Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Книга о клятве (касама) 1 страница
Глава 1. Кто приносит [такую клятву]
1044 Сахль ибн Абу Хаема передал со слов старейшин своего племени, что [однажды] 'Абдуллах ибн Сахль и Мухаййиса [ибн Мас'уд], которые [обеднели и] оказались в трудном положении, отправились в Хайбар. [Там они расстались], а потом к Мухаййисе пришли и сообщили ему, что 'Абдуллах ибн Сахль убит и брошен в источник (или: в колодец). Тогда он явился к иудеям и сказал: «Клянусь Аллахом, это вы убили его!» — они же [стали] говорить: «Клянёмся Аллахом, что мы его не убивали!» После этого он пошёл к своим соплеменникам и обо всём рассказал им, а потом [Мухаййиса] вместе со своим старшим братом Хуваййисой и [братом убитого] 'Абд-ар-Рахманом ибн Сахлем пошёл к [пророку ]. Мухаййиса, который был в Хайбаре, начал говорить [первым], но посланник Аллаха дважды сказал [ему]: «[Прояви уважение к] старшему [и дай сначала сказать ему]». Тогда заговорил Хуваййиса, а потом стал говорить Мухаййиса. [Выслушав их], посланник Аллаха сказал: «Либо они[1426] выплатят выкуп за кровь (дия) вашего убитого, либо им будет объявлена война!» Затем посланник Аллаха [велел] написать об этом иудеям, которые написали [ему в ответ]: «Клянёмся Аллахом, что мы его не убивали!» Тогда посланник Аллаха сказал Хуваййисе, Мухаййисе и 'Абд-ар-Рахману: «Можете ли вы принести клятвенное [свидетельство против убийцы, чтобы] по праву взыскать с него за кровь вашего [убитого]?» Они сказали: «Нет». [Пророк ] сказал: «Тогда пусть иудеи поклянутся вам [в том, что не убивали его]»[1427]. [На это] они сказали: «Они не являются мусульманами», и тогда посланник Аллаха выплатил виру из своих средств, послав им сто верблюдиц, которых привели к ним во двор.
Сахль сказал: «И одна рыжая верблюдица из их числа лягнула меня».
Глава 2. Установление, [согласно которому] клятву (касама) [следует давать так же], как и во времена джахилии
1045 Как передал один сподвижник посланника Аллаха из числа ансаров, посланник Аллаха установил, что клятву (касама) [следует давать так же], как и во времена джахилии.
27. КНИГА О НАКАЗАНИЯХ, УСТАНОВЛЕННЫХ ШАРИАТОМ (ХУДУД)
Глава 1. Наказание за прелюбодеяние для людей, не состоявших в браке, и для тех, кто состоял в браке
1046 Передают, что 'Убада ибн ас-Самит сказал: «Когда пророку ниспосылалось откровение, ему становилось тяжко, и цвет его лица менялся. Однажды [пророку ] было ниспослано откровение, и [он, как обычно, впал в] такое [состояние]. Когда же ему полегчало, он сказал: «Примите от меня[1428]. Аллах установил, [как следует поступать с такими женщинами[1429]: в случае совершения прелюбодеяния] женатого [мужчины] с замужней [женщиной] или неженатого с незамужней [каждый из] состоящих в браке [должен получить] сто плетей, а затем [подвергнуться] побиванию камнями (раджм). [Что же касается] того, кто в браке не состоял, то [он должен получить] сто плетей[1430], а затем [подвергнуться] изгнанию на год».
Глава 2. Побивание камнями за прелюбодеяние, [совершённое] тем, кто состоял в браке
1047 'Убайдуллах ибн 'Абдуллах ибн 'Утба передал, что он слышал, как 'Абдуллах ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
[Однажды] 'Умар ибн аль-Хаттаб сидевший на минбаре посланника Аллаха , сказал: «Поистине, Аллах послал Мухаммада [к людям] с истиной и ниспослал ему Писание, и среди того, что Он ниспослал ему, был аят о побивании камнями[1431], который мы читали, запоминали и понимали. Посланник Аллаха М сам подвергал [прелюбодеев] побиванию камнями, а после него побиванию камнями подвергали [их] и мы, но я боюсь, что по прошествии долгого времени [среди] людей [найдётся такой, который] скажет: " Мы не находим [упоминания о] побивании камнями в Книге Аллаха Всевышнего", и они собьются с пути из-за отказа [от выполнения] обязанности, [о которой говорилось в аяте], ниспосланном Аллахом. Поистине, [согласно] Книге Аллаха, побиванию камнями подлежит [каждый], кто состоял в браке и совершил прелюбодеяние, [будь то] мужчина или женщина, при наличии [необходимого] доказательства[1432], или [установления] беременности, или [собственного] признания [прелюбодея]».
Глава 3. Наказание, [которому подвергся] тот, кто сам признался в прелюбодеянии
1048 Передают, что Джабир ибн Самура сказал: «[Однажды] к посланнику Аллаха привели одетого в изар низкого и мускулистого мужчину с всклокоченными волосами. Он совершил прелюбодеяние [и признался в этом пророку ], который дважды [велел] ему [уходить], но потом по его велению [виновного] подвергли побиванию камнями. [После этого] посланник Аллаха сказал: " Всякий раз, как мы спешили [выступить в] поход на пути Аллаха, кто-то из вас оставался, издавая звуки, подобные тем, что издаёт козёл во время случки, и давал одной из [женщин] немного молока [и еды]. Поистине, над кем бы из них Аллах ни дал мне власть, я непременно подвергну его примерному наказанию (или: примерно накажу его)! "»
[Шу'ба[1433]] сказал: «Я передал [этот хадис] Са'иду ибн Джубайру, и он сказал: " Он прогонял его четыре раза"».
В [другой] версии [этого хадиса сообщается, что Са'ид сказал]: «Он прогонял его два или три раза».
Глава 4. Четырёхкратное признание в совершении прелюбодеяния, откапывание [ямы] для [приговорённого] к побиванию камнями, откладывание [казни] беременной, пока она не родит, и [заупокойная] молитва по тому, кто был забит камнями
1049 Передают со слов Бурайды , что Ма'из ибн Малик аль-Аслами пришёл к посланнику Аллаха и сказал: «О посланник Аллаха, поистине, совершив прелюбодеяние, я проявил несправедливость по отношению к самому себе, [а теперь] я хочу, чтобы ты очистил меня», но [пророк велел] ему [уходить]. На следующий день [Ма'из снова] пришёл к нему и сказал: «О посланник Аллаха, поистине, я совершил прелюбодеяние», и [пророк ] во второй раз [велел] ему [уходить]. После этого посланник Аллаха послал [человека] к его соплеменникам, [чтобы спросить]: «Не [замечали] ли вы, что он повредился в уме, и не находили ли [в его поведении] что-нибудь неприятное для себя?» — [на что] они отвечали: «Мы знаем только то, что он в здравом уме, и считаем, что [этот человек ничем не отличается от прочих] наших [соплеменников]». [После этого Ма'из] пришёл к нему в третий раз, и [пророк ] опять послал к [его соплеменникам человека, который стал] расспрашивать о [Ма'изе], и ему сказали, что с ним и его рассудком всё в порядке. Когда же [Ма'из пришёл] в четвёртый раз [пророк велел] вырыть для него яму[1434], и по его велению [Ма'иза] подвергли побиванию камнями. [Потом к пророку ] пришла женщина [из племени] гамид и сказала: «О посланник Аллаха, поистине, я совершила прелюбодеяние, очисти же меня», но он [велел] ей [уходить]. На следующий день она сказала: «О посланник Аллаха, почему ты прогоняешь меня? Может быть, ты прогоняешь меня [по той же причине, что] и Ма'иза? Но клянусь Аллахом, я беременна». [Тогда пророк ] сказал: «Если нет[1435], ступай и жди, пока не родишь». Родив, [эта женщина] принесла к [пророку завёрнутого] в тряпку мальчика и сказала: «Я родила этого [ребёнка]». [Пророк ] велел: «Ступай и корми его, пока [не придёт время] отнимать ребёнка от груди». [Некоторое время спустя женщина] отняла [сына] от груди, привела ребёнка, который держал в руке кусочек хлеба, к [пророку ] и сказала: «О посланник Аллаха, я отняла его от груди, и он уже ел [обычную] пищу». [Тогда пророк ] передал ребёнка одному мусульманину и велел вырыть для неё яму [глубиной по] грудь, а потом по его велению люди подвергли её побиванию камнями. Халид ибн аль-Валид [тоже] подошёл и бросил камень в её голову, и кровь забрызгала лицо Халида, который стал поносить её. Услышав его [слова], пророк Аллаха сказал: «Не спеши, о Халид, ибо, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, она принесла такое покаяние, что если бы его принёс сборщик податей, то [грехи] простились бы и ему!» Потом [пророк велел [приготовить эту женщину к погребению] и совершил по ней заупокойную молитву, после чего она была похоронена.
Глава 5. Побивание камнями иудеев из числа находящихся под защитой (ахль аз-зимма) [1436] за совершение прелюбодеяния
1050 Передают со слов 'Абдуллаха ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что [однажды] к посланнику Аллаха привели иудея и иудейку, которые совершили прелюбодеяние. [Поговорив с людьми об этом деле], посланник Аллаха пошёл к иудеям и спросил: «Что вы находите в Торе о тех, кто совершил прелюбодеяние?» Они сказали: «Мы мажем им лица [углём] и сажаем [на ослов] лицом [к хвосту, а потом] их возят [по городу в таком виде]». [Пророк ] сказал: «Тогда принесите Тору, если вы говорите правду». Они принесли [свиток] и стали читать, когда же человек, который её читал, дошёл до [того места, где говорится о] побивании камнями[1437], он прикрыл его рукой и прочитал [только] то, что написано до и после этого. 'Абдуллах ибн Салям[1438], который [сопровождал] посланника Аллаха , сказал ему: «Вели ему поднять руку», и [когда] тот поднял её, [оказалось, что] под ней было [место, где говорится о] побивании камнями, и [после этого] по велению посланника Аллаха [прелюбодеев] подвергли побиванию камнями.
'Абдуллах ибн 'Умар сказал: «Я был одним из тех, кто кидал в них камни, и видел, как [мужчина прикрывал женщину] от камней своим [телом]».
Глава 6. Если рабыня совершит прелюбодеяние,
[её следует подвергнуть] бичеванию
1051 Абу Хурайра передал, что [однажды] посланника Аллаха спросили, [как следует поступить] с незамужней рабыней, если она совершит прелюбодеяние, и он сказал: «Если она совершит прелюбодеяние, подвергните её бичеванию, если она [опять] совершит прелюбодеяние, подвергните её бичеванию, если она [опять] совершит прелюбодеяние, подвергните её бичеванию, а потом[1439] продайте её пусть даже [по цене] верёвки».
Ибн Шихаб[1440] сказал: «Я не знаю, [когда следует продать такую рабыню], — после третьего или после четвёртого раза».
Глава 7. Хозяину [следует] подвергать своих рабов наказанию, установленному Шариатом
1052 Передают, что Абу 'Абд-ар-Рахман ['Абдуллах ибн Хубайб ибн Раби'а ас-Сулями] сказал:
[Однажды], произнося проповедь, 'Али, да почтит его Аллах, сказал: «О люди, подвергайте ваших рабов, состоящих, равно как и не состоящих в браке, установленному Шариатом наказанию. Поистине, [когда] рабыня посланника Аллаха совершила прелюбодеяние, он велел мне высечь её, [но, поскольку] у неё только недавно прекратилось послеродовое кровотечение, я побоялся, что если я [сделаю это], то убью её. Я сказал об этом пророку , и он сказал: " Ты поступил правильно"».
В другой версии [этого хадиса сообщается также, что пророк сказал]: «Оставь её, пока она не поправится».
