Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заключительной части.






При составлении анкеты, необходимо соблюдать правила и принципы ее конструирования, а также знать особенности разных видов вопросов, уметь правильно их формулировать и рационально располагать, чтобы получить более полную и точную характеристику изучаемого объекта.

1. Вводная часть. Главная функция вводной части — пробудить желание респондента отвечать на вопросы анкеты. От того, как составлено обращение, зависит отношение респондента к анкете.Она содержит:

1. Обращение (уважаемый школьник, житель, гражданин и т.д.)

2. Данные организации (учреждения), проводящей опрос.

 

3. Цель и задачи исследования, а так же практическое значение решения этих задач.

 

4. Значимость роли респондента для решения этих задач.

 

5. Гарантию анонимности (полученные от анкетируемого сведения не станут публичным достоянием без соответствующего на это его согласия).

 

6. Указание о технике заполнения анкеты (часто эти указания еще располагаются и непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты).

7. Выражение благодарности за сотрудничество.

2. Основная часть. Первыми обычно идут так называемые " контактные вопросы", основная цель которых — заинтересовать респондента проблемой, облегчить ему процесс включения в работу. Эти вопросы должны быть сформулированы просто. Именно благодаря постановке в начале анкеты более легких вопросов респондент подготавливается к наиболее сложным, что помогает постепенно выработать навыки, необходимые для заполнения анкеты. Усложнение вопросов называется " Правилом воронки". После контактных вопросов ставятся основные. Это самые важные и трудные вопросы. Ответы на них дают информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов должно соответствовать цели и задачам исследования. Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой блок вопросов. Вопросы можно располагать по блокам, а можно вперемешку. Самые сложные вопросы лучше располагать в середине анкеты.

На последнем месте ставятся заключительные вопросы, основная функция которых — снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что проделана серьезная и нужная работа. В связи с возможной усталостью опрашиваемого, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т. п. Указанный принцип расположения вопросов — по нарастанию их сложности, а затем по мере ее убывания — имеет один недостаток. Если все вопросы логически взаимосвязаны и тема постепенно сужается, то появляется взаимовлияние предыдущих вопросов на последующие -" Эффект эха».

3. Соцдем. Сюда включаются вопросы, отражающие социально-демографические характеристики респондента: пол, возраст, образование, профессия, семейное положение. В зависимости от цели и задач проводимого исследования, количество вопросов может быть уменьшено или увеличено.

Этот блок может располагаться как в начале, так и в конце анкеты. Одни специалисты считают, что если она будет находиться в начале анкеты, то у респондента появится сомнение в том, что анкетирование анонимное, тем более, если в опросе будет выясняться внутреннее состояние или знания опрашивае-мого. Они считают, что начинать вопросник с социально-демографических вопросов не только неэтично, но и нецелесообразно, т. к. это может насторожить респондента и повлиять на достоверность информации, или даже оттолкнет его от заполнения анкеты. В конце анкеты можно поставить вопрос о самом опросе. Например: " Насколько важным Вы считаете проведение данного опроса? " А также предложить участвовать в последующих исследованиях общественного мнения.

Иногда в этой части, если речь идет об анкетировании частных лиц, есть смысл попросить указать имя респондента, телефон, адрес. Но при этом всегда следует сделать оговорку на необязательность заполнения этих реквизитов. Если объектом изучения являются предприятия (организации), в этой части анкеты можно попросить указать наименование организации, ее размер, местоположение, вид деятельности, имя и положение в организации лица, заполнявшего анкету. В самом конце анкеты следует указать дату проведения анкетирования, время и место.

Правила составления анкеты:

 

• Следует избегать неясных формулировок, специальных терминов. Если такие есть, их необходимо объяснить или заменить.

• Система используемых категорий должна быть понятна всем респондентам.

 

• Вопросы не должны содержать установок.

 

• Если вопрос связан с оценкой не одобряемого в обществе поведения или деятельности, надо дать понять респонденту, что ответ не вызовет осуждения.

 

• Не следует допускать, чтобы конструкция вопроса склоняла опрашиваемого к ответу.

 

• Если на один вопрос много вариантов ответов, то их нужно разделить на тематические блоки и вместо одного вопроса задать несколько.

 

При ответе на вопрос обычно внимание респондента фиксируется на первом и последнем варианте ответа с перевесом на первый и больше всего положительных выборов приходится на него. Поэтому, если есть возможность, то располагайте варианты не последовательно, а в случайном порядке.

• Чтобы повысить достоверность ответов, необходимо обеспечить респонденту возможность уклониться от них.

 

• Проверить закрытые вопросы (то есть с конкретным перечнем ответов). Их целесообразно превратить в полузакрытые, дав возможность респонденту дописать свой вариант ответа.

 

• Вопросы не должны задевать самолюбия, достоинства респондента, каких-то его престижных представлений.

Проверка композиции анкеты. Необходимо проверять не только отдельные вопросы, а всю композицию анкеты и ее графическое оформление. Вот основные требования:

• Ясность объяснения респонденту техники ответов на вопросы.

 

• Более простые вопросы в начале анкеты, в середине — наиболее сложные и содержательные, в конце — опять простые.

• Использование переходных (буферных) вопросов.

 

• Основные и контрольные вопросы лучше не располагать друг за другом. Если респондент поймет, что ему не доверяют и проверяют, то это может отразиться на достоверности последующей информации.

 

• Если есть подозрение, что не все респонденты достаточно компетентны в каком-то вопросе или что они не все относятся к той группе, для которой предназначен вопрос, то надо поставить вопрос-фильтр, имеющий указатель перехода для разных групп респондентов.

 

• Не следует задавать вопросы, которые превышают возможности памяти респондентов. Это могут быть события, которые давно произошли, или которые хотя и имели место недавно, но для респондента не играли принципиальной роли и поэтому были забыты.

 

• Нельзя допускать скопления однотипных вопросов (ряд альтернативных, закрытых, открытых вопросов или вопросы табличной формы и т. п.). Это приводит к утомлению респондента, вызывая ощущение монотонности. В этом случае надо шире использовать все многообразие возможных типов вопросов.

 

• В социологии существует понятие компетентности общественного мнения.

 

Например, не следует спрашивать о проекте того или иного закона, если он не опубликован, или о тех явлениях, с которыми респондент не сталкивался.

Чтобы окончательно оценить качество составленной анкеты, необходимо провести пробное (или пилотное) исследование. Для этой цели достаточно опросить небольшую группу людей. Проведение пробного исследования помогает уточнить понятность формулировок и содержание вопросов, полноту набора вариантов ответов, а также последовательность их расположения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал