Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цель и задачи исследования. ``Цель - это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего'' [15, ССтр 1 из 4Следующая ⇒
``Цель - это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего'' [15, С. 29]. В научно-методической литературе [15, С. 29-30] приводятся следующие формулировки целей: 1. Разработать педагогические или научно-методические (организационно-педагогические и т.п.) основы формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо. 2. Выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические (методические) условия (предпосылки и условия) формирования (воспитания, развития)... 3. Обосновать содержание, формы, методы и средства... 4. Разработать методики (методические системы) формирования...или, допустим, методики применения системы средств наглядности в... 5. Определить и разработать педагогические (дидактические) средства (системы средств)... 6. Разработать теоретические модели... 7. Разработать требования, критерии... 8. Педагогически обосновать что-либо, например, игровую деятельность. Использование представленных формулировок, с одной стороны, поможет студенту сориентироваться в выборе цели. Однако, с другой стороны, использование готовых шаблонов может быть причиной ошибки, когда студент выбрал для себя непосильную цель. П.К. Петров указывает, что ``целью исследований в рамках курсовых и дипломных работ может быть разработка методик и средств обучения, тренировки, воспитания качеств личности, развития (воспитания) физических качеств, форм и методов физического воспитания в различных структурных подразделениях (детский сад, школа, ДЮСШ и т.д.) и возрастных группах, содержания обучения, путей и средств совершенствования управления учебно-тренировочных и воспитательных процессов и т.д.'' [17, С. 12]. Дальнейшее продолжение данной цитаты, по нашему мнению, могло бы быть следующим: ``но никак не разработка основ и принципов физического воспитания и тренировки! ''. Например, цель работы, связанной с методикой развития координационных способностей у детей семи лет на основе применения специально разработанной программы, может выглядеть следующим образом: ``Совершенствование методики развития координационных способностей у детей семи лет общеобразовательной школы посредством применения стандартной программы'', но не ``Принципы (условия, основы) развития координационных способностей у детей...''. Определив цель дипломной работы, нами предлагается студенту сформулировать как характеристики цели, которые необходимо установить в ходе исследовательской работы. Сравнение задач именно с характеристиками делается нами на основании часто встречающихся у студентов ошибок: - задачи подменяются этапами исследования (например, ``Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования'', ``Провести педагогический эксперимент''); - задачи подменяются методами исследования (например, ``Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования''). Кроме того, сравнение формулировок задач с характеристиками цели, по нашему мнению, является таким подходом к написанию курсовой и выпускной квалификационной работы, который позволит наиболее успешно определить в дальнейшем последовательность и содержание глав и параграфов. Традиционно задачи исследования в области физической культуры и спорта связывают [7, 17, 23]: - с изучением состояния вопроса (первая глава ВКР), - с разработкой экспериментальной методики обучения или тренировки (вторая глава ВКР), - с выявлением эффективности применения ее на практике (третья глава ВКР). Для получения знаний, позволяющих в совокупности внести ясность относительно проблемы исследования, по нашему мнению, изучение состояния вопроса следует подразделить. Такое подразделение на составляющие (они могут стать содержанием параграфов первой главы) предполагает описание: 1) основных характеристик (сущности) изучаемого явления; 2) характеристик процесса развития изучаемого явления; 3) разработку и (или) обоснование критериев показателей данного явления. Задачи формулируются с помощью глаголов: изучить, разработать, выявить, установить, обосновать, определить, проверить. Для выпускной квалификационной работы не должно быть более четырех задач.
41. Способы представления результатов исследования ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ Графики, наряду с таблицами, являются наиболее распространенной формой представления данных эксперимента. Основным достоинством графического способа является его наглядность. В этом случае весь экспериментальный материал легко обозрим, график позволяет понять основные черты наблюдаемой зависимости, обнаружить, какие экспериментальные точки выпадают из общей серии, как они согласуются с теоретическими данными и т, д. Кроме этого, графики строят для того, чтобы определить некоторые эмпирические величины. Результаты эксперимента следует привести к такому виду, который позволяет выделить исследуемые связи. Существует 4 основных вида представления данных: текст, таблица, график, схема (рисунок). Требования к способам представления результатов: 1) К анализу и представлению отбираются лишь те данные, которые подчинены ответу на вопрос исследования. 2) Результаты, представленные к анализу, не должны быть громоздкими, указывается только самое существенное. 3) Представленные результаты должны быть простыми по структуре, т. е., необходимо упрощать и объединять данные. 4) Результаты должны быть обозримыми и понятными сразу. Для этого необходимо все подписывать.
|