Наказание за воровство
Глава 8. За что следует отрубать руку
1053 Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха сказал: «Руку вору [следует] отрубать только в [том случае, если украденная вещь стоит] не менее четверти динара»[1441].
Глава 9. Отсечение руки за [вещь] ценой в три дирхема
1054 Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что [однажды] по велению посланника Аллаха вору отрубили руку за [украденный им] щит ценой в три дирхема.
Глава 10. Отсечение руки за [кражу] яйца
1055 Передают со слов Абу Хурайры , что пророк сказал: «Да проклянёт Аллах вора, который крадёт яйцо, [за что] ему отрубают руку, и который крадёт верёвку, [за что] ему отрубают руку!»
Глава 11. Запрещение ходатайствовать [об отмене] наказаний, установленных Шариатом
1056 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, передала, что курайшиты были озабочены делом одной женщины [из рода бану] махзум, которая [что-то] украла[1442] при жизни пророка во время похода победы[1443]. [Одни[1444]] спрашивали: «Кто [заступится за неё перед] посланником Аллаха ?» — [другие] же говорили: «Кто осмелится [заговорить] с ним, кроме Усамы ибн Зайда, любимца посланника Аллаха ?» И её привели к посланнику Аллаха , а потом Усама ибн Зайд обратился к нему [с ходатайством] за неё. [Когда] посланник Аллаха [услышал слова Усамы], цвет его лица изменился[1445], и он воскликнул: «Неужели ты ходатайствуешь об [отмене] одного из наказаний, [установленных] Аллахом?!» — и тогда Усама сказал ему: «Попроси для меня прощения, о посланник Аллаха». А в предвечернее время посланник Аллаха обратился [к людям] с проповедью. Он [должным образом] восславил Аллаха, [после чего] сказал: «А затем: живших до вас погубило лишь то, что, когда кражу совершал знатный из [их числа], они [не трогали] его, а когда её совершал слабый, они применяли к нему установленное наказание. Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы кражу совершила Фатима, дочь Мухаммада, я непременно отрубил бы руку и ей!» — а потом по его велению женщине, совершившей кражу, отрубили руку.
Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «После этого она принесла покаяние, вышла замуж и часто приходила ко мне, а я говорила посланнику Аллаха о том, что ей нужно».
Наказание за употребление вина
Глава 12. Сколько ударов плетью [следует] наносить за употребление вина
1057 Передают, что Худайн ибн аль-Мунзир Абу Сасан сказал: «Я видел, как к 'Усману ибн 'Аффану , привели аль-Валида [ибн 'Укбу][1446], который совершил утреннюю молитву в два раката[1447], а потом спросил: " Не добавить ли вам? " Против [аль-Валида] свидетельствовали двое: одним из них был Хумран, [сказавший, что он видел, как] тот пил вино, другой же засвидетельствовал, что видел], как [этого человека] стошнило. 'Усман сказал: " Его стошнило [только после того, как] он выпил [вина]" а потом велел: " О 'Али, встань и отстегай его плетью" 'Али сказал: " О Хасан, встань и отстегай его плетью". Хасан, который, казалось, рассердился на ['Усмана], сказал: " Поручи неприятное тому же, кому досталось приятное" [1448], а потом велел: " О 'Абдуллах ибн Джа'фар, встань и отстегай его плетью" и тот стал наносить [аль-Валиду] удары плетью, 'Али же считал [их]. Дойдя до сорока, он велел: " Прекрати" а потом сказал: " [В подобных случаях] пророк давал сорок ударов, и Абу Бакр давал сорок ударов, 'Умар же давал восемьдесят, и всё это [соответствует] сунне, но мне больше нравятся [сорок]"».
1058 Передают, что 'Али сказал: «Если мне придётся подвергнуть кого-либо установленному Шариатом наказанию, [во время исполнения которого виновный] умрёт, я буду сожалеть только о том, кто [подвергнется наказанию за] употребление вина. Дело в том, что, если он умрёт, мне [придётся] выплатить за него виру, ибо посланник Аллаха не оставил никакого установления [относительно этого]».
