчал так долго, что мы подумали, что он назовёт его [как-нибудь иначе, но] он спросил: «Разве это не день жер­твоприношения?» Мы сказали: «Да, о посланник Аллаха». [После этого пророк сказал: «Поистине, ваша жизнь, ваше имущество (Мухаммад[1415]сказал: «И я думаю, что он сказал») и ваша честь [должны быть] столь же священными для вас[1416], как и этот ваш день в этом вашем городе в этом вашем месяце. Вы непременно встретите Господа вашего, и Он спросит вас о делах ваших, смотрите же, не становитесь после меня заблудшими, которые рубят друг другу головы! Присутствующий да известит об этом отсутствующего, и может получиться так, что тот, кому передадут [мои слова], усвоит их лучше некоторых из тех, кто слышал их [собственными ушами]», после чего он спросил: «Довёл ли я [это до вас]?»

 

Глава 2. В День воскресения первыми будут судить [тех, кто пролил чужую] кровь

1032 Передают со слов 'Абдуллаха ибн Мас'уда , что посланник Аллаха сказал: «В День воскресения Суд прежде всего свершится над людьми, [пролившими чужую] кровь».

Глава 3. В каких случаях разрешается лишать жизни мусульманина

1033 Передают со слов 'Абдуллаха ибн Мас'уда что посланник Аллаха сказал: «Не дозволяется лишать жизни мусульманина, сви­детельствующего, что нет бога, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха, если не считать трёх [случаев: когда речь идёт о] человеке, состоявшем в браке и совершившем прелюбодеяние, [когда лишают] жизни за жизнь и [когда] кто-нибудь отступается от своей религии1 и покидает общину».

 

Глава 4. Установление относительно тех, кто отступается от ислама, убивает и сражается

1034 Передают, что Анас ибн Малик сказал: «[Когда-то] восемь чело­век из [племени] 'укль приехали к посланнику Аллаха и принесли ему клятву на [верность] исламу. [Потом оказалось, что климат] этих мест[1417]был вреден для них, [из-за чего они] заболели и пожаловались на это пос­ланнику Аллаха . Он сказал: «Не отправиться ли вам вместе с нашим пастухом, [который пасёт] верблюдов, [на пастбище, где вы сможете] пить мочу[1418] и молоко [дойных верблюдиц]?» Они сказали: «Конечно», и отпра­вились [на это пастбище, где] пили мочу и молоко [верблюдиц], а когда выздоровели, убили пастуха и угнали [всех] верблюдов. [Когда] это дошло до посланника Аллаха , он послал [людей в погоню] за ними, и [через некоторое время] их настигли и привели [в Медину, где] по велению [про­рока ж] им отрубили руки и ноги и выкололи глаза[1419], а потом бросили их под [палящим] солнцем, [и они лежали на земле], пока не умерли.

Глава 5. Грех того, кто положил начало убийствам

1035 Передают со слов 'Абдуллаха ибн Мас'уда что посланник Аллаха сказал: «Кого бы ни убили несправедливо, на первого сына Адама непременно ляжет часть [бремени греха за пролитую] кровь, ибо начало убийствам положил он».

Глава 6. Тот, кто убьёт себя чем-либо, будет подвергаться в Огне мучениям посредством [этого предмета]

1036 Передают со слов Абу Хурайры , что пророк сказал: «Тот, кто убьёт себя железным [предметом], будет [держать] этот [предмет] в руке и всегда бить им себя в живот в пламени Геенны, [куда его поместят] на веки вечные; тот, кто [намеренно] выпьет яд и убьёт себя, будет всегда пить [этот яд глоток за глотком] в пламени Геенны, [куда его поместят] на веки вечные; тот, кто [намеренно] бросится с горы и убьёт себя, будет всегда падать в пламени Геенны, [куда его поместят] на веки вечные».

1037 Передают со слов Сахля ибн Сада ас-Са'иди, да будет доволен Аллах ими обоими, что [во время одного из походов] посланник Аллаха встретился с многобожниками, и [мусульмане] сразились [с ними, после чего] посланник Аллаха вернулся в свой лагерь, а [многобожники] — в свой. Среди сподвижников посланника Аллаха был один человек, не упускавший ни одного [случая], чтобы не пуститься в погоню [за мно- гобожником] и зарубить его мечом, и [люди стали] говорить: «Сегодня никто из нас не [сражался так, как сражался] такой-то!» — однако пос­ланник Аллаха , сказал: «Поистине, он — из числа обитателей Огня». Тогда кто-то из людей сказал [себе]: «Я буду [повсюду] следовать за ним», и [в следующий раз] поехал вместе с [этим человеком], останавливаясь там, где останавливался он, и спеша, когда спешил он. Некоторое время спустя, получив тяжелое ранение и желая как можно быстрее расстаться с жизнью, этот [смельчак] приложил рукоять своего меча к земле,.а его остриё — к груди, бросился на меч и покончил с собой. После этого чело­век, [который следовал за ним], пришёл к посланнику Аллаха и сказал: «Свидетельствую, что ты — посланник Аллаха!» [Пророк ] спросил: «А что случилось?» Тот сказал: «[Дело касается] того человека, которого ты [назвал] одним из обитателей Огня, что [поразило] людей. [После этого] я сказал: " Я [расскажу] вам о нём" и [неотступно следовал за] ним, пока он не получил тяжелое ранение. Желая как можно быстрее рас­статься с жизнью, он приложил рукоять своего меча к земле, а его ост­риё — к груди, бросился на меч и покончил с собой». [Выслушав его], пос­ланник Аллаха сказал: «Поистине, людям может представляться, что человек совершает дела обитателей Рая, тогда как он [относится] к числу обитателей Огня, и людям может представляться, что человек совершает дела обитателей Огня, тогда как он — из числа обитателей Рая!»

Глава 7. Того, кто убьёт [человека] камнем, [следует] казнить тем же

1038 Передают, что Анас ибн Малик сказал: «[Как-то раз люди] нашли одну девушку, голову которой кто-то разбил, [поместив] её между двумя камнями. Её стали спрашивать: " Кто сделал это с тобой — такой-то [или] такой-то? " — и когда было названо имя одного иудея, она кивнула головой. Тогда его схватили, и он признал [свою вину], после чего по приказу посланника Аллаха й ему тоже разбили голову, [поместив её между] камнями».

Глава 8. О том, кто укусил [другого] человека за руку, [в результате чего] лишился переднего зуба

1039 'Имран ибн Хусейн, да будет доволен Аллах ими обоими, пере­дал, что [как-то раз, когда один] человек укусил [другого] за руку, тот отдёрнул её, [в результате чего у укусившего] выпал передний зуб (или: несколько передних зубов). Тогда [этот человек] пожаловался послан­нику Аллаха , и посланник Аллаха сказал: «Что же ты прикажешь мне [сделать]? [Может быть], велеть ему положить руку тебе в рот, чтобы ты укусил её, как верблюд? [Если хочешь возмещения], протяни свою руку, чтобы он укусил её, а потом отдёрни»[1420].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал