Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация методов маркетинговых исследований ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
· Количественные методы (дают ответ на вопросы «кто» и «сколько»). Предоставляют маркетологу точные числовые данные. Пример: сколько человек посещает торговую точку в будние дни. Информация, полученная таким методом, – скорее, статистические данные. Это дает возможность проанализировать целесообразность распространения товара, например, в конкретном торговом центре. · Качественные методы (дают ответ на вопросы «как» и «почему»). Предоставляют возможность определить реальные мотивы покупки, потребности и взгляды потребителей. Предполагают открытые вопросы, поэтому результат получается весьма различный. Пример: клиенту задают вопрос «Как вы оцениваете качество услуг?» или «Что бы вы хотели видеть в нашем магазине?». Полученные данные помогают определить, каким образом можно улучшить товар при производстве, либо указывают, какие особенности продукции стоит подчеркнуть при проведении рекламных кампаний. · Mix-методики соединяют в себе самые удачные составляющие всех методов. Hall-test – большая группа в 100-400 человек тестирует предложенный товар в специальном помещении и заполняет анкету; Home-test – аналогичен предыдущему, но тестирование происходит дома; Mystery Shopping – проводится оценка уровня обслуживания при помощи подставных клиентов. Различают два метода проведения маркетинговых исследований – полевой (проводится на месте исследования, опрашиваются непосредственные клиенты, оценивается длина очереди, расположение торгового киоска) и кабинетный (анализ данных Госкомстата, балансов предприятия, СМИ). Основные методы маркетинговых исследований включают в себя ряд мелких подвидов: · к количественным относят: личные и телефонные опросы, мониторинг; · к качественным относят: фокус группы, экспертные и глубинные интервью, метод тайного покупателя. В качестве примера можно привести характеристику основных методов маркетинговых исследований: 1. Опросы помогают выяснить мнение опрашиваемого по определенным вопросам, включенным в анкету, посредством личного контакта, телефонного разговора или сети Интернет. 2. Мониторинг включает анализ цен, ассортимента, сбыта продукции в розничных точках. 3. Фокус группа – проведение группового интервью в форме дискуссии по определенному сценарию. 4. Глубинное интервью – свободная личная беседа с подробными ответами на открытые вопросы. Методы маркетингового исследования рынка представляют собой способы сбора информации, необходимой для принятия управленческих решений. Выбор методов проведения маркетингового исследования в первую очередь завит от конкретно сложившейся ситуации. Главный критерий выбора – получение наибольшего спектра информации по изучаемой проблеме. Оптимальный вариант – применять различные методы, делая основной упор на какой-то конкретный вид. 23.Особенности и роль фокус-группы в выявлении предпочтений потенциальных потребителей Правила фокус группы: I. определить задачу и аудиторию. II. Укомплектовать группу, отсеивать нежелательных людей. III. Найти нужного координатора. IV. Создать достаточное количество фокус групп V. Выбрать план дискуссии VI. Не видеть модератора, подыскать помещение VII. Жестко сдерживать вмешательство наблюдателей VIII. Продумать возможную помощь со стороны других. Отношение к БАДам. Методу присущи следующие характеристики: § численность групп обычно составляет от 2 до 8 участников и, как правило, не превышает 10 участников; § группа формируется с учетом цели исследования. Например, если изучается эффективность электробритв, то можно сформировать две однородные группы мужчин — «молодежную» и «старшего возраста». При изучении эффективности телепередач, ведущих, комментаторов целесообразно сформировать четыре группы, где в мужских (или женских) группах соответственно представлены участники разных возрастов; § длительность дискуссии в зависимости от задач исследования колеблется от 1 до 3 ч; § дискуссию ведет модератор — опытный социолог или психолог. Очевидно, что в ходе дискуссии создаются благоприятные условия для спонтанного проявления респондентами эмоций, искреннего выражения мнений. Результаты дискуссии, представленные в отчете, оказываются более понятными заказчику исследования, тогда как количественные показатели обычных опросов в виде шкал заказчика удовлетворяют не всегда. Метод фокус-групп сравнительно экономичен и быстро дает результаты. Однако у метода есть существенные ограничения. Во-первых, материалы модератор подготавливает фактически интуитивно; работа обычного интервьюера намного легче. Во-вторых, наибольшую трудность представляет подбор участников дискуссии, что объясняется основным требованием метода: участник должен полностью «раскрыться», быть искренним. Именно поэтому в фокус-группах не должны принимать участие специалисты в данной области, близкие знакомые модератора, участники прошлых фокус-групп. В-третьих, участников необходимо вознаградить — деньгами, подарком или сувениром. Несмотря на это, в последнее время метод применяется довольно часто, поскольку его быстрота, дешевизна и качество становятся все более очевидными. Метод фокус-группы представляет собой глубокое интервью и реализуется в виде модерируемой групповой дискуссии по поводу определенной проблемы. Фокус-группа является качественным, т.е. достаточно гибким методом сбора социологической информации, позволяет прийти к достоверным выводам и не требует серьезных временных затрат в применении. Метод фокус-группы может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами. Зачастую фокус-группы проводят на заключительном этапе исследований, связанных с получением количественных данных. Анализ фокус-групп позволяет приобщить к количественным данным качественные элементы, благодаря чему результаты исследования будут более «живыми» и наглядными. Преимущества фокус-групп: 1. Формат дискуссии помогает участникам более подробно изложить и уточнить своѐ мнение.
2. Фокус-группы служат для участников более стимулирующей и возбуждающей формой работы, чем глубинное интервью. Повышают активность и внимательность участников.
3. Обсуждение в фокус-группе более спонтанно, чем при глубинных интервью.
4. Фокус-группы можно провести и проанализировать быстрее, чем глубинные интервью.
5. Дешевле, чем глубинные интервью. Недостатки: 1. Возможна проблема, при которой один респондент будет доминировать над другими.
2. Доминирующий респондент может дестабилизировать работу группы. 3. Возможность искажения индивидуального мнения под давлением группы.
4. При анализе полученных данных необходимо учитывать то, что информация является групповым мнением. Методики получения полных и разнообразных результатов: 1. Прямые и фактические вопросы — открыто сформулированные вопросы о конкретной информации или чувствах.
2. Структурные вопросы — об организации процесса выбора или принятия решения.
3. Вопросы типа «большое турне» — просьба восстановить привычное действие, процедуру респондента.
4. Вопросы на идеализацию — просьба поразмышлять о товаре, услуге, действиях.
5. Контраст — просьба сравнить несколько объектов, товаров или услуг.
6. Гипотетическое взаимодействие — описать свою реакцию на возможную ситуацию. 7. От «третьего лица» — неличные вопросы Проективные методики: 1. Использование словесных стимулов и реакций (словесные ассоциации, завершение историй и предложений).
2. Использование респондентов воображения или сценария (ролевые игры, списки покупок).
3. Использование изображений в качестве стимулов. 26.Общественное мнение в России по вопросам рождаемости. Демографическая проблема -глобальная проблема человечества, связанная с продолжающимся значительным приростом населения Земли, опережающим рост экономического благосостояния, в результате чего обостряются продовольственная и другие проблемы, угрожающие жизни населения в этих странах. Под демографической проблемой может пониматься как убыль населения, так и перенаселение. ВЦИОМ. Россияне не склонны излишне драматизировать
демографическую ситуацию в стране. Так, лишь 15% опрошенных готовы согласиться с термином «демографическая катастрофа». С другой стороны, ещѐ меньше тех, кто признаѐ т положение в этой сфере нормальным (7%). Основная часть опрошенных характеризует ситуацию более сдержанно – как тревожную (42%) или кризисную (34%).
Оценки положения в стране, как правило, несколько критичнее, чем ситуации в собственном населѐ нном пункте респондента.
Среди демографических проблем россиян более всего тревожат высокая
смертность, низкая продолжительность жизни (57%), низкая рождаемость (55%), разрушение деревни, запустение сельской местности (38%), рост численности мигрантов из стран Кавказа, Средней и Юго-Восточной Азии (27%), распад традиционной семьи, рост числа разводов и внебрачных связей (27%). Несколько меньше беспокойства вызывают такие процессы, какотток на Запад высококвалифицированных граждан России, «утечка мозгов» (14%), скученность населения в крупнейших городах (8%), незаселенность огромных просторов в Сибири и на Дальнем Востоке (3%). Низкая рождаемость и высокая смертность волнует все группы и слои российского общества.В отношении других проблем оценки заметнодифференцируются. Жителей Москвы и Санкт-Петербурга чаще, чем респондентов из других типов поселений, заботят проблемы «утечки мозгов» (26%), скученности населения в мегаполисах. В сѐ лах высок уровень обеспокоенности разрушением деревни (51%). Рост численности
мигрантов из стран Кавказа, Средней и Юго-Восточной Азии особенно остро воспринимается в Уральском и Сибирском федеральных округах (41 и 36%). Распад традиционной семьи, рост числа разводов и неполных семей у женщин вызывает тревогу чаще, чем у мужчин (31% и 21 %). Главное условие выхода России из демографического кризиса большинство россиян (60%) видят в повышении рождаемости коренного населения страны. Пятая часть опрошенных (20%) возлагает надежды на сокращение смертности, десятая часть (10%) – на прекращение утечки русского населения за рубеж.И лишь4%респондентов высказываются запривлечение квалифицированных работников из других стран как за способ решения демографической проблемы. Респонденты 60 лет и старше чаще
опрошенных молодого и среднего возраста фиксируют внимание на важности сократить смертность в России (для сравнения: 16%в группе18–24 лет и 24% в группе «60+»). Молодѐ жь 18–24 лет чаще респондентов старшего возраста делает акцент на эмиграции русского населения (16% в молодѐ жной группе против 7–11% в других возрастных группах).
Анализ динамики рождаемости в России в XX в. позволяет предположить, что падение рождаемости связано с уменьшением численности женщин в наиболее фертильных возрастах, продолжением общемировой тенденции демографического перехода (долговременным, снижением рождаемости и смертности), ухудшением экономического и социального положения большинства населения.
Основные причины снижения рождаемости: влияние социально-экономических факторов (урбанизация, уровень образования, занятость в общественном производстве и характер труда, уровень жизни, национальные традиции и уклад жизни), которые ведут к изменениям образа жизни, сознания, потребности в детях и, наконец, всей репродуктивной функции семьи. Социально-экономические факторы не воздействуют непосредственно на потребность в детях, но, в конечном счете, эту потребность обусловливают. Изменения в социально-психологической сфере влияют на репродуктивное поведение, но сами изменения репродуктивной установки не происходят внезапно и на пустом месте. Их основа - социально-экономическая жизнь общества и улучшение социально-экономических процессов.
Немаловажное значение имеют и качественные сдвиги в институте семьи и брака: «ослабление» семьи, рост числа разводов, увеличение «пробных», нерегистрируемых браков и внебрачной рождаемости, падение ценности детей в системе жизненных ценностей семьи и общества и др., а кроме того, усилено начатыми в стране реформами. Часть факторов может быть преодолена, но часть имеет необратимый характер, потому что обусловлена процессами социально-экономической трансформации России. Процесс уменьшения потребности в детях продолжается. Все меньшая часть населения испытывает потребность иметь в семье то число детей, которое обеспечивает нормальное воспроизводство населения и социализацию социально компетентных личностей. По мнению В.А. Борисова, возрастающая роль поведенческих аспектов в борьбе за продолжительность жизни нашла свое выражение в исследовании факторов смертности и здоровья населения социологическими методами. Предиктор здоровья - климат, социальная структура, политическая культура, экологический фактор, наследственность, питание Самосохранительное поведение определяется как система действий и установок личности, направленных на сохранение здоровья и продление жизни. Самосохранительное поведение выражается в движении показателейздоровья, заболеваемости, смертности и их структуры по причинам. Понятие самосохранительного поведения было введено в связи с осознанием исследователями того факта, что в современных условиях все большую роль в детерминации заболеваемости и смертности начинает играть поведенческий фактор, связанный с отношением человека к собственному здоровью и продолжительности собственной жизни. Впервые в нашей стране пилотажные исследования самосохранительного поведения начала проводить группа социологов и демографов под руководством профессора А.И. Антонова (1980-1986 гг.). В качестве основных характеристик психологических установок к длительности жизни исследователи использовали показатели предпочтений и ожиданий в отношении продолжительности жизни. Было обнаружено, что мужчины в целом более пессимистично, чем женщины, оценивают свое здоровье, при этом важность усилий самого человека в достижении хорошего здоровья недооценивается, женщины проявили более активную позицию по отношению к сохранению здоровья. Ядром структуры регуляции самосохранительного поведения является потребность личности в самосохранении, которая является наиболее сложной по своей структуре и включает в себя все уровни знаменитой пирамиды потребностей, разработанной американским психологом А.Н. Маслоу.
По мнению психолога Л.Г. Уляевой, самосохранительное поведениевключает три компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий. · когнитивный –характеризует знание человека о своем здоровье, пониманиероли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное (разрушительное), так и позитивное (укрепляющее) влияние на здоровье человека;
· эмоциональный –отражает переживания и чувства человека, связанные ссостоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического и психического самочувствия человека;
· мотивационно-поведенческий –определяет место здоровья виндивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характерные особенности поведения в случае ухудшения здоровья.
Отношение к здоровью –один из элементов самосохранительного
поведения. Кругозор личности в процессе самосохранительного поведения определяют знания, которые необходимы для самопознания личности в ходе освоения ценностей здорового образа жизни.
Среди демографических проблем россиян более всего тревожат высокая смертность, низкая продолжительность жизни (57%)
Сальто миграции - соотношение количества прибывших к количеству уехавших
Воспроизводство населения существенно зависит и от миграционного движения, связанного с миграцией населения. Миграция населения –перемещение по различным причинам людей черезграницы тех или иных территориальных образований в целях проживания Мигрант –лицо, совершившее перемещение на новое место проживания. Миграционный поток (оборот) –совокупное число мигрантов, имеющих общиерайоны прибытия и выбытия на данном отрезке времени. Различают миграционные потоки: · прямой и обратный; · доминирующий и менее интенсивный. Основные причины миграции: · политические (бегство граждан из своей страны из-за государственных переворотов, смены формы государственного правления);
· социально-экономические (перемещение населения в поисках работы, так называемая " утечка мозгов"); · природные (из-за стихийных бедствий: землетрясений, наводнений и т.п.)
· экологические (из-за радиационного заражения, например, вследствие аварии на Чернобыльской АС); · религиозные (из-за преследований по признаку вероисповедания); · национальные (из-за национальных преследований).
Различают три стадии миграции:
I стадия – исходная – процесс формирования территориальной подвижности; II стадия – основная – собственно перемещение; III стадия – завершающая – приживаемость мигрантов на новом месте.
Если рассматривать миграцию с различных точек зрения, то можно выделить следующие виды (типы) миграции: 1. По отношению к границам государства:
· внешняя, в т.ч. эмиграция – выезд граждан из своей страны; иммиграция – въезд граждан в данную страну; · внутренняя – миграция граждан в пределах своей страны.
2. По временному признаку: · временная, или возвратная (сезонная, маятниковая); · безвозвратная.
3. В зависимости от уровня организации: · организованная; · стихийная (неорганизованная).
4. С позиции выбора: · добровольная (например, " утечка мозгов"); · вынужденная (поиск убежища); · принудительная (насильственное перемещение граждан).
5. С позиции законности: · законная; · незаконная.
6. По мотивам (причинам):
Почти три четверти россиян (74%) уверены, что большое количество приезжих из других стран оказывает отрицательное влияние на страну. Причем за последние пять лет сторонников такого мнения стало больше, следует из опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Такой позиции прежде всего придерживаются москвичи и петербуржцы (84%), а также приверженцы партии " Справедливая Россия" (85%). Как позитивное явление для России рассматривают большое количество иностранных мигрантов 14% опрошенных.
Россияне стали чаще призывать к ужесточению законов об иммиграции: за такую меру высказались 53% опрошенных (в 2005г. - 40%). Еще 10% считают, что приток приезжих следует полностью остановить. О необходимости ужесточения законов заявляют в основном жители средних городов (58%), а предложение вообще перекрыть поток мигрантов чаще всего высказывают жители столицы (20%).
По мнению более чем половины опрошенных (57%), необходимо ужесточить законы для пресечения потока мигрантов в Россию из республик СНГ, стран Юга и Юго-Востока (в 2004г. такого мнения придерживались 44%). Такая точка зрения характерна для москвичей и петербуржцев (71%), жителей других городов-миллионников (68%), а также сторонников ЛДПР (63%). 26% россиян считают, что принимать такие меры следует только в отношении лиц, не владеющих русским языком и не являющихся бывшими гражданами СССР. Такой точки зрения в основном придерживаются жители крупных городов (38%), приверженцы КПРФ и " Единой России" (по 29%). 14% полагают, что ужесточать законы не нужно, прежде всего это жители средних городов (20%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проводился 13-14 июля 2013г. Были опрошены 1 тыс. 600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России.
ВЦИОМ провел исследование, в котором анализировались мнения россиян относительно числа эмигрантов из России в 2014 году и наиболее благоприятных условий для жизни в тех или иных странах. Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 28–29 июня 2014 года. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Выборка репрезентирует городское население России. Статистическая погрешность не превышает 3, 4%.
Как показали результаты исследования, относительное большинство россиян (42%) полагает, что за последние несколько лет число желающих уехать из России на постоянное место жительства в другую страну не изменилось. Каждый четвертый (24%) отмечает, что их стало меньше. При этом за год существенно сократилась доля тех, кто ощущает рост миграционных настроений
(с 29% в 2013 году до 18% в 2014 году). Более двух третей россиян (68%) уверены, что нигде, как в России, нельзя так хорошо пообщаться по душам. Лишь немногие полагают, что подобные беседы лучше вести в странах Запада (8%) или странах Востока (2%). А 20% считают, что приятного собеседника можно найти в любой точке мира. Половина опрошенных (53%) указывает, что в России больше возможностей для полноценного воспитания детей, а четверть респондентов (25%) полагает, что шансы на это равны везде. Каждый второй отмечает более безопасные условия для жизни (51%), наличие продуктов высшего качества (51%), благоприятные экологические условия (46%) в России. 51% опрошенных считают, что в России легче всего жить так, как хочется, а 47% убеждены в том, что здесь можно интереснее всего проводить
свободное время, при этом среди респондентов старше 60 лет таковых 60%, а среди 18–24-летних — 34%. О том, что в России легче всего найти подходящую работу, сказали 44% орошенных, вдвое меньше считают, что для этого больше возможностей на Западе (22%) или же одинаково во всех регионах мира (23%). Что касается открытия бизнеса, то 39% видят более благоприятные условия для этого в России, 23% — на Западе, 20% — везде. Получать образование лучше в России — говорят 44% опрошенных, тогда как 30% думают, что учиться нужно в Европе или Америке (среди обучавшихся в ВУЗе — 35%, а среди малообразованных — 14%). 41% заявляет, что в России больше возможностей обеспечить свое материальное положение, 29% — на Западе, 20% — везде. Еще 41% придерживается мнения, что решить «жилищный вопрос», скорее, проще в России (23% — на Западе, 21% — везде). С тем, что сберечь здоровье все же проще в России, согласен 41% опрошенных, причем пожилые люди убеждены в этом больше, чем молодые (50% против 36%, соответственно).
По замечанию Михаила Денисенко, " представление о миграции и мигрантах у нашего населения достаточно размыто: для одних мигрант - человек нерусской национальности, для других - иностранный гражданин, для третьих - тот, кто приехал на постоянное место работы, для четвертых - те, кто выполняет тяжелую и неприглядную работу". Первый вопрос, который задавался участникам опроса, касался оценки количества мигрантов в их населенном пункте. В целом по стране большая часть респондентов считает, что мигрантов " очень много", что схоже с оценками в других странах. " население особо не дифференцирует внешних и внутренних мигрантов".
Россияне терпимо относятся к мигрантам с Украины и Молдовы и негативно - к выходцам с Кавказа и Азии. Значительная часть населения России не хочет, чтобы дети мигрантов учились в одной школе с детьми россиян.
Если говорить о причинах использования труда мигрантов, то у населения сложился совершенно четкий стереотип, что мигрантов используют потому, что труд их дешев. Население прекрасно понимает, что мигранты работают в тех местах, куда не пойдут работать российские граждане и что они выгодны работодателям в зачастую в силу их бесправного положения.
На вопрос о сохранении мигрантами своего уклада и традиций, то отношение россиян к этому вполне терпимо, однако это касается именно их частной жизни, не выходящей за пределы семьи и дома.
Очень интересно и несколько неожиданно мнение сограждан об обязательном изучении мигрантами русского языка: только половина поддержала данное предложение, 10% респондентов затруднились ответить, а считающие, что этот экзамен не нужен, мотивировали свой ответ тем, что тем, кто приезжает на временные работы, русский язык учить некогда.
Миграция -население перемещается между населенными пунктами(внутрипоселенческие перемещения); второе - смена постоянного места жительства. Миграция один из лучших индикаторов социального благополучия в обществе. Две страны в мире дистриктивное законодательство - финляндия и япония. В мире 2-3 процента вовлечены в различные формы миграции. В США 15 процентов внутренняя миграция.
Почему в США такая большая миграция:
· Существование обширного национального рынка приложения труда
· Хорошая программа рефинансирования жилья (ипотека. Перенос уже выплаченных средств на другой дом) · Меньшая привязанность к родному дому
Говоря об общественном мнении: есть такой стереотип по поводу внутреннеймиграции. Стереотип- обезлюженный дальний восток и Сибирь. На самом деле низкий уровень рождаемости в центральном федеральном округе.
Как сделать так, чтобы огромное пространство Сибири и дальнего востока не пустовало. Такая дискуссия возникла на втором экономическом форуме, говорикак сделать привлекательным дальний восток. Говорили: нужно сделать доступным жилье и основывать производство. В Сибири есть известные университетские центры, но сравнивая с США многие лучшие университеты находятся в глуши. Можно строить кампусы. Вопрос: нужно сдать в аренду японцам? И еще один: так мы можем потерять исконные земли.
Прогноз заянчковской до 2026 года Условия:
1. Население перемещается между населенными пунктами 2. Перемещение обязательно сопровождается сменой постоянного места
жительства Типы:
· Трудовые · Коммерческие
· Учебные · Туристические
· Внутренняя
· Внешняя Факторы влияния: · Глобализация рынка.
· Появление интернета
· Появление наднациональных структур, которые курируют миграцию Приводит к · Росту межнациональных браков
· Межэтническим конфликтам Существует два основных способа интеграции эмигрантов: 1. Ассимиляция - Франция Германия США Швейцария 2. Взаимное сосуществование культур - Великобритания Канада Австралия нидерланды Бельгия Дания Финляндия Швеция Философия плавильного котла — это модель этнического развития, активно пропагандируемая в американской культуре. Доминирование в американской
общественности этой мысли тесно связано с идеалами представления культуры о подлинно свободном демократическом обществе, где люди будут стремиться жить среди расово-этнических смешанных соседей. Концепции «плавильного котла» можно противопоставить политику мультикультурализма. Сам термин возник из названия пьесы британского журналиста и драматурга Израиля Зангуилла, который часто приезжал в США и знал жизнь этой страны. Суть пьесы «Плавильный котел» заключалась в том, что в Соединенных Штатах Америки происходило слияние различных народов и их национальных культур, в результате формировалась единая американская нация. Мультикультурали зм —политика, направленная на сохранение и развитие вотдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Важным отличием от политического либерализма является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам вести просветительскую деятельность и иметь собственные образовательные программы, строить школы, открывать библиотеки и объекты культового значения, выражать консолидированную политическую позицию во время выборов, и так далее.
Предикторы (фактор зная который мы можем говорить о вероятности события) интеграции эмигрантов: · Продолжительность проживания в новом месте жительства
· Характер расселения и численность проживающих · Уровень образования и социально экономическое положение
· Религиозная принадлежность мигрантов · Восприятие коренным мигрантов населением
Семья —это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически изменяющаяся социальная форма отношении между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.
В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа и важный социальный институт. Как социальный институт семьяпроходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи:: вступление в первый брак—образование семьи; началодеторождения — рождение первого ребенка; окончание деторождения — рождение последнего ребенка; «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка; прекращение существования семьи
— смерть одного из супругов. На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но исовокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета.
Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим: · репродуктивная (детородная) -воспроизводство потомства—главнаяфункция семьи;
· воспитательная —первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
· хозяйственно-бытовая -ведение домашнего хозяйства, уход за детьми ипрестарелыми членами семьи;
· экономическая -материальная поддержка несовершеннолетних инетрудоспособных членов семьи;
· функция первичного социального контроля —регламентация моральнойответственности в отношениях между членам и семьи: · духовно-нравственная -развитие личности каждого члена семьи;
· социально-статусная -предоставление определенного социального статусачленам семьи, воспроизводство социальной структуры;
· досуговая -организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
· эмоциональная -оказание психологической поддержки членам семьи.
В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью: · моногамия —брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:
· полигамия —брак, предполагающий наличие нескольких партнеров всупружестве. Известны три формы полигамного брака: o групповой брак, когда несколько мужчин и несколько женщин
одновременно находятся в супружеских отношениях: o полиандрия (многомужество) - редко встречающаяся форма; o полигиния (многоженство) -самая распространенная среди всехформ полигамного брака, существует в мусульманских странах. Виды семей в зависимости от структуры родственных связей: · нуклеарная, состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
· расширенная, представленная двумя и более поколениями семей. Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера: · эндогамные, предполагающие заключение брака между представителямиодной и той же группы (клана, племени т.д.); · экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей запрещается. Типы семей в зависимости от критерия семейной власти: · матриархат —власть в семье принадлежит женщине;
· патриархат -во главе стоит мужчина;
· эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдаетсястатусное равенство супругов.
В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменение некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, организации досуга и других важнейших функций. Вместе с тем в обществе появляются альтернативные формы брака, под которыми понимают системы брачных отношений, не получивших официального признания государства (и церкви), но допускаемые общественным мнением той или иной социальной среды. К их числу в современных развитых странах относятся:
· Годвин-брак («визитный брак», «гостевой брак») —это раздельноепроживание супругов, отсутствие общего хозяйства и быта;
· Конкубинат —стабильная связь женатого мужчины и формально незамужнейженщины-конкубины, имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку;
· Открытый брак —признание права супругов на независимый образ жизни, включая внебрачный секс; · Пробный брак —временное проживании партнеров.Когда же они решают
иметь детей, то оформляется законный брак. ВЦИОМ: Большинство россиян уверены, что семья создается для продолжения рода - 60% респондентов. Отмечается, с 1989 года позиция жителей страны по данному вопросу почти не изменилась: тогда аналогичное мнение высказали 56%. По словам 43% российских граждан, люди женятся ради поддержки ближнего. 36% назвали важным наличие возможности заботиться о ком-либо, еще 31% – наличие возможности никогда не расставаться с любимым человеком. Люди женятся, чтобы не чувствовать себя одинокими (28%) и ради благоустройства быта (38%). 23% россиян полагают, что создание семьи является нравственным долгом каждого человека, а 17% считают супружество просто традицией.
