![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Характеристика консультативной психологии как науки.Стр 1 из 30Следующая ⇒
Основы консультативной психологии. Раздел 1. Основные положения консультативной психологии как науки. Тема 1. Характеристика консультативной психологии как науки. Понятие психологического консультирования. Отличия консультирования и психотерапии. Слово «консультация» употребляется в нескольких значениях: это совещание, обмен мнениями специалистов по какому-либо делу; совет, разъяснение специалиста; беседа с целью расширения и углубления знаний; учреждение, которое дает такие советы. Консультировать - значит давать совет по интересующей проблеме. Слово «психологическое» можно понимать двояко. С одной стороны, оно может указывать на то, что консультирование основано на данных психологической науки. С другой стороны, его можно рассматривать как указание на то, что консультирование осуществляется по психологическим проблемам - касается таких явлений: психика, деятельность, поведение. Психологическое консультирование имеет выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, тем, как консультант осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни клиента или семьи. Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование. За рубежом консультативная психология выделилась как особый подход к оказанию психологической помощи человеку и семье в сложных жизненных ситуациях в 50 - е гг. XX в. То, что является основой современного психологического консультирования, зародилось и развилось в русле психотерапии, основных психотерапевтических направлений. Возникновения психологического консультирования (по Ю. В. Меновщикову) - 1951 год, когда на одной из конференций в США был введен термин «консультативная психология», чтобы отделить консультирование от клинической психологии - отрасли психологии, занимающейся проблемами оказания помощи людям, тяжело психически или соматически больным. Естественно, что это отделение подготавливалось всем ходом развития психотерапии до этого, и в последующем психотерапия вносила и вносит свой существенный вклад в развитие психологического консультирования. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к жизненной ситуации клиента и его личностным ресурсам; от обучения - придание значения больше способам взаимодействия между консультантом и клиентом, которое порождает дополнительные возможности самостоятельного преодоления трудностей, чем знаниям. В отечественной психологической науке термин «консультативная психология» появился в начале 90 - х годов XX в. Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью человека могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые помогут ему отыскать новые возможности выхода из трудной жизненной ситуации. Основные вопросы консультативной психологии: 1. В чем суть процесса, возникающего между человеком (или семьей), оказавшимся в трудной ситуации и обратившимся за помощью (клиентом), и человеком, ее оказывающим (консультантом)? 2. Какие функции должен выполнять консультант и какие личностные черты, установки, знания и умения необходимы ему для успешного выполнения им своих функций? 3. Какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в ходе консультирования? 4. Какие особенности налагает на процесс консультирования ситуация, сложившаяся в жизни клиента? 5. Какие приемы и техники могут быть сознательно использованы в процессе оказания помощи? При всех различиях, которые наблюдаются сегодня в понимании сущности психологического консультирования и его задач, теоретики и практики сходятся в том, что консультирование - профессиональное взаимодействие между обученным консультантом и клиентом. Оно направлено на решение проблемы клиента. Это взаимодействие осуществляется лицом к лицу, но иногда может включать в себя и более двух людей. Психологическое консультирование переплетается с психологической коррекцией и психотерапией. Психотерапия (греч. - забота о душе) - форма лечения психических нарушений. Однако, на что справедливо обращает наше внимание Е.А. Спиркина, психотерапия на Западе в своем развитии давно покинула эти узкие рамки. Знания и методы, накопленные в ней первоначально в процессе лечения психических и психосоматических нарушений, позволили психотерапии в наше время стать средством личностного роста и достижения зрелости, средством помощи человеку разобраться с философскими и экзистенциальными проблемами, средством повышения образования, средством достижения поведенческих изменений. Методологической основой работы с клиентом в рамках этой психотерапии являются различные направления психоанализа, бихевиоральные и когнитивистские направления, различные течения в рамках гуманистического подхода. В последнее время стали популярными эриксоновский гипноз и нейролингвистическое программирование (НЛП). В нашей стране под психотерапией долгое время было принято понимать нечто иное - раздел медицины, методологической основой работы с клиентом в котором являлись труды И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, П.Б. Ганнушкина, И.П. Павлова и других, а основными методами работы с клиентом являлись гипноз и аутогенная тренировка. Когда практические приложения западных психотерапевтических направлений стали проникать в Россию использоваться практическими психологами, возникла задача отделить это новое направление оказания психологической помощи от психотерапии в ее традиционном для нашей страны смысле. Для этого стали использовать термин «психокоррекция» -приложения западной психотерапии. Однако термин «психокоррекция» оказался для этого не очень удачным: он несет в себе оттенок субъект-объектности, что не свойственно для некоторых известных направлений западной психотерапии; этот термин может использоваться применительно к работе с нарушениями развития высших психических функций, например, у детей. В настоящее время психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Как видим, развести два термина - «психокоррекция» и «психологическое консультирование» - довольно трудно. Даже психологи-консультанты, которые высказываются в пользу разведения этих двух понятий, порой используют их как синонимы. Например, Ю.