Глава 13. Бичевание [с целью] назидания
1059 Абу Бурда аль-Ансари передал, что он слышал, как посланник Аллаха сказал: «Никому не следует давать больше десяти плетей, за исключением [таких случаев, когда виновный подвергается] одному из наказаний, [установленных] Аллахом».
Глава 14. [Если человек] совершит [грех],
за что подвергнется установленному Шариатом наказанию,
[это наказание] искупит его [грех]
1060 Передают, что " Убада ибн ас-Самит сказал: «Посланник Аллаха взял с нас, как и с женщин, клятву, что мы не станем никому поклоняться наряду с Аллахом и не будем ни воровать, ни прелюбодействовать, ни убивать собственных детей, ни клеветать друг на друга, [после чего сказал]: " Тому из вас, кто выполнит [эту клятву], Аллах [непременно дарует] награду, а тому из вас, кто [нарушит её] и понесёт установленное Шариатом наказание, оно послужит искуплением его [греха]. Если же кто-нибудь [нарушит её в чём-либо], а Аллах покроет его [грех], то Аллаху [и решать его судьбу], и если Он пожелает, то подвергнет [человека] мучениям, если же пожелает [иного], то простит его" [1449]».
28. КНИГА О СУДЕБНОМ РЕШЕНИИ И СВИДЕТЕЛЬСТВАХ
Глава 1. Вынесение решения об очевидном и неправильная аргументация
1061 Передают со слов жены посланника Аллаха Умм Салямы, да будет доволен ею Аллах, что [однажды], услышав у дверей своей комнаты громкие голоса споривших людей, посланник Аллаха вышел к ним и сказал: «Я — только человек, и ко мне приходят люди, тяжущиеся друг с другом. Может случиться так, что кто-нибудь из них окажется красноречивее другого, и я вынесу решение в его пользу, но [да будет известно каждому из тех], кому я присужу то, что по праву принадлежит [другому] мусульманину[1450], что это — лишь часть [адского] пламени, так пусть же он возьмёт её или оставит»[1451].
Глава 2. О непримиримом сопернике
1062 Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха сказал: «Поистине, самым ненавистным человеком для Аллаха является непримиримый соперник, ведущий тяжбу».
Глава 3. Решение, согласно которому ответчик должен принести клятву
1063 Передают со слов Ибн 'Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк сказал: «Если людям будут давать [то, чего они требуют, только на основании] их жалоб[1452], [они] непременно станут [покушаться] на жизнь и имущество [других] людей[1453], [а поэтому] ответчику [достаточно принести] клятву»[1454].
Глава 4. Судебное решение [на основании] клятвы и свидетельских [показаний]
1064 Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что посланник Аллаха выносил судебные решения [на основании] клятв и [показаний] свидетелей.
Глава 5. Судье не следует принимать решение в состоянии гнева
1065 Передают, что 'Абд-ар-Рахман ибн Абу Бакра сказал:
Мой отец[1455], [слова] которого я записывал, написал [письмо] 'Убай- дуллаху ибн Абу Бакре, когда тот был судьёй в Сиджистане[1456]. [В этом письме говорилось]: «Не [пытайся] рассудить [спор] двоих, будучи охваченным гневом, ибо, поистине, я слышал, как посланник Аллаха щ сказал: " Пусть никто не [пытается] рассудить [спор] двоих, [пока] испытывает гнев"».
Глава 6. О [таких случаях], когда [приговор] судьи, принимающего самостоятельное решение, является правильным или ошибочным
1066 'Амр ибн аль-'Ас передал, что он слышал, как посланник Аллаха сказал: «Если судья вынесет самостоятельное решение[1457], и [это решение] окажется правильным[1458], его [ждут] две награды, если же он вынесет самостоятельное решение и ошибётся, то ему [полагается одна] награда».