Кроме того, респонденты рассказали о том, какие стороны семейной жизни они считают отрицательными. 22% назвали бытовой вопрос, 22% – необходимость много работать для материального благополучия семья, 19%– чувство ответственности за судьбу близкого человека. Еще16%заявили, что наотношения отрицательно влияет однообразие семейной жизни. По мнению 18%, семья ограничивает личную свободу, а 10% полагают, что семья мешает карьерному росту. Наконец, 3%россиян уверены, что невозможно сохранитьлюбовь, живя в семье.
«Люди сейчас в хорошем смысле слова стали более циничными, прагматичными, и они понимают, что это (брак) не игрушки, а, действительно, то действие, которое повлияет на их благополучие моральное, финансовое и благополучие детей. Вступают в брак позднее. Так что лучше или вообще одному, но если вступаешь в брак, то уже берешь на себя ответственность», – заявил председатель правления Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов. Как показали результаты исследования, главной ценностью для россиян всех возрастов является семья — об этом сообщают 97% опрошенных. ВЦИОМ представляет данные о том, как россияне представляют себе идеальную семью. Как показали результаты опроса, главные приметы идеальной семьи сегодня — взаимопонимание, общие интересы у мужа и жены, самостоятельность в решении проблем. А вот нужно ли равноправие в «ячейке общества» — вопрос по-прежнему спорный. Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 30 июня — 1 июля 2012 года.
Идеальная семья для россиян — это, прежде всего, та, в которой царит взаимопонимание, поддержка и уважение, несмотря на финансовые трудности (81%), в которой интересы семьи в целом важнее, чем отдельных ее членов (78%) и где муж с женой имеют только общие интересы и свободное время проводят вместе (77%). Кроме того, для большинства опрошенных образцовая семья — это та, в которой все вопросы решаются самостоятельно, без вмешательства других людей (65%).
Наиболее спорный вопрос — о равноправии в семье: 45% опрошенных полагают, что идеальная семья — та, которой муж и жена делят обязанности поровну, а 53% предпочитают вариант, при котором глава семьи берет на себя
ответственность за остальных ее членов. Взгляды на идеальную семью россиян, живущих в браке и неженатых респондентов в большинстве случаев схожи. Лишь в вопросе о том, что важнее для семьи — материальная обеспеченность или хорошие отношения — женатые респонденты несколько чаще отмечают, что именно взаимопонимание является основой образцовой семьи (83% против 78% неженатых). Различия в представлениях об идеальной семье наблюдаются среди тех, кто вступал в брак один раз и несколько раз. Так, россияне, регистрировавшие свои отношения однократно, чаще, чем те, кто вступал в брак несколько раз, отмечают, что в идеальной семье взаимопонимание важнее материального достатка (83%, среди тех, кто был в браке несколько раз так думают 72%), отношения строятся по принципу равноправия (47% против 39% соответственно), а муж и жена имеют только общие интересы (81% против 74% соответственно).
Россияне не хотят менять свои взгляды на семью, гражданский брак и супружеские измены. Опросы ВЦИОМ выявили, что наши представления о гражданском браке, внебрачных детях и матерях-одиночках примерно такие же, как и 25 лет назад. Ну разве что на 1-2 процента - в рамках статистической погрешности - " либеральнее".
Словосочетание " гражданский брак" стало сегодня почти социологическим термином. 47 процентов россиян считают, что он вполне допустим. Но и в 1989 году так считало соотносимое число граждан - 41 процент. Рождение ребенка вне брака одобряют 72 процента опрошенных. 25 лет назад таковых было 74 процента. 39 процентов опрошенных осуждают мужчин, изменяющим своим женам (25 лет назад - 38), а 43 - неверных жен (25 лет назад - 45).
В " подстрочнике" нарисованной этими цифрами картины просматривается одна очевидная закономерность - ценность семьи и детей очень высока. " Гражданский брак", считают эксперты, приемлется скорее как паллиатив, " временный союз", за которым просматриваются контуры ценности брака законного
|