Е. Алешина в своем руководстве по психологическому консультированию третий этап консультативной беседы обозначает как «Оказание психокоррекционного воздействия». Термин «психологическое консультирование» применим к ситуациям диалога, откровенного обсуждения, субъект-субъектного общения. Термин «психокоррекция» применим к ситуациям спланированного воздействия, когда специалист, оказывающий воздействие, не полностью открыт клиенту, их общение не носит характера откровенного диалога, отношения имеют оттенок субъект-объектности. Психологическое консультирование ориентировано на урегулирование отношений клиента с другими людьми, а психокоррекция - на решение внутренних проблем клиента, но когда идет реальный процесс работы с клиентом, трудно определить, где заканчивается психокоррекция и начинается психологическое консультирование, поэтому в ситуации реального анализа работы по оказанию воздействия не будет серьезным нарушением рассматривать эти термины как синонимы. Слово «психокоррекция» - чисто русское. В западной психологии этот термин не используется. В отечественной литературе появилось новое словосочетание для обозначения психотерапии в том смысле, в котором это слово понимается на Западе, - «немедицинская психотерапия». Основные отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии состоят в следующем. Психологическое консультирование: 1. Сфера применения шире, чем у психотерапии, обращенность к проблемам психически здоровых людей. Психологическое консультирование стало использоваться в образовании, менеджменте и промышленности, для решения индивидуальных и семейных проблем. 2. Ориентация на широкое использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану, с использованием для анализа результатов методов математической статистики. 3. Работа с ситуационными проблемами, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психотерапии. 4. Большая субъект-субъектность, диалогичность общения психолога-консультанта и клиента. Клиент - здоровый человек, которому можно делегировать ответственность за свою жизнь. 5. Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним, признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых явлений. 6. Ориентация на большую активность и самостоятельность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутренних ресурсов человека. 7. Допустимость в психологическом консультировании более широкого спектра разнообразных профессиональных моделей деятельности психолога-консультанта, чем в психотерапии. Процедурные отличия психологического консультирования от психотерапии (по Ю. Е. Алешиной): 1. Отличия, связанные с характером жалобы клиента. В случае психологического консультирования клиент жалуется на трудности в межличностных отношениях или осуществлении какой-либо деятельности. В случае психотерапии клиент жалуется на невозможность контролировать себя. 2. Отличия, связанные с процессом диагностики. В психологическом консультировании диагностика направлена на события настоящего и недалекого прошлого. Большое внимание уделяется конкретному поведению, межличностным отношениям. В психотерапевтических подходах диагностика направлена на события далекого детства и юности (вероятное время получения психологической травмы). Внимание уделяется анализу бессознательного: исследуются сны, ассоциации. 3. Отличия, связанные с процессом оказания воздействия. Основой психологического консультирования является изменение установок клиента на других людей и на различные формы взаимоотношений с ними. Следующим этапом работы является изменение поведения клиента. В психотерапевтических подходах большое внимание уделяется взаимоотношениям между клиентом и психотерапевтом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как для консультирования это может даже выступать как нежелательное побочное явление, затрудняющее работу. Перенос - склонность клиента переносить (проецировать) на специалиста, оказывающего воздействие, свои отношения с ним и свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты. Контрперенос - склонность специалиста, оказывающего воздействие, проецировать свои отношения со значимыми людьми, основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом. 4. Отличия, связанные со сроками работы. Психологическое консультирование является краткосрочным и редко превышает 5-6 встреч с клиентом. Психотерапия ориентирована на десятки и сотни встреч в течение ряда лет. 5. Отличия, связанные с типом клиентов. Клиентом в психологическом консультировании может быть практически любой человек. Психотерапия ориентирована на невротиков с высоким уровнем развития склонности к самонаблюдению и самоанализу, способных оплачивать дорогой и длительный курс лечения, обладающих для этого достаточным количеством времени и мотивацией. 6. Отличия в требованиях к уровню подготовки специалиста, оказывающего воздействие. Психологу-консультанту необходим психологический диплом (удостоверяет его знание достижений научной психологии) и некоторая дополнительная специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования, которая может быть недлительной. Практическая подготовка будущего психолога - консультанта - наблюдение за работой опытного психолога-консультанта (лучше нескольких) и самостоятельный опыт работы под наблюдением опытного психолога-консультанта с последующим анализом деятельности. Психотерапевт не сильно привязан к психологическому диплому (многие психотерапевты вырастали из медицинской среды или из сфер, далеких от психологии). Ему необходимо получить документ, удостоверяющий его право работать в рамках того направления психотерапии, которое он избрал. Психотерапевту необходим длительный опыт собственной психотерапии для того чтобы понять, что ощущает клиент во время работы с ним, разбираться в особенностях своего контрпереноса и длительный период самостоятельной работы под наблюдением опытного руководителя. Психологическое консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Соответствующая форма беседы используется в психокоррекционной работе и в психотерапии. Консультирование ориентировано на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, а психокоррекционное или психотерапевтическое воздействие ориентировано на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов.
|