Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Построение программы: основные принципы и этапы социологического исследования общественного мнения
Программа исследования — это изложение его общей концепции в соответствии с основными целями проводимой деятельности и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки. Содержание и структура программы маркетинговых исследований зависят от главной цели исследуемой проблемы. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований. А) маркетинговое Б) прикладное В) теоретически-прикладное Основные разделы исследования: 1. Методологический раздел:
a. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета
исследования: проблема всегда включает в себя некое противоречие, либо сущного, либо противоречие эмпирического знания. Например, проблема в ориентации молодежи на те или иные профессии (противоречие между необходимым и желаемым); рост среднего класса в Бразилии и в следствие роста уровня их потребностей. Проблема должна быть определена четко, необходимо видеть противоречие. объект исследования - то, на что направлен процесс
познания, предмет исследования - те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению (объект - женщины; предмет - отношение к отпускам);
b. Определение цели и постановка задач исследования: цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретиков познавательный и практически прикладной; задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования (цель - установить отношение женщин фертильный возрастов к пользованию отпуском по входу за ребенком; задачи: определить роль образования, характера труда, зарплаты, установить оптимальный срок отпуска, прикладная - спрогнозированная процент женщин и тд).
c. Уточнение и интерпретация основных понятий: поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указание правил, фиксирование соответствующих эмпирических признаков операциональным
определением.
d. Предварительный системный анализ объекта исследования: этим методом осуществляется три вида расчленения объекта на: i. Общие и специфические элементы;
ii. Явные (подаются контролю, можно зарегистрировать) и латентные (не подаются контролю, нельзя зарегистрировать) элементы;
Объективные и субъективные факторы (преломление в сознании индивида объективных факторов). e. Развертывание рабочих гипотез: логическая конструкция гипотезы - если, то... Любое исследование начинается с выдвижения гипотезы. Гипотезы:
i. Центральные гипотезы - главные ii. Выводные гипотезы
2. Процедурный раздел: a. Принципиальный/ стратегический план исследования:
i. Формулятивный/разведовательный: применяется в случае если об объекте исследования имеется самое смутное представление, и социолог не в состоянии построить никаких гипотез;
ii. Описательный/ дискретивный: возможен, если знание объекта достаточно для выдвижения описательных гипотез. Определение обследуемой совокупности. Цель плана - строгое описание качественно-количественных особенностей социальных структур, процессов и явлений. Типичный пример - опросы общественного мнения.
iii. Аналитика - экспериментальный план: наиболее сильный вариант исследовательского поиска. Применяют лишь при условии достаточно высокого знания изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения. Цель плана - исследование функциональных и каузальных взаимосвязей.
b. Характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации:
i. Количественный метод: точный, научно обоснованный a. Опрос
b. Анкеты ii. Качественный метод: подвержен субъективным взглядам
a. Фокус группы b. Интервью
c. Контент анализ d. Метод наблюдения
i. Включенный (при участии исследователя)
ii. Невключенный (исследователь наблюдает со стороны)
iii. Эксперимент - создание условий и помещений объекта в условия. Экспериментальная группа - на ней проводится эксперимент. Контрольная - группа сравнения. Проблема контроля - необходимо чтобы все факторы были равными.
iv. Исследование документов - когда нет людей. Работа сданными и статистикой. Проблема - искажение данных. Методы: интеполяцияаврация данных c. Обоснование выборки единиц наблюдения:
i. Случайная выборка - производится с помощью случайного отбора; генрализация - обобщение на генеральную совокупность. Более менее представительна, так как отражает генеральную совокупность в общем (процентные соотношения).недостатки - возможно смещение в выборке;
ii. Стратифицированная выборка - берется процент от каждого опрашиваемого слоя;
iii. Гнездовая выборка - зависит от местоположения (филиалы университета). Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных: Должны быть отражены следующие компоненты структуры обработки: 1. редактирование и кодирование информации;
2. перенос данных на машинные носители; 3. проверка качества данных и коррекция ошибок;
4. создание переменных (процесс в некотором смысле обратный процессу операционализации понятий – " переменные" выступают в качестве показателей, изучению которых, собственно, и посвящено исследование. Для многих вопросов анкет получаемая информация непосредственно отвечает задачам исследования,
и в этом случае сами вопросы являются переменными);
5. статистический анализ (ключевой этап в процессе анализа социологических данных. В его ходе выявляются статистические закономерности и зависимости). 7. Классификация подходов к изучению общественного мнения (cм.14) Теоретические подходы к изучению общественного мнения можно разделить на 4 категории. Подходы к изучению общественного мнения: 9. Основные принципы разработки анкеты с целью зондирования общественного мнения Социологическое исследование включает несколько этапов:
1. Подготовка исследования. Составление программы исследования, включающей формулирование его цели, задач, гипотез, а также разработка анкеты.
2. Сбор первичной социологической информации.
3. Обработка данных. 4. Анализ данных и оформление выводов. Анкета — это очень тонкий и гибкий инструмент для сбора первичных данных, и ее не нужно отождествлять с простым списком вопросов.
Составление анкеты представляет собой исследовательский процесс, включающий в себя выдвижение и обоснование целей, формулирование гипотез, разработку вопросов, определение способа анкетирования, разработку аналитических таблиц для последующей обработки и др. Анкета обычно состоит из трех блоков: 1. введения, или преамбулы;
|