Глава 7. Разные приговоры двух судей, принимавших самостоятельные решения
1067 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха сказал: «[Однажды] волк прибежал к двум женщинам, с каждой из которых находился её сын, и унёс сына одной из них, после чего она сказала [другой женщине]: " Он унёс твоего сына! " — та же сказала: " Это твоего сына он унёс! " Тогда они обратились на суд к Давуду, который решил, [что ребёнка следует отдать] старшей. После этого они пошли к Сулейману, сыну Давуда, мир им обоим, рассказали ему [обо всём], и он сказал: " Принесите мне нож, и я разделю его между вами" [1459]. [Услышав его слова], младшая воскликнула: " Не [делай этого], да помилует тебя Аллах, это — её сын! " — и он решил [отдать ребёнка] младшей»[1460].
Абу Хурайра сказал: «И клянусь Аллахом, в тот день я [в первый раз] услышал слово сиккин — 'нож' — [ибо прежде] мы всегда говорили мудйа».
Глава 8. Судья примиряет тяжущихся
1068 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха сказал: «[Как-то раз] один человек купил у другого поместье, а потом тот, кто купил [его], нашёл [там] кувшин с золотом и сказал [прежнему владельцу]: " Возьми [у меня] своё золото, ведь я купил у тебя только землю и не покупал золота" Тот, кто продал землю, сказал: " Я продал тебе эту землю со всем, что в ней было", после чего они обратились на суд к одному человеку, который спросил: " Есть ли у вас дети? " Один из них сказал: " У меня есть сын" другой же сказал: " У меня есть дочь" [Тогда этот человек] сказал: " Выдайте девушку замуж за юношу, а [потом] расходуйте деньги на себя и раздавайте милостыню"».
Глава 9. Лучший свидетель
1069 Передают со слов Зайда ибн Халида аль-Джухани, что [однажды] пророк сказал: «Не сообщить ли вам о том, кто является лучшим свидетелем? Тот, кто приносит свидетельство, [не дожидаясь, пока] его об этом попросят».
29. КНИГА О НАХОДКЕ
Глава 1. Установление относительно находки
1070 Передают, что сподвижник посланника Аллаха Зайд ибн Халид ибн Зайд аль-Джухани сказал: «[Однажды] посланника Аллаха спросили, что [следует делать с] найденным золотом или серебром, и [пророк ] сказал: " [Сначала постарайся] узнать, [кому принадлежит] верёвка, [которой завязано то, что ты нашёл], а потом объявляй [о находке] в течение года. Если ты ничего не узнаешь, можешь расходовать [эти деньги], и да будут они тем, что отдано тебе на хранение[1461]. Если же [к тебе когда-нибудь] придёт [хозяин того, что ты нашёл], и потребует вернуть [деньги], отдай их ему". [Потом этот человек] спросил, [что следует делать с] заблудившимися верблюдами, и [пророк ] сказал: " А что тебе до [этих верблюдов]? Оставь их, ведь у [каждого из] них есть [ноги] и бурдюк [с водой][1462]. Они [найдут] воду и будут есть [листья с] деревьев, пока хозяин не найдёт их" [Потом этот человек] спросил, [что следует делать с] заблудившимися овцами, и [пророк ] сказал: " Возьми [этих] овец, которые [достанутся] тебе, или твоему брату, или волку"».
Глава 2. О находках [того, что было потеряно паломниками], совершающими хаджж
1071 'Абд-ар-Рахман ибн 'Усман ат-Тайми передал, что пророк запретил [брать то, что теряют паломники], совершающие хаджж.
Глава 3. Заблудшим станет тот, кто припрячет заблудившееся животное
1072 Передают со слов Зайда ибн Халида аль-Джухани что посланник Аллаха сказал: «[Человек], который припрячет заблудившееся животное, будет оставаться заблудшим, пока не объявит [о своей находке]».
Глава 4. Запрещается доить животных без разрешения
их [хозяев]
1073 Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха сказал: «Пусть никто [из вас] ни в коем случае не доит [чужое] животное без разрешения [хозяина]. Разве кому- либо из вас понравится, если кто-то взломает [дверь, проникнет] в кладовую, где хранятся его съестные припасы, и унесёт еду? Но ведь вымя животного [тоже] является хранилищем съестных припасов [своего хозяина], так пусть же никто [из вас] ни в коем случае не доит [чужое] животное без разрешения [хозяина]!»
|